Обзор СМИ


«Восточный Порт» открывает ворота экотехнологий для экспорта угля
10.12.2020


Крупнейший стивидор на востоке страны рассматривает свою экологическую программу «без отрыва от производства» как системную часть экономической стратегии

В последние годы тема экологичной угольной перевалки стала главным трендом портовой отрасли РФ. В сентябре 2020 года появилась новость о том, что Минтранс России разработал проект закона о запрете открытой перевалки угля. Новый законопроект даст государству право разрывать договор аренды со стивидором в случае вынесения судом решения о приостановке деятельности в связи с нарушением экологического законодательства. В ближайший месяц документ поступит на согласование в правительство.

Помимо законопроекта о запрете открытой перевалки угля, Минтранс разработал и направил на регистрацию в Минюст приказ, в котором уточняется понятие «закрытой перевалки» угля. Закрытой предлагается считать перевалку с применением наилучших доступных технологий (НДТ), обязанность применять которые существует в виде правил, закрепленных в техническом регламенте. Изобретать велосипед не придется. Минтранс пошел навстречу стивидорам, предлагавшим использовать термин не «закрытая», а «защищенная» перевалка.

С одной стороны, новый законопроект и сопутствующие решения позволят избавить отрасль от недобросовестных игроков, пришедших в отрасль еще в 1990-х годах и не вкладывающих деньги в природоохранные мероприятия, с другой – сконцентрировать деятельность отрасли на выполнении экологических и природоохранных требований. В правительстве понимают: будущее развитие угольной отрасли – за отказом от использования мелких портов для перевалки угля в пользу крупных, специализированных предприятий, потому что только они обладают необходимым опытом и средствами для инвестирования в производственную инфраструктуру с высоким уровнем безопасности для окружающей среды и здоровья людей.

Именно таким предприятием на востоке страны является флагман стивидорной отрасли – АО «Восточный Порт» (п. Врангель, Приморский край), крупнейший в России специализированный терминал по высокотехнологичной перевалке угля.

Показатели и перспективные проекты

Сегодня грузооборот АО «Восточный Порт» составляет 15% всего российского экспорта угля через морские порты России. С января по сентябрь 2020 года предприятие перевалило на экспорт 20,4 млн тонн высококачественной угольной продукции, что на 7% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Компания вошла в пятерку крупнейших налогоплательщиков Приморского края.

В 2019 году «Восточный Порт» реализовал один из крупнейших частных инфраструктурных проектов – строительство Третьей очереди специализированного угольного терминала стоимостью более 40 млрд рублей, который был точно синхронизирован по времени с масштабным проектом РЖД по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (БАМ и Транссиб). Осенью 2019 года Третья очередь была введена в эксплуатацию, потенциал пропускной способности стивидорной компании увеличился в два раза – до 50-55 млн тонн в год.

Для обеспечения полной загрузки портовых мощностей с учетом запуска Третьей очереди специализированного угольного терминала «Восточный Порт» исключительно за счет собственных инвестиций решил извечную проблему российских стивидоров на подходах железной дороги к морским портам. Портовики осуществили модернизацию припортовой станции Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги, увеличив ее пропускную способность на 20 млн тонн. В помощь ОАО «РЖД» стивидорная компания построила два современных полностью электрифицированных железнодорожных парка с внедрением цифровых технологий управления инфраструктурой. Общие инвестиции в развитие железнодорожного узла составили более 5 млрд рублей.

Первый парк «Б» был запущен в апреле 2018 года. После запуска этого парка «Восточный Порт» безвозмездно передал его на баланс ОАО «РЖД» для обслуживания всех стивидорных компаний в бухте Врангеля. В конце 2020 года будет запущен в эксплуатацию второй парк «Новый», который предназначен для приема поездов с углем для терминалов АО «Восточный Порт». На его территории построено 12 железнодорожных путей необщего пользования, каждый из которых сможет принимать составы длиной в 71 вагон. Общая длина построенных путей составит 19 км.

