Обзор СМИ


Новые точки роста
19.10.2020


Меры ОАО «РЖД» по упрощению доступа к инфраструктуре приносят результат

Пандемия остановила работу предприятий, закрыла границы, ударила по доходам граждан. Из-за глобального кризиса в экономике сократилась и перевозка грузов по железной дороге. Насколько серьёзным оказался спад и каковы перспективы восстановления грузопотока, «Гудку» рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.

– Глобальная остановка работы предприятий сократила грузовую базу железнодорожного транспорта. Когда вы ожидаете её восстановления до доэпидемического периода?

– Остановка работы промышленных предприятий негативно отразилась на объёмных параметрах работы железнодорожного транспорта. По итогам первого полугодия 2020 года погрузка грузов по сети ОАО «РЖД» снизилась на 4,5% к уровню аналогичного периода 2019 года и составила 605,0 млн тонн.

В то же время, по данным АСМАП и РАТС, снижение перевозок на автомобильном транспорте в данных условиях было более значительным: за 6 месяцев 2020 года во внутрироссийском сообщении сокращение составило 15%, по экспортно-импортным операциям – 10%.

В настоящее время говорить о единовременном восстановлении ключевых секторов экономики и, как следствие, спроса на железнодорожные перевозки грузов преждевременно.

Опыт прошлых кризисных периодов, в том числе рецессии 2008–2009 годов, свидетельствует о том, что экономика не восстанавливается одномоментно, требуется определённый временной период на восстановление производственных и кооперационных связей. Кроме того, нельзя также исключать вероятности наступления так называемой второй волны пандемии и ввода новых ограничений, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции.

По нашим оценкам, постепенного восстановления погрузки можно ожидать с IV квартала 2020 года, когда негативные последствия пандемии многими секторами экономики будут уже отчасти нивелированы.

Уже сейчас можно отметить позитивную динамику восстановления погрузки. Если в мае текущего года отставание по погрузке к уровню прошлого года составляло 5,4%, то в июне оно сократилось до 4,4%, а в июле до 3,9%. В августе мы практически достигли показателя прошлого года, недогрузив порядка 1 млн тонн (0,8%, или 0,9 млн тонн). Сентябрь 2020 года мы также закрыли с незначительным снижением – всего на 0,7%, или 0,8 млн тонн, к уровню сентября 2019 года.

– После снятия основных карантинных ограничений в России погрузка начала расти. Какие товарные номенклатуры обеспечивают этот рост? Какие точки роста грузовой работы, кроме перевозки контейнеров, вы видите в краткосрочной перспективе?

– В целом до конца года прогнозируется сохранение большинства тенденций в объёмах перевозок грузов, наблюдаемых в январе – сентябре.

В условиях стабилизации экономической ситуации и наращивания финансирования дорожно-строительного сектора продолжится рост погрузки строительных грузов.

Росту зерновых грузов будет способствовать увеличение валового сбора зерновых и зернобобовых культур, а также интенсификация уборочной кампании сельхозсезона-2020/21.

При этом мы также отмечаем относительную стабилизацию и сокращение потерь в сегменте перевозок каменного угля. В частности, в IV квартале 2020 года ожидается наращивание нашими экспортёрами поставок каменного угля в условиях роста котировок энергетического угля и снижение ставок фрахта.

Что касается поиска новых точек роста, то здесь важным элементом является реализация нетарифных мер по привлечению грузов с альтернативных видов транспорта за счёт расширения услуг и улучшения качества организации комплексного транспортно-логистического обслуживания, организации движения грузовых поездов по расписанию и упрощению доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД». Среди наиболее перспективных сегментов рынка с точки зрения привлечения на железнодорожный транспорт мы рассматриваем сегмент продовольственных товаров.

– Даже в условиях пандемии показатели транзитных перевозок контейнеров росли. Это связано с объективными потребностями рынка в скорости доставки или с тем, что морским контейнеровозам было сложно набрать судовую норму? Сохранится ли положительная динамика контейнерного транзита до конца года?

– В I квартале текущего года ситуация на логистическом рынке Китая в целом была тяжёлой, что было обусловлено нарушением ритмичности цепей поставок из-за продолжительных китайских новогодних каникул, а также ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции.

Данные меры в первую очередь отразились на работе китайских морских портов и привели к снятию морскими линиями судов с китайских сервисов. Вместе с тем ограничительные меры в меньшей степени затронули железнодорожный транспорт как наиболее технологичный и способный обеспечить бесперебойный вывоз всех предъявляемых контейнерных грузов.

Как следствие, по итогам девяти месяцев рост железнодорожных контейнерных транзитных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай составил 59% и достиг 387,9 тыс. ДФЭ.

Хотел бы отметить, что ОАО «РЖД» последовательно работает над развитием услуг, связанных с транзитными перевозками контейнеров.

