Обзор СМИ


Новый угольный порт в Приморье начинает перезагрузку
13.10.2020


Порт "Суходол" после начала финансирования госбанками возглавил профессиональный строитель

Амбициозный проект кузбасских угольщиков по строительству в Шкотовском районе Приморского края нового угольного порта после некоторой заминки и переформатирования вновь набрал рабочий ход. По сведениям ИА PrimaMedia, на прошлой неделе сменился гендиректор ООО "Морской порт "Суходол" (с.Романовка), оператора строящегося порта.

Появление нового топ-менеджера свидетельствует об усилении позиции государства в проекте порта "Суходол", акции оператора которого в настоящее время находятся в залоге у ВЭБа и ВТБ. Ранее проект дважды оказывался под угрозой срыва. В первый раз из-за проблем с финансированием, во второй — из-за хищений в ходе строительства.

На смену Василию Варенне, считавшемуся человеком одного из совладельцев порта Владимира Гридина, в ООО "Морской порт "Суходол" был назначен Алексей Бушуев, профессиональный строитель.

Интерес угольщиков объясним

В настоящее время на Дальнем Востоке работает более 20 угольных терминалов, но только четыре из них являются специализированными — это АО "Дальтрансуголь" (Ванино, Хабаровский край — прим. ред.), АО "Восточный Порт" и АО "Торговый порт Посьет" (оба — Приморский край — прим. ред.). Первые два терминала обладают практически всем необходимым комплексом мероприятий по снижению вредного воздействия угольной пыли, а вот у "Порта Посьет" с этим большие проблемы. В этом году градообразующая для Посьета компания была оштрафована на 300 тысяч рублей за нарушения при перевалке угля, а в начале августа стало известно, что транспортная прокуратура завела дела об административных правонарушениях на руководство порта за угольную пыль.

Отметим, что АО "Восточный порт" реализует комплексную экологическую программу с 2017 года. Общая сумма инвестиций в экологические мероприятия за это время составила около 6 млрд рублей.

Группа "Колмар" в сентябре ввела в эксплуатацию первую очередь угольного морского терминала "ВаниноТрансУголь" в Хабаровском крае мощностью перевалки 12 млн тонн коксующегося угля в год. К 2023 году "Колмар" намерен сдать в эксплуатацию вторую очередь угольного терминала и тем самым увеличить мощность до 24 млн тонн. В результате, терминал войдет в пятерку крупнейших в России по объемам перевалки.

"Дальтрансуголь" входит в АО "СУЭК" (крупнейший российский производитель угля (— прим. ред.), "Восточный Порт" контролируется структурами "Кузбассразрезугля" (предприятие сырьевого комплекса "Уральской горно-металлургической компании", УГМК — прим. ред.), "Порта Посьет" входит в транспортный дивизион группы "Мечел" — прим. ред.). "Колмар груп" на 70% принадлежит Анне Цивилевой, еще 30% — у ООО "Волга Груп" Геннадия Тимченко.

Располагая собственной переваливающей базой, угольщики экономят огромные деньги, и в итоге поставляют на рынок свою продукцию по конкурентной цене, имея более высокую маржу на реализации. Да и перевалка угля сама по себе — бизнес весьма и весьма выгодный. Его рентабельность по EBITDA более 50%. С введением санкций на Западе большая часть объемов добывающегося в России угля ориентируется на рынки Азии.

В свое время планировала построить собственный терминал на 20 млн тонн угля в год в бухте Врангель группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, представители которого в настоящее время пытаются удержать контроль нал ПАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП). Но на этих планах был поставлен крест.

В Суходоле поначалу все шло неплохо

Угольный терминал в северной части бухты Суходол в Шкотовском районе Приморского края начинало строить АО "Холдинговая компания "СДС-Уголь", до сих пор не имеющее собственных портовых активов на Дальнем Востоке. Проект реализуется с 2012 года. В ценах 2012 года инвестиции оценивались в 18 млрд рублей. Ввод первой очереди на 6 млн тонн намечался на июль 2017 года, второй и третьей — на 2019-2021 годы.

Холдинг "Сибирский деловой союз" принадлежит его президенту Михаилу Федяеву (33,3% капитала) и Владимиру Гридину с сыновьями Андреем и Сергеем (66,7%). В него входят компании химической промышленности, машиностроения, энергетики, сельского хозяйства и т.д. Основной актив холдинга — АО холдинговая компания "СДС-Уголь" (Кемерово), которая занимает третье место по добыче угля в России.

В 2013 году проект с хорошими экономическими перспективами был включен в государственную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года, а также в программу развития угольной промышленности России. В том же году в соответствии с решением Минтранса РФ о месте размещения нового порта СДС подписал с государственными Росморпортом и Росморречфлотом договоры о соглашении по строительству терминала в бухте Теляковского. Параллельно было подписано и соответствующее соглашение с администрацией Приморского края. В марте 2014 года на заседании президиума Морской коллегии при правительстве РФ на тот момент губернатор Приморья Владимир Миклушевский дал положительную оценку проекту строительства нового специализированного порта для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающий предприятий.

В феврале 2014 года в проект вошла Volga Group Геннадия Тимченко, выкупившая у СДС 50% в ООО "Морской порт "Суходол". Предполагалось, что она выступит как инвестор, а СДС — как инвестор и управляющая компания. Однако в 2015 году Volga Group вышла из проекта.

