2024 Стройимпорттехника


Технику на пенсию?

Сегодня угольная промышленность — это высокотехнологичная отрасль


Большая часть инвестиций угольных компаний уходит на модернизацию оборудования. Вопрос технического оснащения производств горной выработки — это не только возможность быстро и много заработать. В первую очередь — это сохранение жизни и здоровья шахтеров, а также — чистого воздуха, природных и водных ресурсов для будущих поколений.

Возрастные ограничения

Москва, как известно, не сразу строилась, и устаревшее морально и физически оборудование в шахтах и на разрезах постепенно заменяется актуальным и безопасным. Хотя иногда в «недрах» находят самые настоящие раритеты. Так год назад на одном из разрезов Кемеровской области судебные приставы запретили использовать станок 1971 года выпуска и молот 1968-го.

На некоторых производствах еще сохранились такие «технические долгожители». И не всегда это потому, что владельцы стараются сэкономить на новом оборудовании. Рабочие — ровесники таких экспонатов — признаются, что привыкли работать на таком оборудовании — оно надежное и за полвека ни разу не подводило.

Вопрос ухода «на пенсию» обозначен заводом-изготовителем. Но иногда за давностью лет эти данные не сохраняются. В любом случае оборудование, которое проработало свыше двадцати лет, подвергается экспертизе промбезопасности.

По данным угольной прокуратуры, на шахтах и разрезах Кузбасса используется 5-10 процентов устаревшей техники. И с каждым годом этот процент становится все меньше. Инвестиции в угольную отрасль растут и составляют более половины бюджета области.

Уже традиционная зависимость

Остановка деятельности крупнейшего предприятия угольного машиностроения — Юргинского машзавода — в очередной раз привлекла внимание к зависимости российских промышленников от импортной техники.

Производство «Юрмаша» имело ассортимент полного спектра горно-шахтного оборудования для очистительных забоев, разрезов и обогатительных фабрик. Продукция шла, помимо Кузбасса, на Украину, в Республику Коми, Хакасию, Якутию, Ростовскую и Сахалинскую области, Хабаровский и Приморский края.

Прекращение деятельности завода, по мнению аналитиков, скажется далеко не лучшим образом на ситуации с импортозамещением на российском рынке техники для угольной отрасли.

Предлагаем подробный расклад доли импортного оборудования в угольной промышленности России:

  • средняя доля использования импортного оборудования на шахтах и разрезах с 2012 по 2019 год выросла с 54 до 79,3 процента (в 1,5 раза), в том числе по открытым работам с 71,6 до 85,9 процента (в 1,2 раза) и по подземным — с 40,7 до 59 процентов (в 1,4 раза);
  • наименее импортозависимыми позициями (менее 25 процента импорта) по горно-шахтному оборудованию являются: ленточные конвейеры (10,8 процента), скребковые конвейеры (6,6 процента), вагонетки (0 процентов) и толкатели (0 процентов);
  • от 25 до 50 процентов импорта в углепроме составляют механизированные крепи (54 процента), проходческие комбайны (40 процентов), погрузочные машины (48,5 процента), одноковшовые экскаваторы (40,4 процента);
  • львиная доля импортного оборудования принадлежит иностранным электровозам — 65 процентов, буровым станкам для открытых горных работ — 54 процента;
  • доля импортных проходческих комбайнов незначительно, но сократилась — с 37,2 до 33,8 процента (в 1,1 раза). Из 482 комбайнов, находящихся в наличии на конец 2019 года на шахтах России, 319 отечественного производства, преимущественно Копейского машзавода — 200 единиц КП-21 (62,7 процента);
  • механизированных крепей российского производства в 2019 году было всего в работе 2 874 секции из 10 918, в основном производства Юргинского машзавода. Доля импортных комбайнов для очистных работ в 2019 составляла 98,5 процента (из них — Польша 30,8 процента, Германия 26,2 процента, США и Англия — 18,4 процента);
  • доля импортного оборудования для отдельных видов основного оборудования для подземной добычи (механизированных крепей, добычных комбайнов) доходит до 80 процентов.

Единственные передовые позиции в парке горного оборудования на российских шахтах сохраняют скребковые и ленточные конвейеры: доля наличия российского производства которых составляет 92 и 93,8 процента соответственно. Поставка шахтных конвейеров на российский рынок в последние годы в основном осуществлялась Анжерским машзаводом, ООО «Завод КемГорМаш», Александровским машиностроительным заводом, Копейским машзаводом и заводом «Красный Октябрь»»

Основным поставщиком технологических автомобилей для открытых горных работ является Республика Беларусь (от 30 до 99 процента в зависимости от грузоподъемности машин).

Утилизация — в копеечку?

По данным комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), 2020 год закончился для рынка спецтехники в России довольно неплохо. Вопреки прогнозам, в минувшем году производители продали 13,8 тысячи единиц спецтехники, что на 0,3 процента больше, чем в 2019-м.

Но наступивший год внес в ряды производителей спецмашин немалую тревогу. Они говорят о грядущем снижении продаж из-за повышения утилизационного сбора. Прогнозируется, что большая часть специальных машин, занятых в строительстве и производстве, существенно вырастет в цене.

В январе 2021 года Министерство промышленности и торговли РФ подготовило проект постановления о повышении платы за автомобили и спецтранспорт. Минпромторг собирается в разы повысить выплаты за производство отечественных или же ввоз иностранных машин. Пока окончательного решения не принято, но когда решение вступит в силу, финансовая нагрузка на горнодобытчиков, включая угольные компании, повысится. А вслед за ростом утильсбора могут увеличиться и энерготарифы.

