Из забоя в… Заксобрание

Недавно исполнилось 80 лет выдающемуся горняку Земли Кузнецкой Александру Алексеевичу Филатову


Горняком он стал абсолютно закономерно. Родился в шахтерском городе — Ленинске-Кузнецком. Отец трудился на шахте имени Кирова электрослесарем, здесь же работала и его мать. А еще раньше на строительстве «Кировки» работал его дед — Владимир Николаевич. Был знаменитым кузнецом.

Родился Саша Филатов в 1940 году, в семье был старшим, у него было трое младших братьев. Детство и юность выпали на тяжелые военные и предвоенные годы. Однако парень с успехом закончил семилетку и твердо решил поступать в горный техникум, несмотря на то, что отец отговаривал «Зачем тебе шахта, — говорил он. — Это каторга. Поступай лучше в сельхозтехникум. На земле работать лучше, чем под землей. Свежий воздух, молоко, мясо…». Ослушался, однако, уважаемого родителя молодой парень Саша Филатов и поступил все-таки в горный техникум. Во время каникул, на практике трудился на родной «Кировке». И направление на работу после защиты диплома получил туда же.

В октябре 1959 года призвали его в ряды Советской армии. Служил в Калининграде, в Танковых войсках. Отличник боевой и политической подготовки, спортсмен. Демобилизовался в звании старшины. И сразу же поступил в Кузбасский политехнический институт. Направление по его окончании на этот раз получил на шахту «Полысаевская». Было это в далеком 1967 году. Он женился. Спутницу жизни нашел в стенах института. Галина Никитична стала для него не только верной подругой на долгие годы, но и коллегой по работе.

На «Полысаевскую» молодые специалисты прибыли вместе. Александр Алексеевич трудовую биографию начал с должности горного мастера, Галина Никитична — сменный инженер обогатительной установки. Горный мастер, помощник, заместитель начальника участка, начальник участка, начальник смены, заместитель директора шахты по производству. По таким служебным лестницам прошагал горный инженер Александр Алексеевич Филатов после института за тринадцать лет работы на «Полысаевской».

К началу 70-х годов на шахте была завершена комплексная механизация основных процессов производства, и шахта была отнесена к числу комплексно-механизированных предприятий. В коллективе работали высококвалифицированные специалисты и руководители. По всему Кузбассу гремели бригады А.М. Величко, Д.И. Коха, Н.Т. Шматкова. И молодому инженеру было у кого поучиться.

С особой теплотой Александр Алексеевич вспоминает Олега Семеновича Костромова, который руководил шахтой с 1974 по 1978 год.

— Олег Семенович был очень грамотным специалистом, новатором, — вспоминает Филатов. На шахте постоянно возникали какие-либо проблемы в технологической цепи с увеличением газовыделения из очистных забоев до запредельной концентрации. И он всегда находил правильные решения по ликвидации этих проблем. Мне непосредственно приходилось участвовать в процессах, и я многому учился у классного специалиста.

Десятая пятилетка (1976—1980) в жизни коллектива была самой эффективной. Была достигнута наивысшая производительность шахты за годы ее существования. Отмечена самая высокая производительность труда на одного рабочего в месяц — 120,3 тонны. Производительность одного очистного забоя составила 30 387 тонн в месяц. Очень высокие показатели. В эти годы Филатов работал начальником смены, а затем заместителем директора по производству. И, конечно же, его вклад в достижения коллектива весьма весом.

В 1980 году на шахте «Комсомолец» производственного объединения «Ленинскуголь» произошел пожар, погибли люди. Руководство предприятия, как обычно бывает в таких случаях, решено было сменить. И Филатова пригласили на должность главного инженера. Здесь он отработал три года. Последствия аварии были успешно ликвидированы, в чем немалый вклад и главного инженера. Это был еще один шаг в трудовой поступи горняка Филатова. И в 1983 году его назначают директором шахты «Полысаевская». В то время на предприятии был некоторый спад в производстве. Очистные механизированные комплексы исчерпали свои возможности. Значительно увеличилась аварийность техники в связи с ее работой в новых горно-геологических условиях, газообильностью и водоносностью, с продолжительным сроком службы. Старое горно-шахтное оборудование необходимо было менять. И директор приложил немало сил, чтобы убедить в этом вышестоящее начальство.

1985 год стал переломным в истории шахты. В январе на смену устаревшим, изношенным отечественным комплексам на предприятие был поставлен польский очистной механизированный комплекс «Пиома». Его было решено смонтировать в лаве №138 Байкаимского пласта. Александр Алексеевич вспоминает:

— Я и мои верные помощники — главный инженер Павел Иванович Федяев, заместитель по производству Юрий Васильевич Ратохин, главный маркшейдер Вячеслав Михайлович Каврижных долго думали, кому доверить столь важное дело. Начальник участка №8 Анатолий Макарович Жеребцов, бригадир Николай Архипович Николаев, механик участка Василий Федорович Константинов, на ком мы остановили свой выбор, руководили внедрением нового комплекса и отлично справились с этой задачей. С первых дней комплекс показал, что именно в условиях Байкаимского пласта он может работать весьма эффективно. В течение первых девяти месяцев его эксплуатации коллектив участка работал в миллионном режиме.