Работа ведётся над развитием инфраструктуры и увеличением скорости перевозок. Разработан проект «Увеличение пропускной и провозной способности инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в 4 раза, в т.ч. Транссиб за

7 суток». Также идёт работа над тарифным регулированием. На российских железных дорогах на 2020 год по основным направлениям транзита установлены специальные тарифы, которые с учётом ценовой политики сопредельных железных дорог обеспечивают конкурентоспособную сквозную ставку на всём маршруте перевозки.

Дополнительным стимулом к развитию контейнерного транзита стало решение Правительства Российской Федерации о субсидировании транзитных контейнерных перевозок, реализуемое с сентября.

С учётом проводимой ОАО «РЖД» работы при условии восстановления экономик стран Азии и Европы, а также традиционного оживления торговли в преддверии рождественских и новогодних праздников считаю, что положительная динамика контейнерного транзита сохранится до конца года.

– Перевозка угля и руды в направлении восточных портов – деятельность на грани рентабельности. Планируется ли пересмотр тарифной политики по этим грузам в данном направлении с целью повышения доходности данной работы?

– Перевозки угля и руды не только в направлении восточных портов, но и по большинству других маршрутов находятся на грани рентабельности. Поэтому источником инвестиций для формирования железнодорожных инфраструктурных мощностей под обеспечение планируемых темпов развития угольной и рудной промышленности сегодня фактически являются доходы от перевозок грузов других отраслей.

При этом низкий тариф на экспортные перевозки энергетического угля и руды стимулирует стремительный рост этих перевозок, а высокий тариф на дорогие грузы выталкивает последние на альтернативные виды транспорта.

В результате ОАО «РЖД» теряет грузы-доноры, фактическая доходная ставка не растёт в соответствии с темпами индексации, так как этот рост поглощается тарифно-структурным дисбалансом.

В условиях сокращения перевозок высокомаржинальных грузов других отраслей для выполнения инвестиционных обязательств компания вынуждена наращивать свой кредитный портфель.

Одним из выходов в этой ситуации может быть постепенное устранение сложившихся тарифных дисбалансов. Другой путь – это обеспечение структуры погрузки, в которой перевозки по повышенным тарифам и перевозки по пониженным тарифам уравновешивают друг друга. Соответствующую работу с причастными ФОИВами мы сейчас проводим.

– На Октябрьской железной дороге внедрена технология «Смарт-контракт» и осуществлено около 70 перевозок с её использованием. В чём положительный эффект для перевозчика от внедрения этой технологии и где помимо Октябрьской дороги смарт-контракт будет использоваться в этом году?

– Всё верно, на Октябрьской железной дороге в 2019 году реализован пилотный проект по внедрению смарт-контракта, который обеспечивает прозрачность перевозочного процесса для всех участников транспортно-логистической цепи и в автоматическом режиме фиксирует выполнение договорных обязательств.

Конечной целью проекта является создание «цифрового двойника» перевозочного процесса и переход к безбумажным технологиям на всём этапе перевозки – от заключения договоров с клиентами на транспортно-логистические услуги компании в электронном виде до их полного выполнения всеми участниками процесса.

В этом году проект расширяет свой функционал. Реализуется возможность автоматизированного сопровождения договоров перевозки и сопутствующих услуг, увеличено количество визуализируемых технологических операций, которые будут отображаться по ходу перевозки на платформе распределённого реестра данных (блокчейн) и учитывать выполнение договорных и финансовых обязательств.

Перед расширением полигона применения смарт-контракта необходимо дополнительно осуществить ряд перевозок для определения узких мест и тестирования программного обеспечения, которое в настоящее время находится в стадии доработки. До конца 2020 года такие перевозки планируются только на полигоне Октябрьской дороги.

– В ОАО «РЖД» внедряется так называемая динамическая модель загрузки инфраструктуры (ДМЗИ). Что это за технология и какой эффект она может дать?

– В настоящее время проводятся работы по модернизации автоматизированных систем, в том числе затрагивающие рассмотрение заявок на перевозку грузов в период проведения ремонтных работ по оздоровлению инфраструктуры общего пользования.

Учитывая высокий уровень оперативности процессов взаимодействия с клиентами при управлении перевозочной деятельностью, важное значение приобретает научная проработка методических подходов к созданию принципиально новых автоматизированных управляющих систем, встроенных в производственный процесс, с учётом существующего информационного ландшафта, которые выполняли бы роль «цифровых помощников», ассистентов для принятия управленческих решений. К таким системам относится внедрённая в апреле текущего года в промышленную эксплуатацию динамическая модель загрузки инфраструктуры ОАО «РЖД».

В дальнейшем модернизация модели ДМЗИ предусматривает реализацию механизма экономической оценки для определения оптимального маршрута следования, в том числе с учётом изменения самого маршрута, определение рентабельности перевозок по выбранным альтернативным направлениям и позициям номенклатуры перевозимых грузов.