Согласно документу, на грейдеры, бульдозеры, колесные ковшовые фронтальные погрузчики, многоковшовые экскаваторы, колесные тракторы утильсбор увеличится более чем в два раза, а на катки и гусеничные краны — более чем в 3 раза. В постановлении говорится, что дополнительные средства от индексации будут направлены на субсидирование отечественных производителей спецтехники, а также на поддержку спроса на их продукцию.

Если посмотреть на историю вопроса, то все началось еще в 2016 году, когда российское правительство ввело утилизационный сбор на автомобили. После присоединения к Всемирной торговой организации новый способ взимания платы рассматривался в качестве компенсации снижения пошлин. Потом утильсбор распространился и на спецтехнику: самосвалы, бульдозеры, экскаваторы, комбайны, самоходные машины, погрузчики, трубоукладчики. все машины, эксплуатируемые в горнодобывающей отрасли.

В 2016 году отрасль пережила индексацию на 65 процентов, в 2018 — еще на 25-30 процентов.

Что ждет потребителей «тяжелой» техники в ближайшем будущем?

Помощь или нагрузка?

Минпромторг опубликовал официальный комментарий, в котором постарался развеять опасения производственников. Чиновники полагают, что уровень конкуренции на рынке достаточно высок, чтобы решение о повышении сбора не спровоцировало рост цен на отечественную спецтехнику (в том числе горную). По данным ведомства, сейчас загрузка российских машиностроительных предприятий не превышает 55 процентов. А это означает, что промышленным компаниям будет выгодно увеличить долю закупки машин отечественного производства:

«Корректировка коэффициентов утильсбора в отношении специализированной техники позволит свести импорт бывшей в употреблении продукции к минимуму, будет способствовать обновлению парка самоходных машин и прицепов, а также позволит российским предприятиям продолжить свое развитие», — сказано в документе.

Претворение решения в жизнь планируется на апрель 2021 года.

Предполагается рост коэффициентов сбора по мощности и возрасту спецтехники, на которые умножается базовая ставка (172,5 тысячи рублей). К примеру, на грейдеры и планировщики в среднем утильсбор вырастет в 2,3 раза, на бульдозеры и экскаваторы — в 2,6 раза, на перегружатели — в 4 раза, на колесные тракторы — в 2,7 раза, на гусеничные тракторы — в 3,6 раза, на комбайны и сельскохозяйственные машины — в 2 раза.

Некоторые аналитики видят в инициативе Минпромторга задачу защититься от напора перспективной китайской спецтехники, которая вытеснит остальные компании из страны. Подорожание «утиля» частично перенаправит спрос на российские компании, но из-за резкого сокращения импорта вполне ожидаем всплеск цен российских производителей.

Для потребителя подорожание утильсбора, прогнозируют специалисты, помимо роста цены, обернется сокращением выбора спецтехники, к тому же не все ее модификации могут быть локализованы в России.

Развиваем свое производство

Кузбасские промышленники сегодня, наряду с активным сотрудничеством с мировыми производителями, пытаются выйти на независимость от внешних и внутренних колебаний цен на спецтехнику для собственных нужд.

Так, в этом году на шахтах компании «СУЭК-Кузбасс» началось освоение нового вида техники — подземных фронтальных взрывозащищенных многофункциональных погрузчиков. Всего на шахты компании по инвестиционной программе комплексного оснащения подготовительных забоев вспомогательной техникой поступит 19 фронтальных мини-погрузчиков импортного и отечественного производства общей стоимостью более 200 миллионов рублей.

И если первые погрузчики — китайского производства (они используются в подготовительных забоях шахт «Талдинская-Западная-1», имени Кирова, имени Рубана), то наряду с их приобретением на Ленинск-Кузнецком заводе «Сиб-­Дамель» (в составе «СУЭК-Кузбасс») налаживается собственный выпуск подобной техники. Уже изготовлен первый экземпляр погрузчика пневмоколесного шахтного «ППШ-1000». Машина проходит опытно-промышленные испытания на шахте имени Ялевского АО «СУЭК-Кузбасс».

ООО «Сиб-Дамель» в 2020 году наладило производство отвалообразователей, заменяющих импортные аналоги. Специалисты компании сконструировали и изготовили первую в России отечественную технику для безопасного и эффективного складирования угля в небольших пространствах. Ранее отвалообразователи закупались на заводах Германии и Великобритании, теперь производство налажено в Кузбассе.

Компания активно занимается импортозамещением с 2015 года, производит изделия, заменяющие импортные аналоги на основе собственных разработок. Это ленточные конвейеры и комплектующие к ним, шахтные крепежное материалы, взрывозащищенные электродвигатели 315 кВт, безопасные трансформаторные подстанции, которые ранее угольные предприятия закупали на заводах стран-производителей — Германии, Англии, Польши. За время реализации программы импортозамещения в развитие сервисной компании инвестировано более миллиарда рублей.

В это же время АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ) на Кедровском угольном разрезе запустило экскаватор ЭКГ-35, самый мощный в линейке электрических карьерных экскаваторов отечественного тяжелого машиностроения. Это вторая машина в данной серии от ПАО «Уралмашзавод» (УЗТМ), но уже модернизированная версия головного образца экскаватора с ковшом емкостью 33 кубометра. Он работает на Краснобродском разрезе КРУ с весны 2018 года.

И это далеко не все примеры…

Евгения РАЙНЕШ