Обзор СМИ


Пульс угля
20.02.2021


На прошедшей неделе высокая стоимость европейских квот на выбросы CO2 и падающие газовые индексы снизили котировки угля на европейском рынке ниже 64 долл./т. Биржевая цена европейских квот на выбросы CO2 достигла 38.0 евро/т. (+5.2 евро/т. или +16% к 01.02.2021 г.). По мнению участников рынка, к 2030 г. стоимость квот может превысить 60 евро/т. с потенциалом роста до 100 евро/т. Временное сокращение спроса на импортный газ в ЕС оказало негативное воздействие на газовые индексы на европейской торговой платформе TTF, снизив котировки до 16.4 евро/МВтч (-3.4 евро/МВтч к 10.02.2021 г.). Тем не менее холодная зима в Европе, а также снижение объемов ветряной генерации в ряде стран ЕС могут в краткосрочной перспективе оказать поддержку угольным ценам.

Рост спроса индийских цементных предприятий, стремящихся заключить контракты в преддверии начала сезона муссонов, на фоне восстановления объемов перевозки угля в порт Richards Bay после проливных дождей на прошлой неделе поддержал котировки южноафриканского угля на уровне 87-89 долл./т. Запасы угля на терминалах Richards Bay выросли до 3.3 млн. т. (+0.4 млн. т. или +14% к 10.02.2021 г.).

16.02.2021 г. президент Южной Африки Сирил Рамафоса в своем обращении к нации объявил о начале реформ в сфере энергетики с целью увеличения эффективности текущих генерирующих мощностей. Согласно плану экономического восстановления ЮАР от последствий пандемии, планируется потратить свыше 26 млрд. долл. на нужды энергетического сектора. Правительство страны намерено создать дополнительные 11.8 ГВт генерирующих мощностей, работающих на основе возобновляемых источников энергии, природного газа и угля. К 2030 г. в эксплуатацию будут введены дополнительно 1.5 ГВт угольных мощностей. Президент страны отдельно отметил, что данные меры предпринимаются для снижения нагрузки на Eskom, ключевую угольную компанию-поставщика энергии в стране, чтобы избежать веерные отключения электричества, которые происходили в 2020 г.

Наступление новогодних праздников в КНР и ряде стран АТР (12-27.02.2021 г.) ограничивает торговую активность участников рынка, что ослабляет индексы австралийского угля.

В январе 2021 г. импорт угля в Японию вырос до 10.7 млн. т. (+1.04 млн. т. или +11% к январю 2020 г.), что является самым высоким показателем с декабря 2019 г. Рост спроса на материал обусловлен сильным похолоданием в декабре 2020 г. и январе 2021 г., низкими объемами атомной генерации и сокращением поставок СПГ в страну.

13.02.2021 г. в Японии в районе Фукусимы произошло мощное землетрясение магнитудой 7.3 балла. В результате около 6.8 ГВт угольных генерирующих мощностей вышли из строя. Представители префектуры Тохоку завили, что поставки энергии с этих угольных станций будут возобновлены в течение следующей недели.

Несмотря на слабый спрос со стороны АТР на индонезийский уголь в связи с государственными праздниками, ограниченные поставки материала из-за муссонных дождей в Индонезии поддерживают индексы на текущем уровне.

Частичное возобновление деятельности металлургических комбинатов в ряде стран АТР на фоне новогодних праздников укрепило индексы металлургического угля из Австралии.

Минэнерго прогнозирует увеличение экспорта угля в страны Азии на 42%

По прогнозам Минэнерго России, к 2025 г. экспорт российского угля в Азиатско-Тихоокеанский регион увеличится до 174 млн. т. (+51.5 млн. т. или +42% к 2020 г.).

Рост поставок призван удовлетворить растущий спрос со стороны стран Юго-Восточной Азии (Индия, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Таиланд и др.). По заявлению заместителя министра энергетики Анатолия Яновского в ходе совещания по развитию угольной промышленности, в 2025 г. объемы экспорта российского угля по этому конкретному направлению могут составить 57.5 млн. т. (+33.4 млн. т. или +128% к 2020 г.). Экспортная выручка от угля составляет около 4% от общей выручки российского товарного экспорта. Более того, доля угля в грузообороте РЖД достигает свыше 40%.

Политика декарбонизации в ЕС и рост объемов генерации на основе возобновляемых источников энергии заставляют производителей угля в России перенаправлять поставки с европейских рынков на азиатские. В 2019 г. доля угля в мировом энергобалансе снизилась до 27%, что является самым низким показателем за последние 16 лет. Поэтому с 2016 по

2020 гг. поставки угля в Азиатско-Тихоокеанский регион выросли более чем на 40%.

