Три кита «Распадской»:

технологии, цифровизация, охрана труда


В Распадской угольной компании ЕВРАЗа проходит ежегодная Неделя безопасности. Цель мероприятий — напомнить горнякам о правилах поведения на производстве, еще раз проанализировать риски, обсудить инициативы.

Угольщики активно используют цифровые решения для повышения безопасности, эффективности и удобства сотрудников. Подземный Wi-Fi, промышленные смартфоны, умные системы блокировок и контроля оборудования — это лишь часть инноваций, применяемых в компании сегодня.

Digital — за безопасность

Современные IT-технологии позволяют в реальном времени и с максимальной детализацией следить за работой всех предприятий компании.

— Сегодня в Распадской много цифровых помощников, но основной упор мы делаем на те, что помогают повышать безопасность на производстве, — рассказывает Алексей Червяков, директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии Распадской угольной компании. — Внедряем системы, которые принудительно отключают движущиеся механизмы, сигнализируют о неправильных действиях. Профессиональный шахтер, как шахматист, умеет думать на несколько шагов вперед. Наша задача: научить людей видеть риски, помнить о них, просчитывать свои действия.

Об этом на Неделе безопасности говорили и с руководителями, и с работниками. Неделя безопасности проходит ежегодно и традиционно богата на события. На предприятиях компании состоялись открытые наряды, встречи, викторины. За безопасный труд и реализацию интересных идей горняки получили грамоты и премии. А еще угольщики встретились со школьниками и студентами, рассказали об IT-технологиях, внедряемых на предприятиях, провели конкурсы на знание основ безопасного поведения.

Два глаза хорошо, а электронный — лучше!

Распадская угольная компания — одна из первых в России стала применять подземную видеоаналитику. Все шахты полностью окутаны сетью современных оптико-волоконных линий связи. В ключевых местах подготовительных и очистных забоев установлены тепловизионные и инфракрасные видеокамеры, изображение с которых передается через Wi-Fi на поверхность.

IT-технологии позволяют контролировать происходящее в горных выработках и снизить возможные риски. Например, цифровой помощник может распознавать отсутствие на шахтере средств индивидуальной защиты: каски с подбородочным ремнем, защитных очков, перчаток. Но самое главное и, несомненно, самое сложное — это распознавание правильных действий горняка в работе с оборудованием и инструментами. Эту систему разработали и протестировали на шахте «Осинниковская», а в этом году планируют запускать и на другие предприятия компании.

«Видеоаналитика конвейерного транспорта» — еще один перспективный проект, также не имеющий аналогов в России. В конце прошлого года на двух ленточных конвейерах «Осинниковской» установили видеокамеры. Теперь каждый стык — как под микроскопом, а изображение в режиме онлайн выводится напрямую в диспетчерскую, а также на смартфоны руководителям предприятия, диспетчерам. Система видит каждый болт, оценивает ситуацию и готовит для механической службы суточный отчет.

— Мы сразу планируем на смену конкретную работу, если находим потенциально аварийный стык, — говорит Илья Ромашев, технический руководитель по технико-технологическому развитию шахты «Осинниковская». — Оперативно устраняем проблему и предотвращаем простой оборудования.

Подземные сети Wi-Fi, промышленные искробезопасные планшеты, цифровые датчики контроля помогают быстро получать и обрабатывать информацию. Горняки с помощью промышленных гаджетов, не выходя из лавы, могут заполнять электронные чек-листы. Информация о работе поступает в единую систему, что помогает работать оперативнее и безопаснее.

Революция светодиодов

Как наладить хорошее освещение в горных выработках и даже самых труднодоступных местах шахты? Угольщики Распадской нашли уникальное решение — взрывозащищенная светодиодная лента. Это новшество меняет стереотип о том, что шахта — место темное и света в ней всегда не хватает. А ведь чем лучше освещенность рабочих мест, тем выше безопасность труда.

Основное отличие светодиодов от обычных ламп — сверхяркость и равномерное, а не точечное освещение по всей длине выработки, по которой прокладывается лента.

В прошлом году LED-освещением начали оснащать шахты «Ерунаковская-VIII», «Рас­пад­ская» и «Есаульская». В 2021-м проект продолжается и на других шахтах компании.

— Мы оснастили светодиодной лентой все основные магистральные и горно-капитальные выработки, конвейерный транспорт, — отмечает Александр Мирофоров, главный энергетик шахты «Ерунаковская-VIII». — Теперь выработки освещены целиком, а не локально. Важно, что лента представлена в разных цветах. Так, красной лентой мы обозначаем опасные участки шахты и площадки схода на канатно-кресельной дороге, зеленой — посадочные площадки на кресла канатно-кресельной дороги, а светодиоды белого цвета монтируем вдоль пешеходных маршрутов.

Дашборд — на борт!

Без цифрового помощника не обойтись и в служебном транспорте, и на грузовых машинах. Автобусы, самосвалы, бульдозеры, погрузчики угольщики оснащают digital-системами, которые «видят» поведение водителя и подсказывают, если что-то идет не так. Цифровые помощники подают сигналы о пересечении сплошной линии, опасном сближении с другим транспортом, засыпании водителя. Фиксируют — пристегнуты ли ремни безопасности.

— Это не дань моде, а необходимость, — уверен Алексей Червяков.  — У нас большой автопарк — 196 автобусов, которые за смену проезжают 30 тысяч км. Как контролировать такой объем? Без цифровых помощников не обойтись.

Первый шаг к цифровизации пассажирских перевозок компания сделала в прошлом году. Тогда стали внедрять видеоаналитику действий водителя: не отвлекается ли на мобильный телефон, не засыпает ли за рулем. В нынешнем году разрозненные функции объединили в одну систему дашбордов, собрали данные по 17 параметрам.

Задача дашбордов — не наказать водителя, а предотвратить аварию. Собранные данные станут руководством к действию: здесь водители ошибаются чаще всего, значит, нужно провести обучение. На этом участке трассы возникает опасность — нужно подумать, не поменять ли маршрут.

В режиме онлайн и в записи

Электронное зрение теперь есть и на фронтальных погрузчиках. Четыре камеры устанавливают по периметру машины. При огромных габаритах погрузчика — почти девять метров в длину и пять в ширину — слепая зона составляет 10 метров в радиусе от машины. Изображение передается на дисплей в кабине — со всех камер сразу или отдельной по выбору. И позволяет водителю при начале движения видеть то, что прежде было недоступно глазу.

— Система хорошо помогает, когда водитель останавливает погрузчик, ждет момента начала работы или в отсутствие самосвалов на что-то отвлекся. Приступая к движению, с помощью камеры он может убедиться, что вокруг никого нет, — подчеркивает Егор Мишин, начальник колонны №7 АТП «Южкузбассуголь». 

Культура — это не всегда про музеи и картины. На опасном производстве она тоже есть. Махнул рукой и не пристегнулся в автомобиле («Я быстро, ничего не случится!»), не закрепил подбородочный ремень на каске («Да куда она денется?»). Если нарушать правила безопасности, никакие цифровые новинки не помогут. Сегодня на предприятиях Распадской создают новую культуру, меняют отношение к работе, каждый день обращая внимания на существующие риски. И это уже новый уровень.

Анна Черепанова.


2024-МАЙНИНГ