Стратегия зеленого роста
Заседание секции «Зеленый Кузбасс: стратегии будущего» прошло в рамках IV международной научно-практической конференции «Теория и практика стратегирования»
Профессиональные экологи, ученые, представители промышленных предприятий, члены Общественного экологического совета при губернаторе Кемеровской области — Кузбасса Сергее Цивилеве обсудили, как следует наиболее эффективно реализовывать региональную экологическую политику с учетом необходимой адаптации к происходящим климатическим изменениям.
С указом не поспоришь
Согласно выводам Международной группы экспертов по климату (МГЭИК), увеличение количества углерода в атмосфере из-за промышленных выбросов привело к ускорению изменения климата.
В итоге мировое сообщество разработало ряд мер, призванных затормозить процесс. Напомним, что 4 ноября 2016 года вступило в силу Парижское соглашение. Документ пришел на смену Киотскому протоколу, срок действия которого истек в 2020 году. Государства, подписавшие этот документ, условились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на 2 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. Ученые полагают, что более значительный рост температуры может привести к необратимым последствиям для экологии.
У данного соглашения имеются не только сторонники, но и скептики, в том числе в Кузбассе.
— Проблема изменения климата волнует многих специалистов на всей планете. За последние 40 лет содержание углекислого газа увеличилась на 30-40% и достигла почти 0.04% в атмосфере. Большинство ученых предполагает, что за следующие сто лет температура на Земле повысится в среднем на 3°С. За предыдущие сто лет повышение температуры составило 0,5°С. Снижать поступление СО2 в атмосферу нужно, но пока деятельность человека не является настолько глобальной, чтобы вызывать процессы потепления и даже способствовать ему. Для Кемеровской области борьба с глобальным потеплением заключается в уменьшении выброса парниковых газов (прежде всего метана), увеличении молодых лесных насаждений (поскольку только они активно депонируют углерод до 0.2 т/га), активной рекультивации нарушенных земель и использованию шахтного метана, — считает Андрей Куприянов, доктор биологических наук.
В рамки борьбы с потеплением невольно была втянута угольная отрасль. К слову, недавняя холодная зима никак не повлияла на позиции противников массового использования черного золота, и ехидные комментарии в российских СМИ по поводу замерзающего Техаса и прочих заграниц морально грели только россиян. К примеру, в начале марта этого года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что «пришло время отказаться от самого «грязного» ископаемого топлива, которое к тому же становится все дороже — от угля». И предложил закрывать угольные шахты, но при этом обеспечивать шахтеров и сотрудников угольных электростанций работой, в том числе за счет развития возобновляемых источников энергии.
Россия тоже поддержала Парижское соглашение. Сегодня в нашей стране только формируется законодательство по урегулированию выбросов парниковых газов. Так, в ноябре прошлого года Владимир Путин подписал указ номер 666 о сокращении выбросов парниковых газов РФ к 2030 году до 70% от уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов. Проблему рассматривало и правительство страны. Предполагается, в частности, устанавливать массово приборы автоматического контроля выбросов парниковых газов, давать приоритет лесоклиматическим проектам.
Так или иначе, но указ президента выполнять придется.
— Климатическая повестка сегодня выходит на одно из первых мест в мире. При этом для Кузбасса, как и для России, эта повестка имеет не только экологическую значимость, но и создает проблему в экологической безопасности в связи с перспективой введения углеродного сбора на экспортируемую продукцию. Продукция кузбасских производителей всегда была и остается крайне углеродоемкой. Причем это касается не только угольной и металлургической отраслей — драйверов роста экономики Кузбасса. В свете нынешней климатической повестки даже продукция нашего сельского хозяйства оказывается с высокой углеродоемкостью, — отметил Сергей Высоцкий, министр природных ресурсов и экологии Кузбасса.
Два года назад при подготовке Стратегии развития Кузбасса до 2035 года была определена экологическая цель — снижение негативного воздействия на окружающую среду в условиях сохранения темпов и масштабов развития базовых отраслей. В качестве основного инструмента был определен региональный экологический стандарт, разработанный впервые в России. Задача — поэтапный переход предприятий на природоохранные технологии с эффективностью 80-100%.
В августе прошлого года правительство Кузбасса утвердило новую Концепцию экологической политики Кузбасса — к слову, подобный документ является также единственным в России, принятым на уровне субъекта Федерации. Внедрение регионального экологического стандарта и дорожной карты по переходу к применению наилучших доступных технологий в экологической политике определены в качестве основы механизма обеспечения эколого-ориентированного и энергоэффективного экономического роста.
Однако пока применение перспективных НДТ на угольных предприятиях находится на достаточно низком уровне, а на обогатительных фабриках и шахтах — это единичные случаи, — отметил Сергей Высоцкий.
В то же время уже есть позитивные примеры природоохранной деятельности предприятий — причем это не только применение технологий очистки воды и пылеподавления, но и зарыбление кузбасских рек.
