ИНБУРТЕХ

Обзор СМИ


Грузоотправителям указали верный путь
02.03.2020


ОАО РЖД выдало клиентам рекомендации по ведению бизнеса

В ответ на жалобы угольщиков железнодорожники решили посоветовать клиентам, как вести их собственный бизнес. Среди идей ОАО РЖД: отказ угольных компаний от дивидендов до улучшения конъюнктуры рынка, формирование планов добычи с учетом диверсификации рынков сбыта. Также железнодорожники предлагают строить больше угольных электростанций рядом с местами добычи. Однако идея отказа от дивидендов вызывает у частных компаний недоумение, а тенденции в энергетике скорее обратные: угольные станции вытесняются газовыми.

“Ъ” ознакомился с презентацией замгендиректора ОАО РЖД Алексея Шило к заседанию рабочей группы Госсовета, которое состоялось 26 февраля. В документе изложены идеи монополии относительно развития угольной отрасли. В частности, предлагается квотировать добычу угля, предусмотрев в методике согласования квот требования по диверсификации рынков сбыта в западном и восточном направлениях.

После резкого обвала цен весной 2019 года на европейских рынках угля их спред относительно азиатских рынков, где конъюнктура была более благоприятной, заметно вырос, и угольщики стали направлять все большие объемы продукции на и без того заполненный Восточный полигон.

Погрузка на экспорт по итогам 2019 года выросла лишь немного (на 0,9%, до 208,3 млн тонн), но произошло перераспределение объемов.

Так, говорится в документе, если в долгосрочной программе развития (ДПР) ОАО РЖД до 2025 года предусмотрен рост поставок в северо-западном (на 1,9%) и южном (на 1,5%) направлениях, фактические поставки уменьшились на 3,1% и 8,6% соответственно. В то же время на восток ОАО РЖД отгрузило на 8% угля больше, чем в 2018 году, тогда как собиралось увеличить поставки всего лишь на 1,2% с учетом модернизации БАМа и Транссиба. Монополия предупреждает, что перекос «формирует риски необеспечения устойчивости экономики угольной отрасли востока РФ».

Само заседание закончилось победой угольщиков: ОАО РЖД поручили обеспечить максимум условий для вывоза угля из Кузбасса, и прежде всего в восточном направлении.

Речь идет в том числе о восстановлении сниженных инвестиций в Восточный полигон в 2021–2022 годах, утверждении перечня из 212 приоритетных проектов, сроки которых пока не согласованы (см. “Ъ” от 18 февраля), а также закреплении на год скидки на перевозку угля в южном направлении и ее введении на западном без дополнительных требований. В 2019 году ОАО РЖД успешно стимулировало скидкой, нейтрализующей экспортную надбавку, поставки угля на порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). На порты Северо-Запада такую же скидку компания готова была дать под гарантии объемов от 15,9 млн тонн, но угольщики их не нашли.

Теперь ОАО РЖД пытается перевести внимание с себя на самих угольщиков. В частности, монополия предлагает ввести мораторий на выплаты дивидендов угольными компаниями до стабилизации конъюнктуры. В ОАО РЖД поясняют, что крупные угольщики направляют на дивиденды до 20% от валовой прибыли. По мнению Максима Худалова из АКРА, железнодорожники имели в виду Evraz (в 2019 году выплатил $1,1 млрд дивидендов, планирует промежуточные в $580,8 млн) и «Мечел» (2,5 млрд руб.). В компаниях отказались от комментариев.

    За последние 20 лет мы переживали большое количество кризисов. Мы знаем, что даже в эти периоды угольная отрасль может наращивать мощности

Источник в отрасли подчеркивает, что «очень странно призывать частные компании не платить дивиденды». Другой собеседник “Ъ” отмечает, что угольщики, в отличие от ОАО РЖД, не имеют гарантий сбыта по регулируемой цене и при неблагоприятной конъюнктуре не будет ни прибыли, ни дивидендов, ни шахт.

Но у ОАО РЖД есть идеи и в отношении других отраслей: монополия предлагает строить угольные электростанции в районах добычи сырья. Между тем тенденция на рынка обратная: на днях «Интер РАО» сообщило, что будущая крупная Ерковецкая ТЭС на борту Ерковецкого угольного месторождения, которая в исходной конфигурации на 8 ГВт могла потреблять 35 млн тонн местного угля и обеспечивать экспорт электроэнергии в Китай, будет построена для работы на газе (см. “Ъ” от 29 февраля).

Доля угольной генерации в выпуске электроэнергии в РФ в конце 1990-х — начале 2000-х достигала 20%, затем снизилась примерно до 15% (2015 год), в 2017 году выросла до 16% (данные МЭА), отмечает старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. «Ключевой фактор — межтопливная конкуренция с газом, которая уже вывела угольные станции в европейской части России за рамки рентабельности,— поясняет эксперт.— Известны случаи закрытия угольных блоков или их перевода на природный газ в Череповце, Воркуте, Новочеркасске с негативными последствиями для угольных предприятий». Тенденция, по его мнению, «сохранится в обозримой перспективе»: по прогнозу развития энергетики РФ и мира до 2040 года от ИНЭИ РАН и МШУ «Сколково», доля угольной генерации в России снизится до 12–13% к 2040 году. Проект программы развития угольной промышленности от Минэнерго предполагает в консервативном варианте стагнацию поставок угля для энергетики до 2035 года на уровне 87 млн тонн в год, в оптимистичном — рост до 120 млн тонн в год.

https://www.kommersant.ru/doc/4274746

 


2020-Выставка ВНОТ