Таким образом, компания сняла проблему «последней мили Транссиба» и практически обеспечила пропускную способность на уровне, который позволяет полностью загрузить Третью очередь специализированного терминала.

Лидерство в экологичных технологиях

В текущем году, когда пандемия коронавируса подкосила всю мировую экономику, «Восточный Порт» наглядно доказал, что даже в таких условиях суперсовременная компания не в ущерб производству может находить ресурсы и выполнять свои обязательства по защите окружающей среды и здоровья людей.

«Восточный Порт» – единственное в Находке предприятие, которое было изначально построено в промышленной зоне, вдали от жилья, и задумано как специализированный порт для перевалки угля. Вот уже 46 лет предприятие поступательно наращивает темпы грузооборота, одновременно защищая окружающую среду от влияния производства», – объясняет лидирующую роль компании в экологическом направлении Ирина Ольховская, директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК», управляющей компании АО «Восточный Порт».

АО «Восточный Порт» – первая стивидорная компания на Дальнем Востоке, сертифицированная в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Здесь с удвоенной энергией, без оглядки на коронавирус, выполняют собственную уникальную комплексную экологическую программу, инвестиции в которую за 3 года составили почти 6 млрд рублей, не снижая при этом темпов экономического роста. Руководство компании отмечает, что всегда рассматривало ее «без отрыва от производства», как составную системную часть экономической стратегии.

Практически ко всему, что делает компания в этом направлении, подходит определение «самые». Построена крупнейшая ветропылезащитная система на Дальнем Востоке – гигантские экраны вокруг производственного комплекса. В этом году объем инвестиций по выполнению работ составил 1,15 млрд рублей. Сейчас протяженность экранов по периметру терминалов в порту превышает 2,7 км при максимальной высоте 23 метра. Система ветропылезащитных экранов прошла успешную проверку на прочность двумя мощнейшими тайфунами «Майсак» и «Хайшен», обрушившимися на Приморье в начале сентября 2020 года со скоростью свыше 40 м/с. Не пострадал ни один из многометровых стальных модулей ветрозащиты.

В 2020 году установлены новые пылеуловители – воздушные фильтры, которые каждый час очищают около 100 тыс. кубометров воздушной массы. Инновационные установки разработаны и изготовлены по индивидуальному заказу стивидорной компании на основе лучших мировых и отечественных технологий.

Еще одна технологическая новинка – мобильная система всесезонного пылеподавления на основе двух самоходных портальных комплексов, которая не имеет аналогов в мире. Самоходки установлены на рельсовых путях складской территории перегрузочного комплекса общей вместимостью 600 тыс.тонн угля. Уникальность системы – в эффективности ее работы при минусовых температурах.

На предприятии комплексно используются самые современные системы орошения угольных складов, очистка и аспирация воздуха, «сухой туман», тепловизоры и снегогенераторы. Весной и осенью этого года экологический технопарк «Восточного Порта» пополнили четыре пылеулавливающие системы на ключевых участках закрытой транспортировки – узловых пересыпных станциях, полностью изолированных от внешней среды. Уголь по закрытым конвейерным линиям со складов уходит на судопогрузочные машины. Аспирационные установки очищают воздух до 98% внутри всех 15 пересыпных станций.

Необходимо отметить, что масштабы развития «Восточного Порта» потребовали совершенно новых подходов к внедрению экотехнологий – параметры показателей чистоты воздуха, воды и территории терминалов, как и до строительства, должны соответствовать жестким нормативам. Уникальный опыт стивидорной компании оценен на самом высоком уровне – он использован при подготовке нового законопроекта по регулированию норм перевалки угля и при обновлении технического регламента наилучших доступных технологий, на который должны ориентироваться все стивидорные компании.

Морские порты №7 (2020)

http://www.morvesti.ru/analitika/1688/87192/


2024-МАЙНИНГ