2024 Стройимпорттехника


Без дыма есть огонь

Изобретение Алексея Богатырева


На видеокартинке (см. youtube, канал «ТЕХПРОМ НКЗ») — труба на фоне зеленых березок. Здесь она кажется чуждым элементом, поскольку печь (топка), видимо, не работает, дыма, по крайней мере, не видно — легкое шевеление воздуха. Голос за кадром говорит о другом

 — Это горит уголь. Обыкновенный каменный уголь. Уголь без выбросов. Так должен гореть любой уголь: каменный, бурый. Отходы углеобогащения. Выбросы здесь как от природного газа. Тогда наша экология не будет страдать от печного отопления, и никто не скажет, что уголь это плохо.

В следующем видеофрагменте рассказ об оборудовании, которое делает возможным сжигание угля без дыма: ясно, правдиво, понятно. Новокузнечанин Алексей Богатырев разработал технологию сжигания углеводородов в потоке ионизированного воздуха (номер патента 2687544). Данная технология действительно позволяет использовать топливо низкого качества, бурые угли, отходы углеобогащения. Причем с повышенной влажностью. При этом растет температура в зоне горения и происходит полное сжигание топлива при уменьшении выбросов, особенно сажи и ПАУ. То есть визуально из трубы идет или пар, или теплый воздух. Проблемы смога больше нет.

— Как вы уже поняли, технологию я запатентовал, у меня имеется полное представление о ее работе, — объясняет Алексей Александрович. — Переход на данную технологию позволяет использовать эффект надслоевого горения, который наиболее благоприятно сказывается на работе котельного оборудования. В будущем при проведении соответствующих исследований технологию возможно применять для синтезгазового горения и стеохимических реакций, которые позволят снизить выбросы в атмосферу окислов азота.

— Если есть технология — почему до сих пор нет котельных, работающих без дыма?

— Последние 3 года я потратил на внедрение моего изобретения в практику. Куда только не обращался, даже не хочу называть фамилии и должности этих людей, которых почти все кузбассовцы хорошо знают. Но воз и ныне там.

К сожалению, в мире — и наш регион, увы, не исключение, присутствует консервативные воззрения на использование угля. Поэтому технологическому развитию уделяется мало внимания. Если взять проблему углекислого газа, то исходя из биологии она уже давно решена природой. В частности, процессом фотосинтеза. На Западе разрабатываются технологии, использующие углекислый газ для производства спиртов через процесс катализа и делается особенно большой упор на производство голубой нефти, из которой в основном собираются производить дизельное топливо.

— Несмотря на это вы, видимо, уверены, что у энергетического угля неплохое будущее?

— В ближайшее время уголь будет проблематично заменить другими видами топлива. Тем более с развитием новых технологий в теплоэнергетике возможен переход на локальное тепло и электроснабжение.

Простой пример, сейчас чтобы освоить территорию необходимо построить дорогу и подвести электроэнергию. В будущем можно будет использовать для этих целей локальные установки, которые будут вырабатывать тепло и электроэнергию на месте. Благо в Кузбассе уголь размещен равномерно по всей территории и имеется большое разнообразие марок угля — от бурых и до каменных.

— То есть именно для Кузбасса угольная генерация предпочтительнее газовой и можно не тратить деньги на газопровод, который «ползет» к нам уже более 10 лет?

— Мы живем в холодном крае, где для отопления жилища требуется много тепла. Наиболее распространенным и доступным видом топлива для отопления и получения электроэнергии в Кузбассе традиционно является уголь. Также у него имеется преимущества с его распространенностью на земле и относительной легкостью добычи и упрощенной логистикой доставки. Поэтому будущее угля наиболее перспективно.

Если взять и распределить потребителей на условные группы, то у нас получается следующее. Локальный потребитель, как правило, использует уголь для отопления жилища. Далее групповой потребитель, который применяет уголь для обогрева небольших поселков, социальных объектов. И производственные потребители, использующие уголь для производства пара в производственных целях, обогрева своих помещений и сушки. А наиболее большое количество угля потребляют крупные электростанции для выработки электроэнергии и тепла для обогрева городов.

— Ваша технология, видимо, рассчитана на первую группу — для отопления жилища. Сколько стоит такой агрегат — быть может, владельцы коттеджей могли бы приобрести у вас бездымовую угольную установку? Есть ли примеры ее использования не в условиях апробации, а в жизни, например, в вашем частном доме?

— Технология разрабатывалась для широкого применения. Ею можно воспользоваться при мощностях оборудования от киловатт до гигаватт. Просто нужно будет произвести необходимые расчеты для каждого типа мощностей котла и видов топлива. Насчет стоимости я примерно просчитывал, что произойдет примерно увеличение стоимости котельного оборудования не более чем на 20-30%. При этом можно будет забыть о всяких пылеулавливающих устройствах. А учитывая то, что термические процессы горения идут уже в других режимах, которые позволят экономить топливо, думаю, увеличение стоимости оборудования оправдано. Тем более я еще не указывал на экологические затраты. Снег должен быть белым, а небо голубым.

Насчет внедрения. Необходимо найти заинтересованных лиц, но у нас почему-то используют технологии еще советского периода. Тем более путь от разработки тернист. Глядя на Китай, как он прогрессирует в технологическом развитии, я понимаю, что где-то идеи могут воплощать. По неофициальным каналам ко мне поступали предложения внедрить разработки в Китае и, как ни странно, в Польше.

— Когда смотришь видео на «Ютубе», все кажется очень простым и даже примитивным… Возможно ли это?

— В любой простоте иногда содержится столько сложностей… Чтобы сделать технологию простой и доступной, я потратил годы исследований и благодарен хорошим людям, которые смогли мне подсказать решение многих проблем. Только на создание устойчивой работы ионизатора я потратил около 5 лет, не говоря уже о решении других задач.

С момента возникновения человечества мир не стоит на месте и постоянно происходят изменения как в жизни людей, так и изменения окружающей среды. Особую роль играет технологическое развитие. Еще некоторое время назад сотовый телефон казался фантастикой. Также не последнюю роль в жизни человека играет электричество. С каждым годом его требуется больше. Поэтому надо быть готовым, что невозможное будет реализовано на практике. Если позволят финансы и обстоятельства, а также найдутся специалисты, то я думаю, что следующим шагом будет создание технологии «управления синглетностью цепных реакций термоядерного горения углеводородов». Данный процесс позволит выйти на новый уровень технологического развития.

— Расскажите о себе, пожа­луйста.

— По профессии я пожарный, занимался бизнесом, потом стало «обидно за державу», вспомнил о своем образовании и решил заняться наукой. В настоящее время сотрудничаю с ООО «Проектуглестрой» (Новокузнецк), мы пытаемся внедрить данную технологию. Также у нас есть очень интересные наработки в области очистки воды. Они позволяют поддерживать воду в аэробном состоянии, что благоприятно действует на биологическое разнообразие. Кроме того, у нас есть технология водоочистки, которую возможно использовать для целей водоподготовки. При этом эффективно убирается железо, марганец и анаэробные запахи.

P.S. Кузнецкий край — благодатный край, в котором, как в Греции, есть все. Осталось создать условия для проживания и деятельности людей, что приведет к процветанию нашего края. Технологии есть, люди есть.

Лариса Филиппова