В начале 2016 года Михаил Федяев заявил, что холдинг остановил строительство угольного терминала в бухте Суходол и планирует его возобновить при появлении возможности длинного кредитования по комфортным ставкам. В сентябре 2017 года ФАС удовлетворила ходатайство СДС о приобретении 100%-й доли в ООО "Морской порт "Суходол", что позволило холдингу возобновить строительство порта. А в конце 2018 года в числе совладельцев ООО появились принадлежащее Борису Гутцову АО "Центр развития портовой инфраструктуры" (Москва, также владеет 30% ООО "Морской торговый порт "Лавна" — прим. ред.) и АО "РЖД-Инфраструктурные проекты" (Москва, подконтрольно ОАО "РЖД" — прим. ред.).

Уставный капитал ООО "Морской порт "Суходол" составляет 1,756 млрд рублей — такого размера он достиг в июне 2020 года, ранее (по данным на сентябрь 2019 года — прим. ред.) он был равен 1,614 млрд рублей. На данный момент по 25,1% долей порта владеют г-да Федяев и Гридин, 25,01% принадлежит "РЖД-Инфраструктурные проекты", 24,79% — "Центру развития портовой инфраструктуры".

У четырех нянек дитя без присмотра

Полтора года назад появилась информация, что Владимир Гридин продает свою долю в угольной корпорации СДС и ее может выкупить его давний партнер Михаил Федяев. По странной случайности, в это же время стало известно о якобы имевших место проблемах при реализации проекта в Приморье. Мол, налицо значительное отставание по срокам, а часть выделенных средств исчезла в неизвестном направлении.

Интересно, что 58-летний Михаил Федяев и 64-летний Владимир Гридин до недавнего времени оба присутствовали в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России, неофициальном списке, который ежегодно публикует российская версия журнала Forbes с 2004 года. Так, в рейтинге 2019 года Федяев расположился на 173-ей позиции с состоянием порядка $600 млн, Гридин — на 181-ой позиции с $550 млн. В рейтинге 2020 года Федяев опустился на 177-ю позицию, потеряв в состоянии $50 млн, а Гриднев и вовсе покинул список, входным билетом в который в этом году был показатель в $400 млн. Для сравнения, состояние совладельцев DNS Дмитрия Алексеева и Юрия Карпцова Forbes в последнем рейтинге оценивал соответственно в $500 млн и $450 млн. Состояние погибшего в мае бизнесмена Дмитрия Босова, чьи структуры ранее построили в Приморье угольный терминал "Порт Вера", оценивалось в рейтинге-2020 в $1,1 млрд.

На деле объяснение сокращению состояния Гридина простое — после того, как бывший депутат Госдумы несколько лет назад перебрался в Монако и переключил внимание на здоровье и семью, он уже несколько лет не участвует в управлении СДС.

Госбанки пришли на помощь

Отметим, что в мае этого года присутствующий в списке системообразующих предприятий России "СДС-Уголь" на фоне неблагоприятной конъюнктуры внешних рынков из-за пандемии был вынужден обратиться в правительство за помощью в рефинансировании долга. Как сообщал "Коммерсант", на реструктуризацию задолженности угольщиков пошел Райффайзенбанк.

Тем не менее проект Суходол развивался своим чередом и в июне СДС сообщил о начале укладки железнодорожных путей (в целом около 14 км). При этом еще в феврале "СДС-Уголь" заявил о намерении задействовать на строительстве в Приморье горняков своих предприятий, высвобожденных из-за падения спроса на уголь на мировых рынках.

СДС на тот момент частично скорректировал сроки строительства объекта. Так, ранее компания сообщала, что мощность перевалки первой и второй очередей порта Суходол составит 12 млн тонн угля, на нее предполагалось выйти к 2021 году. Теперь же планируется, что объем перевалки угля составит 12 млн тонн только в 2022 году. Стоимость строительства порта, согласно презентации проекта, оценивалась в 35,4 млрд рублей.

В августе стало известно, что владельцы проекта Суходол нашли-таки недостающее финансирование в государственных банках. Все принадлежащие им доли заложены в ВЭБ и ВТБ соответствии с договором синдицированного кредита от 31 декабря 2019 года, правда, суть и условия договора не раскрываются. Срок обременения ограничен 31 декабря 2036 года.

При этом банк ВТБ является управляющим залогом, ВЭБ — кредитный управляющий, оба имеют статус "первоначальных кредиторов".

Синдикат ВЭБа и ВТБ уже открыл финансирование проекта. Сумма кредитного лимита, предоставляемого синдикатом, составляет порядка 32 млрд рублей, из которых средства ВЭБа составляют 5 млрд рублей, лимит ВТБ — около 27 млрд рублей. 28 августа был предоставлен первый транш синдицированного кредита. Проект будет реализован в рамках программы "Фабрика проектного финансирования", оператором которой выступает ВЭБ.

— Мы считаем своим долгом использовать для строительства перевалочных мощностей новейшие технологические решения, соответствующие современным экологическим требованиям. Этот проект привнесет, безусловно, позитивные изменения в снижении влияния на окружающую среду крупнейших стивидоров Свободного порта Владивосток, — цитирует президента АО ХК "СДС" Михаила Федяева "Золотой рог".

Специализированный угольный морской порт включает транспортно-перегрузочный комплекс и объекты внутренней и внешней инфраструктуры, в том числе специализированный терминал для обработки угля, объекты тепло— и электроснабжения, ж/д инфраструктуру, объекты федеральной собственности.

Мощность угольного терминала составит 12 млн тонн в год с возможным увеличением до 20 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на октябрь 2021 года.

Как видим, после подключения к проекту госбанков появилась потребность смены топ-менеджеров в Приморье. И одним из таковых стал новый гендиректор "Морской порт "Суходол" Бушуев. Правда, по сведениям ИА PrimaMedia, руководить портом он будет только на период проведения строительства, а дальше будет назначен уже менеджер, специализирующийся больше на производственном процессе.

https://primamedia.ru/news/1008576/


2024-МАЙНИНГ