Обзор СМИ


Сергей Цивилев: прежде чем приступить к проекту третьей очереди расширения Восточного полигона, надо четко прогнозировать всю грузовую базу
20.10.2020


ОАО «РЖД» начало работу над третьей очередью расширения Восточного полигона. Согласно примерному плану, в рамках этой очереди расширения в 2025–2030 гг. предусмотрены 183 мероприятия (173 из них – на БАМе). В частности, предполагается строительство 1184 км дополнительных вторых и 674 км третьих главных путей, мостовые переходы через Амур и Енисей, а также обход Хабаровска, реконструкция 44 станций и строительство второго Кузнецовского тоннеля. Планы ОАО «РЖД» амбициозные. Но насколько реалистичны сроки и планы выполнения всех указанных мероприятий в срок? И какие факторы могут способствовать сдвигу сроков вправо? Удастся ли достигнуть провозной способности в 211 млн т? Эти и другие вопросы РЖД-Партнер адресовал губернатору Кемеровской области Сергею Цивилеву.

Сергей Цивилев: прежде чем приступить к проекту третьей очереди расширения Восточного полигона, надо четко прогнозировать всю грузовую базу

– Сергей Евгеньевич, на Ваш взгляд, оптимизирован ли проект третьей очереди Восточного полигона в соответствии с инвестиционными возможностями?

– Проект есть только по первой очереди. При этом по второй очереди РЖД обещают к концу следующего года только закончить проектирование. Хотя еще в августе 2018-го было поручение президента РФ с конкретными цифрами и с конкретными сроками.

В 2021 году должен быть выполнен проект, в августе 2024-го он должен быть исполнен. Фактически же до сих пор не выполнен даже проект первой очереди, реализация которого должна была закончиться еще в 2017 году. Он будет закончен только в следующем году.

По второй очереди, которая стартовала в 2018-м в соответствии с решением комиссии, повторяю, нет даже проектной документации. К проекту третьей очереди вообще еще никто не приступал. Но третья очередь – это потребность нашего угольного бизнеса в перевозке на восток. К этим потребностям должны быть добавлены потребности в перевозке на восток и других товаропроизводителей. Под этот объединенный объем и надо делать проектные работы.

В итоге везти в необходимых количествах свою продукцию на восток мы не можем. Есть другой путь – через западные порты, но это огромный крюк, в тысячи километров. С существующими железнодорожными тарифами наш уголь становится не то что золотым, а платиновым. Нам нужны скидки на то время, пока не расшиты узкие места Восточного полигона.

Возьмем авиаперевозки. Есть бизнес-класс, а есть эконом-класс. Цены различаются в несколько раз. Создана целая система лоукостеров с очень дешевыми билетами. Конечно, авиаперевозчик хотел бы всем продавать билеты по высокой цене. Но тогда бы летали только «суперджеты» по 12–20 человек в самолете. И что тогда? Все аэропорты встанут, сотни тысяч человек не смогут летать, остановится экономика во всех странах. Поэтому рассуждения на тему, выгодно или невыгодно, какие грузы выгоднее перевозить, какие невыгоднее, несостоятельны. Это не вопрос выгоды, это вопрос развития экономики всей страны, а не только угольной отрасли.

– Какие проекты, на Ваш взгляд, еще необходимо включить в программу мероприятий третьей очереди Восточного полигона?

– Восточный полигон делается не для угольной отрасли. Он делается для всех грузов Российской Федерации и возможных международных транзитных грузов. Поэтому надо провести совместную работу и к предложению перевозки угольных грузов добавить все возможные грузы, которые могут сформироваться к этому году. Это комплексная работа существующих и потенциальных грузоотправителей страны.

– В документе не учтен проект Северомуйского тоннеля – 2. По Вашему мнению, насколько приоритетно и актуально включение этого проекта в программу мероприятий третьей очереди Восточного полигона?

– Прежде чем приступить к проекту третьей очереди, надо четко прогнозировать всю грузовую базу. То есть первоначально необходимо выполнить работу по формированию грузовой базы и исходя из этого посмотреть, какие мероприятия надо включить в третью очередь. При этом грузовая база, которая формируется, должна быть с запасом по мощности, для того чтобы давать возможность бизнесу развиваться и отправлять грузы на перспективные восточные направления.

– Согласно плану мероприятий, целевой показатель для третьего этапа – 211 млн т. С чем может быть связана корректировка показателей провозной способности в меньшую сторону, чем ранее предлагала закрепить в комплексном плане модернизации инфраструктуры (КПМИ) рабочая группа Госсовета по энергетике – 260–280 млн т?

– В соответствии со вторым планом модернизации Восточного полигона, в 2025 году уже должно быть 210 млн т. Добавление к 2030-му до 211 млн т означает, что российские железные дороги планируют увеличить грузовую базу всего на 1 млн т. Комментарии, как говорится, излишни.

https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/sergey-tsivilev-prezhde-chem-pristupit-k-proektu-tretey-ocheredi-rasshireniya-vostochnogo-poligona-n/


2024-МАЙНИНГ