Обзор СМИ


Минэнерго собирается наращивать экспорт угля через Дальний Восток
28.02.2020


Министр энергетики Александр Новак представил правительству проект новой редакции программы развития угольной промышленности до 2035 года. Он предполагает наращивание объемов добычи, а также экспорта природного топлива в страны АТР через порты Дальнего Востока.

Программа развития угольной промышленности, опубликованная на сайте Минэнерго, предполагает два варианта развития отрасли — оптимистичный и консервативный. При этом оба варианта связаны с наращиванием объемов как добычи, так и экспорта. Основным рынком сбыта являются азиатские страны, поскольку Европа постепенно отказывается от использования угля и переходит на возобновляемую энергетику. Зато в России будут строить новые угольные ТЭЦ и расширять инфраструктуру под угольную перевалку.

В настоящее время объем добычи угля в России составляет 440 млн тонн. За восемь лет прирост составил 30%, или почти 100 млн тонн. Объем экспорта составляет на сегодня 50% от добычи (220 млн тонн), прирост – в два раза, почти 110 млн тонн. То есть практически весь прирост добычи идет на экспорт.

Угледобычу осуществляют 57 шахт и 130 разрезов, переработка идет на 64 обогатительных фабриках и установках. Угольные предприятия являются градообразующими более чем для 30 населенных пунктов. В отрасли занято 150 000 работников, и еще примерно полмиллиона рабочих мест функционируют в обеспечивающих смежных отраслях.

Уголь стал основным грузом для акционерного общества «РЖД», и его доля в грузообороте выросла за 10 лет с 35% до 44%. Экспортные поставки угля стали пятой статьей по объему валютных поступлений в страну и достигли 17 млрд долларов США в год, налоговые отчисления составили более 100 млрд рублей.

Активно осваиваются новые и перспективные месторождения, создаются новые центры угледобычи – причем все они на Дальнем Востоке. По словам Новака, уголь добывают теперь в Хабаровском крае, Якутии, Забайкалье, Бурятии, на Сахалине.

Раз уж уголь добывают и экспортируют, также строятся новые и наращиваются мощности действующих угольных терминалов в российских портах Дальнего Востока, в Азово-Черноморском и Арктическом бассейнах.

Россия сегодня занимает третье место в мире по экспорту угля после Индонезии и Австралии, на международном рынке мы занимаем долю 15%, и российские угольные компании обеспечили почти 40% всего прироста международной торговли углем. Минэкономразвития и Минэнерго уверены, что к 2035 году общая международная торговля углем вырастет примерно на 5-13%, то есть с текущих 1,45 млрд тонн до 1,52–1,64 млрд тонн. Перспективы роста Минэнерго связывает с растущим рынком АТР – на него приходится почти 80% всей торговли углем.

Потенциальный рост спроса на уголь примерно на 200 млн тонн должны обеспечить растущие потребности в Индии, Вьетнаме, Пакистане, Бангладеш, на Филиппинах, в Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии. Увеличение спроса будет также происходить в странах Африки и на Ближнем Востоке. На европейском рынке при этом потребление угля снижается, поскольку страны Европы уже давно начали развивать возобновляемые источники энергии.

Целью программы является также обеспечение стабильных поставок качественного угля на внутренний рынок. В первую очередь это электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, металлургия, а также реализация его экспортного потенциала в соответствии с прогнозируемым спросом. Соответственно, менять вектор развития российской энергетики на более экологичную никто не собирается. В программе рассматривается два варианта развития отрасли – консервативный и оптимистичный. Впрочем, оба они предполагают рост угледобычи. Только консервативный вариант предусматривает рост с 440 до 485 млн тонн, а оптимистичный – до 668 млн тонн к 2035 году.

Прогнозируемые объемы добычи угля обеспечены внушительными разведанными запасами – 196 млрд тонн. Программой планируется обеспечить среднегодовой прирост запасов дефицитных марок углей в объеме 500 млн тонн, в том числе коксующихся – 135 млн тонн.

С целью обеспечения оптимальной территориальной и технологической структуры производственных мощностей по добыче и переработке угля предусматривается создание сырьевой базы в новых центрах угледобычи – в Туве, Якутии, Забайкалье, на Дальнем Востоке, в арктической зоне. Наряду с освоением мощностей уже построенных 25 шахт и разрезов планируется заново построить 14 шахт и 15 разрезов, ввести более 20 новых обогатительных фабрик, модернизировать восемь действующих фабрик. Будет завершена ликвидация неперспективных шахт и разрезов.

С целью развития внутреннего рынка угольной продукции и укрепления позиций российских компаний на мировом рынке предусматривается увеличение пропускной способности Восточного полигона, железных дорог, в том числе подходов к портам; обеспечение применения долгосрочных и предсказуемых параметров установления железнодорожных тарифов как до 2025 года, так и в последующий период; реализация проектов строительства и модернизация объектов угольной генерации в Сибири и на Дальнем Востоке. В частности планируется построить семь новых угольных теплоэлектростанций и модернизировать 12 действующих. Одна из них, как известно, должна быть построена на землях сельхозназначения в Суражевке, против чего активно протестуют местные жители.

Программой предусматривается полное обеспечение потребностей внутреннего рынка в электроэнергетике – это 120 млн тонн, для нужд коксования в металлургии – 40 млн тонн, для ЖКХ, населения, аграрно-промышленного комплекса и прочих потребителей – еще 45 млн тонн.

Объем экспорта российских углей прогнозируется увеличить с 220 до 260 млн тонн по консервативному и до 390 млн – по оптимистичному варианту.

Долгосрочная программа развития РЖД, также до 2025 года, предполагает расшивку узких мест Восточного полигона железных дорог – до 185 млн тонн перевозки экспортируемого угля в 2025 году. Долгосрочная программа развития Росморпорта намеревается снять системные ограничения при транспортировке угольных грузов для экспортных потоков угля. Его доля на рынке стран АТР с сегодняшних 50% увеличится до 75%, а объемы перевозки экспортируемого угля в восточном направлении уже к 2025 году достигнут 185 млн тонн.

«Мы тесно взаимодействовали с "Российскими железными дорогами" при согласовании данных прогнозов, – отметил Александр Новак. – Экспортные поставки российского угля, полностью синхронизированные с провозными возможностями железнодорожной инфраструктуры, и темпы развития угольных терминалов в портах также позволят, даже с некоторым резервом, обеспечить планируемые объемы перевалки экспортируемого угля, прежде всего в дальневосточных портах».

Впрочем, с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду от объектов угольной отрасли предусмотрена реализация программ по обеспечению экологической безопасности, внесение изменений в нормативно-правовые акты в области нормирования качества сброса сточных вод в водные объекты, увеличение объемов рекультивации нарушенных земель, строительство и модернизация угольных ТЭЦ с применением экологически чистых технологий. В результате планируется значительно улучшить экологические показатели отрасли, в частности, уровень сброса загрязненных сточных вод от общего объема снизить в два раза.

https://www.newsvl.ru/society/2020/02/28/188106/


2024-МАЙНИНГ