Использование нового подхода к управлению перевозочным процессом посредством модели ДМЗИ позволит определять стоимость перевозки в разрезе конкретных отправок грузов в реальном режиме времени с графическим отображением динамики и маршрутов их следования, изменения стоимости на звеньях логистической цепи, отображением операций перевозочного процесса на интеллектуальной карте сети. В конечном итоге появится многофункциональная управляющая автоматизированная система, позволяющая производить многофакторный анализ, вести мониторинг и управление перевозками, в том числе в части планирования доходов и затрат.

– Практика согласования Минэнерго России заявок угольных компаний на вывоз груза в направлении восточных портов себя оправдала? Все ли грузоотправители воспользовались предоставленными им возможностями?

– Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 734 от 22 мая 2020 года ОАО «РЖД» с августа направляет сведения для расчёта распределения объёма между угольными компаниями в Министерство энергетики РФ, расчёт происходит в два этапа. Механизм определения объёма экспортных перевозок угольными компаниями сырьевых энергетических грузов железнодорожным транспортом в восточном направлении в условиях ограниченных пропускных и провозных способностей прозрачен и понятен всем участникам транспортного рынка и носит недискриминационный характер, не искажая конкурентную среду среди угледобывающих компаний.

ОАО «РЖД» и Министерство энергетики РФ 8 октября подвели итоги за август 2020 года. Перевозки выполнены в полном объёме. В то же время не все угольные компании воспользовались квотами Минэнерго, так, например, ПАО «Южный Кузбасс» в августе не предъявило к перевозке более 100 тыс. тонн угольной продукции в направлении морских портов Дальнего Востока.

– В этом году с федеральными органами власти была проведена большая работа, направленная на оптимизацию регламентов перевозки того или иного груза. Какие изменения в нормативной базе вы считаете особенно важными для грузоотправителей?

– Да, действительно, при участии наших специалистов в разработке и актуализации нормативных правовых актов в рамках нормотворческой работы Минтранса России проводится масштабная актуализация нормативной правовой базы железнодорожного транспорта.

В этом году работа принесла конкретные результаты в части вступления в силу нескольких актов Минтранса, а именно: Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью, Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров, Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подлежащих федеральному государственному ветеринарному надзору, Правил перевозок железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съёмных автомобильных кузовов в порожнем или гружёном состоянии в грузовых вагонах, Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов.

Некоторые правила не просто актуализируют положения старых, а устанавливают принципиально новый порядок перевозок грузов железнодорожным транспортом, например в части оформления перевозочных документов на метанол, организации перевозок грузов в контейнерах в составе контейнерных поездов, а также организации контрейлерных перевозок.

Ещё одним важнейшим решением, затрагивающим работу не только железнодорожного транспорта, но и других транспортных отраслей, стал приказ Минтранса России, который утвердил типовые формы договора об организации перевалки грузов в морском порту (вступил в силу 26 сентября 2020 года). Его положения позволят железнодорожному перевозчику и оператору морских терминалов максимально задействовать свой потенциал по переработке гружёных и порожних вагонопотоков и повысить эффективность работы обеих инфраструктур.

Взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти очень активно продолжается по таким нормативным актам, как проекты приказов Минтранса «Об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом на особых условиях» и «Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом» (последний находится в высокой степени готовности и очень ожидаем всеми пользователями услуг железнодорожного транспорта).

Новые правила, можно сказать, «гранд-правила» перевозок грузов включат в себя порядок составления единой формы документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, порядок составления актов при перевозках грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом, порядок хранения грузов в местах общего пользования при перевозках железнодорожным транспортом, порядок перевозок грузов и порожних грузовых вагонов с переадресовкой.

Таким образом «гранд-правила» заменят целый ряд нормативных правовых актов, что будет способствовать повышению удобства пользования обширной нормативной правовой базой, регулирующей перевозки грузов железнодорожным транспортом.

– ЦФТО впервые стал использовать механизмы управления интернет-рекламой. Как вы определяли целевую аудиторию и как можно оценить эффект от размещения рекламы в Сети?

– В мае 2020 года стартовал проект таргетинговой рекламы. Контекстное размещение рекламы по ключевым словам в поисковых системах Google.com и Yandex.ru, социальных сетях Facebook, Instagram, «ВКонтакте» позволило охватить 90% сайтов русскоязычного Интернета.

Проект предназначен для целевой аудитории и в приоритетном порядке размещается на новостных сайтах, сайтах бизнес-тематики и сайтах, посвящённых транспортной логистике.

По результатам запущенной рекламной кампании с мая количество пользователей калькулятора логистических услуг раздела «Грузовые перевозки» сайта ОАО «РЖД» превысило 190 тыс. человек.

Из поступивших 190 тыс. обращений 3 тыс. клиентов подтвердили свою заинтересованность в перевозках и продолжили работу на дорожном уровне.

Теперь можно сказать, что у наших сотрудников Центров продажи услуг по всей России появилась возможность в проактивном режиме эффективно взаимодействовать с заинтересованными в услугах ОАО «РЖД» клиентами.

https://gudok.ru/content/first_person/1539174/


2024-МАЙНИНГ