Серьезной проблемой для региона остается уровень выбросов парниковых газов. Кузбасс многие годы остается лидером по выбросам метана в России и с каждым годом наращивает эти объемы. По информации Сергея Высоцкого, за десять лет — с 2009 по 2019 год — выбросы метана со стационарных источников увеличились на 305 тысяч тонн, или 39%. А вот увеличение выбросов без учета метана составило всего 2,4%.
Нина Вашлаева, председатель Общественного экологического совета при губернаторе Кузбасса, напомнила о том, как кузбасские экологи и некоторые промышленные предприятия работали несколько лет назад по проблеме выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола. Кузбасс даже имел положительный опыт — на шахте имени Кирова в Ленинске-Кузнецком была запущена в работу электростанция, использовавшая метан. Но никто из других угольщиков тогда коллег не поддержал…
— Заниматься этой проблемой с учетом проявляющихся сейчас тенденций в мировой климатической политике нам всем все равно придется, в том числе и угольным предприятиям, чтобы быть рентабельными. И наш Общественный совет тоже будет заниматься выполнением указов президента России, — подчеркнула Нина Вашлаева.
Галина Мекуш, заведующая кафедрой региональной и отраслевой экономики КемГУ, обратила внимание на необходимость иметь в Кузбассе карбоновые, то есть углеродные, полигоны — для мониторинга способности окружающей среды поглощать углерод. Это позволит сформировать методику расчета способности поглощения окружающей средой СО2. Первый в России подобный полигон был запущен в прошлом году в работу на землях сельскохозяйственного назначения площадью 600 га в Калужской области, расположенных в границах национального парка «Угра».
Идею поддержал Вадим Потапов, заместитель директора — директор Кемеровского филиала Института вычислительных технологий Сибирского отделения Российской академии наук, рассказавший, что работа по созданию подобного полигона уже полным ходом идет в Новосибирске.
Зеленая копилка
Алексей Харитонов, заместитель губернатора Кузбасса по агропромышленному комплексу, проинформировал собравшихся о создании вокруг городов «зеленых поясов». Цель — защитить городские леса от вырубки, застройки и промышленного использования. Работа началась в регионе в 2017 году. На сегодня у нас два подобных пояса. По поручению губернатора сейчас разрабатывается дорожная карта по расширению уже существующих границ лесопарковых «зеленых поясов» Новокузнецкого и Кемеровского городских округов.
В последнее время активизировалась в регионе также работа по лесовосстановлению. В частности, по словам Алексея Харитонова, поставлена задача к 2024 году добиться, чтобы уровень лесовосстановления на 100% покрывал нанесенный лесам ущерб. А недропользователи начали досрочно заниматься компенсационным восстановлением нарушенных в результате хозяйственной деятельности земель — за прошлый год ими было высажено около тысячи га зеленых насаждений.
Николай Колмаков, главный инженер ПАО «Кокс», рассказал о том, как выстраивается стратегическая экологическая политика в контексте климатической повестки на современном промышленном предприятии. Одно из достижений заводчан — использование коксового газа, многие годы просто вылетавшего в трубу и бесполезно сгоравшего в атмосфере. Новые технологии позволили передавать такой газ на Кемеровскую ГРЭС для выработки тепловой и электроэнергии, а затем в виде топлива — на механический завод и объединение «Химпром». В дальнейшем был реализован собственный проект по строительству конденсационной электростанции, где также использовался коксовый газ. В результате над Кемеровом окончательно погас печально знаменитый «лисий хвост» — заводской факел, многие годы бывший одним из символов экологического неблагополучия областной столицы.
За последние пять лет на предприятии наблюдается устойчивая динамика снижения выбросов парниковых газов — с 1,620 миллиона тонн до 1, 491 миллиона тонн.
Елена Могилева, главный эколог АО «СУЭК-Кузбасс», напомнила о проекте получения тепловой и электроэнергии из метана на шахте имени Кирова в Ленинске-Кузнецком. С 2009 года уже утилизировано 67 миллионов кубометров метана. Но сейчас угольщиков больше интересует другой вопрос — к биологам Кузбасса: помочь найти породы деревьев, которые бы поглощали больше углекислого газа, чем привычные сосны. Кроме того, в планах компании — проведение мониторинга поглощения СО2 в созданной при участии угольщиков в прошлом году особо охраняемой природной территории на Кокуйских болотах.
По результатам обсуждения проблемы в ходе работы секции были определены стратегические задачи на нынешний год для адаптации к климатическим изменениям:
- выполнить инвентаризацию парниковых газов на уровне региона, — оценить углеродоемкость экономики Кузбасса, вероятные отраслевые потери от введения ЕС трансграничного углеродного налога, поглотительную способность лесов и других экосистем Кузбасса,
- организовать пилотные проекты по созданию карбоновых полигонов и ферм, а также по улавливанию и утилизации метана.
Александр ПОНОМАРЁВ