Точно под потребности

55 лет дружбы угольной компании Кузбасса с машинами БЕЛАЗ


В прошлом году АО «УК «Кузбассразрезуголь» (предприятие сырьевого комплекса УГМК) отметило юбилей. Крупнейшая в России компании по добыче угля открытым способом — фактически — была образована 19 мая 1964 года.

Все эти годы выбор большегрузов для предприятий компании был однозначным — в пользу БЕЛАЗ! Вот и в прошлом году филиалы АО «УК «Кузбассразрезуголь» получили и ввели в эксплуатацию 87 новых карьерных самосвалов БЕЛАЗ грузоподъемностью от 90 до 360 тонн.

— Это самое масштабное пополнение автопарка компании за всю ее историю, — отмечает Сергей Рябкин, начальник управления автомобильного транспорта АО «УК «Кузбассразрезуголь».

В 2019-м «Кузбассразрезуголь» приобрел 49 единиц 220-тонных самосвалов БЕЛАЗ-75306 и 24 автомобиля БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн. Помимо давно зарекомендовавших себя в работе моделей, на филиалы компании поступили и новинки: четыре углевоза БЕЛАЗ-75583 грузоподъемностью 90 тонн, а также десять 360-тонных машин БЕЛАЗ-75605. Это самая современная модификация сверхтяжелых самосвалов серии 7560. Приобретение машин высокой грузоподъемности вызвано курсом на ввод в эксплуатацию экскаваторов большой единичной мощности, для эффективной работы которых требуются соответствующие их производительности самосвалы.

— На такой машине можно ездить много лет, — считает Константин Чернаков, водитель БЕЛАЗа. — Что в жару под 35 градусов, что в мокрый снег при нулевой температуре условия работы комфортные и результаты достойные.

Кадры в компании подбирают особенно тщательно, каждый кандидат проходит соответствующее обучение. И вот итог — представитель филиала «Талдинский угольный разрез» АО «УК «Кузбассразрезуголь» Марат Гилязтдинов в 2019-м завоевал «серебро» на Первом Международном чемпионате Клуба операторов БЕЛАЗ (Жодино, Республика Беларусь). Соревнования тогда собрали лучших водителей большегрузных карьерных самосвалов из России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Участники прошли квалификацию, по итогам которой были определены 10 финалистов.

Продемонстрировав отличные знания теории и умение управлять 130-тонной машиной, Марат Гилязтдинов прошел отборочный этап чемпионата с лучшим результатом, а в финальном заезде стал вторым. Кроме того, работник УК «Кузбассразрезуголь» отмечен организаторами соревнований специальным призом за лучшее выполнение фигуры вождения «восьмерка».

— Все было организовано на высшем уровне, я почувствовал себя участником Олимпиады или «Формулы-1». На соревнования приехали профессионалы, была очень жесткая конкуренция, каждая секунда, каждый сантиметр были на вес золота, — поделился впечатлениями вице-чемпион. — Мне очень помог опыт участия в ежегодных конкурсах профессионального мастерства, которые проходят в нашей компании.

Техника предприятий компании сегодня соответствует всем требованиям эффективности и безопасности. Заметим — парк большегрузов компании на 97% состоит из БЕЛАЗов. Рассказать о причинах такого выбора и об опыте эксплуатации белорусской техники «Уголь Кузбасса» попросил Александра Ивлева, заместителя начальника управления автомобильного транспорта АО «УК «Кузбассразрезуголь»

— Что собой представляет парк используемых самосвалов «Кузбассразрезугля»? И — чем именно был обусловлен выбор этих машин для предприятия?

— Сотрудничество наших компаний началось с момента их основания. В год, когда в Кузбассе начал свою работу первый разрез, в Минске был выпущен первый карьерный самосвал. Многие модели Белорусского автомобильного завода проходили обкатку на предприятиях УК «Кузбассразрезуголь».

Сегодня технологический автопарк угольной компании вместе со спецтехникой составляет более 650 единиц и почти полностью состоит из БЕЛАЗов, в нем представлены практически все модели, выпускаемые заводом. Для угольной компании БЕЛАЗы — оптимальное сочетание цены, качества и удобства содержания. Самая востребованная нами машина — 220-тонник БЕЛАЗ-75306. Также приобретаем 360-тонники. Эти модели эффективны в работе с экскаваторами большой единичной мощности, которые сегодня использует угольная компания.

— Что влияет на эффективность эксплуатации машины?

— Эффективность эксплуатации обеспечивается целым рядом факторов. Это правильный выбор техники для конкретных условий эксплуатации; грамотная организация эксплуатации и сервисного обслуживания техники БЕЛАЗ; бережное, хозяйское отношение к машинам экипажей водителей и технического персонала автохозяйства; комплексная программа технического обслуживания и поддержки, а также содействие в решении возникших проблем сетью дилеров.

Отдельно следует сказать про правильное техническое решение, заложенное в конструкцию машин в целом.

Немаловажны также наши давние партнерские отношения с БЕЛАЗом и тесные контакты с белорусами.

— Какие новые «инструменты» и передовые технологии использует предприятие в ходе эксплуатации белорусских карьерных машин? Может ли этот опыт быть использован другими предприятиями?

— Сейчас мы переходим на новые лаборатории НФС-11 с расширенным спектром определения химических элементов для контроля за качеством моторного масла. Также ведем работу с производителем шин по тестированию новых рисунков протектора. В настоящее время в филиалах компании проводятся эксплуатационные испытания тестовых партий шин Bridgestone: 46/90R57 VZTP, 33.00R51 VRDP, 46/90R57 V189.

В течение 2020 года планируется поставить на испытания тестовую партию шин 59/80R63, 24.00R35, изготовленных специально компанией Bridgestone для условий филиалов «УК «Кузбассразрезуголь».

— Смогли ли новинки БЕЛАЗа, приобретенные в последнее время, оправдать ожидание потребителей? Как происходил процесс освоения новых машин, и — какие из них будут востребованы в перспективе?

— Самая новая модель из приобретенных компанией — БЕЛАЗ-75605 грузоподъемностью 360 тонн хорошо показал себя в эксплуатации. Угольная компания была первой, кто начал использовать БЕЛАЗы грузоподъемностью 320-360 тонн, и у нас уже богатый опыт эксплуатации машин такого класса. Трудностей в освоении не возникло, можно лишь отметить, что серия 7560 хорошо развивается в сторону повышения производительности и надежности. В перспективе угольной компанией по-прежнему будут востребованы машины грузоподъемностью 220 и 360 тонн.

— Насколько легок путь от высказывания пожеланий в модификации машины до их реализации?

— Зависит от масштабности доработок. Мелкие недочеты устраняются оперативно. На серьезные изменения конструктивных особенностей иногда уходят годы. У нас с БЕЛАЗом очень эффективная обратная связь. Раз в полгода к нам приезжают конструкторы завода, мы им излагаем проблемы, выявленные в ходе эксплуатации, они предлагают конструкторские решения.


2020-Выставка ВНОТ