Обзор СМИ


Приоритеты надо менять
02.03.2021


Денис Илатовский, генеральный директор АО «Национальная Транспортная Компания» (Группа СУЭК)

– Денис Викторович, Тугнуйский угольный разрез стабильно занимает второе место в рейтинге ВСЖД по отгрузке угля среди добывающих компаний Байкальского региона. Многие из ваших коллег в Сибири и Забайкалье жалуются на то, что в прошлом году их экспорт упал. А как завершился год для Тугнуйского разреза?

– Наше предприятие отгрузило 10,88 млн тонн, что больше чем в 2019 году на 2%. Но на конец года остатки на складе составили 1,2 млн тонн, что выше начала года на 0,5 млн тонн. Отгрузка в полном объёме была ограничена согласованием заявок на перевозку со стороны ОАО «РЖД».

– Как складывались отношения с Восточно-Сибирской магистралью?

– У нас исторически с ВСЖД сложились очень хорошие отношения. Считаю большим совместным успехом Тугнуйского разреза и ВСЖД то, что в 2020 году мы смогли сформировать 1391 тяжеловесный состав, каждый весом 7100 тонн. Это позволило без увеличения количества поездов вывезти дополнительно 800 тыс. тонн груза в течение года.

– Каковы перспективы Тугнуйского угольного разреза в нынешнем году?

– Перспективы хорошие. В ноябре 2020 года СУЭК и ОАО «РЖД» в лице заместителя генерального директора Алексея Шило подписали соглашение об обеспечении вывоза с Тугнуйского разреза семи ниток тяжеловесных поездов в сутки со станции Челутай. Это позволит вывезти 12–13 млн тонн.

К сожалению, в январе-феврале нынешнего года сохранялась ситуация с неполным приёмом груза к перевозке.

Особо перспективным направлением отгрузки для нас является погранпереход Забайкальск, для которого Тугнуйский разрез является одним из ближайших отправителей. В недалёком прошлом Тугнуйский разрез направлял более 1 млн тонн на Забайкальск, однако в 2020 году произошло существенное снижение процента согласованных заявок в этом направлении. В результате объём экспорта в Китай сократился в 16 раз – до 66 тыс. тонн.

Мы считаем, что для повышения доходности ОАО «Российские железные дороги» целесообразно внести корректировку в порядок согласования заявок на погранпереходы, отдав приоритет наиболее близким отправителям Дальневосточного федерального округа.

– В ОАО «РЖД», как известно, обсуждают планы по пересмотру текущей модели формирования тарифов. Предлагается делать ставку на высокодоходные грузы, чтобы не быть в заложниках у угольных перевозок. Как, по вашему мнению, такие планы могут отразиться на угольной отрасли? Какие риски в связи с этим возникают у угольщиков?

– Высокодоходные грузы – это как десерт, его не может быть много.

Если без шуток, то я думаю, что обсуждать в печати вопрос о тарифах на железнодорожные перевозки пока преждевременно. Потому что порядок тарифообразования утверждён Правительством России до 2025 года. В соответствии с правительственным распоряжением Федеральная антимонопольная служба России ежегодно индексирует тарифы на величину инфляция минус 0,1%.

Помимо стабильной индексации ФАС России в 2018 году утвердила дополнительные повышающие коэффициенты – 8% на экспорт и 6% на порожний пробег – для финансирования инвестиционной программы РЖД.

Кроме того, устойчивый механизм индексации тарифов заложен в Долгосрочную программу развития Российских железных дорог со строительством Восточного полигона до 2025 года. Так что изменения железнодорожных тарифов ожидаются не ранее 2026 года после завершения стройки Восточного полигона. А рассмотрение этих планов заинтересованными экспертами в нынешнем году только начнётся.

Я надеюсь, что здравые взгляды в конце концов возобладают и мы вместе придём к новой долгосрочной тарифной системе, которая будет устраивать и перевозчиков, и промышленные предприятия.

https://gudok.ru/zdr/170/?ID=1554718


2024-МАЙНИНГ