В настоящее время российские поставщики экспортируют уголь в страны АТР через порты Дальнего Востока и сухопутные пограничные переходы c Китаем и Монголией. Ключевыми проблемами, ограничивающими объемы экспорта, являются нехватка железнодорожных мощностей Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба (ТСР), а также волатильность цен как на энергетический, так и на коксующийся материал. По мнению участников рынка, дефицит транспортных мощностей на Дальнем Востоке сохранится даже после 2024 г., когда завершится второй этап модернизации Восточного полигона (расширение до 182 млн. т. в год).

Импорт угля Украины вырос на 10% в январе 2021 г.

В январе 2021 г. импорт угля на Украину увеличился до 1.80 млн. т. (+0.18 млн. т. или +10% к январю 2020 г.). 1.30 млн. т. или 72% угольного импорта Украины пришлось на Россию, 0.30 млн. т. или 16.5% на США, 0.16 млн. т. или 9% на Казахстан, оставшиеся 2.5% на прочие страны.

Снижение объемов импорта материала в течение всего 2020 г. привело к низкому уровню запасов угля на Украине на фоне текущего отопительного сезона в стране. В 2020 г. Украина импортировала 16.9 млн. т. (-4.1 млн. т. или -19.5% к 2019 г.). Рост объемов потребления угля в январе 2021 г. привел к сокращению запасов материала в стране на 01 февраля 2021 г. до

0.30 млн. т. (-0.30 млн. т. или -50% к 01 января 2021 г.).

Представители украинского Минэнерго отмечают, что стране необходимо нарастить импорт угля для поддержания стабильного энергоснабжения. Тем не менее, учитывая нехватку материала на местных угольных электростанциях, украинское правительство вынуждено сокращать угольные генерирующие мощности, которые невозможно обеспечить минимальной загрузкой и поддерживать в рабочем состоянии. На прошлой неделе были закрыты две угольные электростанции.

16 декабря 2020 г. Украина продлила 65%-ю пошлину на импорт угля из России до конца 2021 г. Пошлина не распространяется на импорт антрацита и коксующегося угля из-за дефицита этих видов материала на украинском внутреннем рынке.

«Северной звезде» нужны суда для экспорта угля по Северному морскому пути

Компания «Северная звезда», принадлежащая AEON Романа Троценко, планирует объявить тендер на строительство 28 судов ледового класса для экспорта угля по Северному морскому пути (СМП) к 2032 г. Общая стоимость этих судов может составить 1.4 млрд. долл.

Согласно майскому указу Президента Владимира Путина, к 2024 г. грузопоток СМП должен увеличиться до 80 млн. т. Однако в июле 2020 г. президент России указал, что планируемый объем грузоперевозок по СМП может быть сокращен с 80 млн. т. до 50-60 млн. т. к 2024 г. из-за снижения экономической активности на фоне пандемии и ухудшения рыночной конъюнктуры. В 2019 г. грузопоток по СМП составил 31 млн. т. В 2020 г. по этому маршруту было доставлено 33 млн. т. нефти, сжиженного природного газа (СПГ) и металлов. Хотя поставка угля не производилась, его транспортировка включена в стратегию «Северной звезды».

Экспортеры обеспокоены дефицитом ледокольного флота и судов ледового класса при возможном увеличении перевозок СМП. Дефицит флота к 2030 г. может составить 48 судов.

В декабре 2020 г. Главгосэкспертиза выдала «Северной звезде» разрешение на строительство первой очереди угольного разреза на юго-западном участке Сырадасайского угольного месторождения на Таймыре. Проектная мощность первой очереди разреза составит 5 млн. т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн. т. Начало добычи угля запланировано на

2021 г. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют

5.7 млрд. т. угля. Главгосэкспертиза также разрешила строительство обогатительной фабрики Таймырская мощностью 5 млн. т. в год. Кроме того, «Северная звезда» планирует строительство угольного терминала, расположенного в 87 км от порта Диксон на Таймыре (см. CAA Russian Coal Weekly от 16 октября 2020 г.).

По словам владельца AEON Романа Троценко, «Северная звезда» заинтересована во фрахте судов ледового класса Arc 5 дедвейтом 105-110 тыс. т по договору перевозки или аренды. К 2024 г. компании потребуется 10 судов ледового класса для экспорта по СМП 6.5 млн т. угля.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-20-fevralya/


2024-МАЙНИНГ