В декабре 1985 года на шахту поступил еще один польский комплекс — «Глиник», который был смонтирован в лаве №15 Бреевского пласта. И здесь руководство шахты попало в точку. Внедрением чудо-техники занимался коллектив участка №2, возглавляемый Валентином Василь­евичем Кривых и механиком Виктором Сергеевичем Купенко.

Польская техника помогла коллективу преодолеть спад производства. Высокая несущая способность крепи новых комплексов, прочность элементов лавных конвейеров натолкнула директора шахты на мысль об увеличении длины очистных забоев. В результате кропотливой работы инженерно-технического персонала и передовых бригад горняков под комплекс «Глиник» была нарезана лава длиной до 260 метров, а под «Пиому» — до 160 метров, что позволило значительно сократить объем проходки.

Александр Алексеевич Филатов в историю шахты прочно вошел потому, что именно под его умелым руководством на «Полысаевской» были внедрены первые импортные комплексы, которые значительно повысили работоспособность коллектива и безопасность условий труда горняков.

Подводя итоги своей работы на «Полысаевской» в роли первого руководителя, Александр Алексеевич сказал:

— Все, что было сделано за те годы, когда я возглавлял коллектив «Полысаевской», не считаю только своей личной заслугой. Можно быть умнейшим человеком, но если людям не доверять, стараться все подминать под себя — успеха не достичь. То, что в 1986 году было закончено техническое переоснащение шахты, проведение ее реконструкции — дело рук и творческой мысли коллектива, специалистов. Мы перешли с отечественных комплексов на польскую технику. Это позволило сократить количество очистных забоев с шести до четырех. Успешно обработали лаву длиной 375 метров, обеспечив при этом прирост объемов добычи угля. После длительного упадка люди поверили в свои силы, в возможности предприятия. Было закончено строительство профилактория для шахтеров, введено в эксплуатацию помещение детского сада.

А вот как вспоминает Филатова-директора Валентин Васильевич Кривых, долгое время работавший начальником участка на шахте «Полысаевская»:

— Мы работали рядом с Александром Алексеевичем 15 лет. Это совершенный руководитель. Прошел все стадии роста от проходчика до директора. Он знал все нюансы, все тонкости в работе. С ним можно было решить любой вопрос.

У него было важное качество — видеть перспективу. События не заставали его врасплох. Он мог упреждать негативные явления.

Мог он объединить людей и повести за собой. Не было и оппозиций на шахте — сторонников директора и его противников. Он людей делил по их работоспособности и по степени полезности коллективу. Не стучал кулаком по столу. Хоть и спрашивал строго.

С ним интересно было и легко в любой обстановке. Мог и пошутить удачно, и потребовать строго. Его уважали все — от технички до ведущих руководителей. Никогда не мог сказать человеку: «Я занят». И закрыть перед ним дверь кабинета. Честен был во всех отношениях. И в бытовом тоже. Не путал никогда государственный карман со своим. Ни дачи, ни престижной машины не имел. Ездил на «Жигулях», когда начальники участков уже «Волги» имели…

Находясь у руля «По­лы­са­ев­с­кой», Филатов проявил себя способным, грамотным инженером, талантливым управленцем сложнейшего производственного механизма, настоящим вожаком коллектива горняков. И в 1987 году ему поручили новый, очень ответственный участок работы. Он возглавил Ленинск-Кузнецкую районную горнотехническую инспекцию, где успешно проработал три года. А в мае 1990 года коммунисты города избрали его первым секретарем Ленинск-Кузнецкого горкома КПСС. Здесь он проработал один год и пять месяцев до указа Б.Н. Ельцина о роспуске КПСС.

Затем Александр Алексеевич работал техническим директором Ассоциации «Ленинскуголь». А в марте 1994 года его выбрали депутатом областного Законодательного собрания, которое он впоследствии и возглавил. В политической жизни области активно участвовал восемь лет. А от всех дел отошел в 2001 году. К этому времени он уже десять лет официально был пенсионером.

Дабы завершить портрет нашего героя, просто необходимо упомянуть о знаменитой шахтерской династии Филатовых.

Дед Александра Алексеевича — Филатов Владимир Николаевич — работал на строительстве ленинкск-кузнецкой шахты имени Кирова. Его отец — Алексей Владимирович — на знаменитой «Кировке» проработал электрослесарем более тридцати лет. Дядя — Александр Владимирович — здесь же долгие годы трудился горным мастером. Братья Сергей и Владимир — машинисты горно-выемочных машин с многолетним стажем. Первой трудовую биографию связал с «Полысаевской», второй — с шахтой «Комсомолец». Долгие годы в угольной промышленности работала жена Галина Никитична.

Сергей Лепихин


2024-МАЙНИНГ