Искусственный интеллект

В помощь угольщикам ЕВРАЗа


«Будущее — за цифрой!», — уверены в Распадской угольной компании. Угольщики ЕВРАЗа разрабатывают и внедряют новейшие цифровые технологии для повышения безопасности и эффективности производства. Задача искусственного интеллекта — каждую секунду следить за оборудованием, анализировать процессы и подсказывать лучшие решения в добыче и обогащении угля.

Подсказки для диспетчера

В ЕВРАЗе с марта 2020 года реализуется проект «Продвинутая аналитика». Совместно с экспертами консалтинговой компании BCG на обогатительной фабрике «Распадская» и на разрезах «Распадский» и «Коксовый» разрабатывают цифровые системы-советчики. Цель — улучшить технологические процессы и как результат — повысить уровень и качество добычи и обогащения угля.

Диспетчерская — главный центр управления всеми операциями. С 2016 года на разрезе «Распадский» используется автоматическая система диспетчеризации «АСД-карьер» для круглосуточного наблюдения. Здесь же ведется и постоянный контроль за производственными процессами разреза «Коксовый».

На самосвалах установлены датчики навигации и учета выполненных рейсов, объемов горных работ, расстояния перевозки, простоев, холостых пробегов, расхода дизельного топлива. С помощью современных IT-систем диспетчер видит все, что происходит на горных отводах, в онлайн-режиме получает показатели производственного процесса.

Светофор на мониторе

В рамках «Продвинутой аналитики» на уже имеющейся базе горняки создают новую систему-советчика. Добавляют показатели для контроля, улучшают интерфейс.

Система-советчик анализирует полученную информацию и отображает ее на дашбордах — «умных» панелях управления. Каждая единица работающей техники подсвечивается цветом: зеленым, если производственные показатели соответствуют плану в текущем времени, или красным, если есть отклонения.

— Например, машинист должен контролировать загрузку согласно паспорту работ, — рассказывает Михаил Камкин, начальник диспетчерской службы разреза «Распадский». — При недогрузе на дашборде высвечивается подсказка. Диспетчер связывается с начальником смены, с горным мастером, а они, в свою очередь, подсказывают машинисту, что нужно сделать, чтобы решить проблему.

Система-советчик на разрезе уже активно используется, но программа будет постоянно улучшаться. Например, сейчас команда специалистов работает над тем, чтобы подсказки отображались своевременно и корректно.

После опытно-промышленных испытаний проекта горняки посчитали первый эффект. Суточное извлечение горной массы экскаваторами повысилось на 4,5%.

Из красной зоны — в зеленую

На фабрике «Распадская» цифровая система-советчик тоже прошла промышленные испытания, сегодня разрабатывается версия 2.0 — улучшенная и более удобная.

Проект реализуется в несколько этапов. Сначала на фабрике успешно запустили автоматизированный монитор — статистическую программу, позволяющую в режиме онлайн получать информацию об отклонениях в технологическом процессе и быстро реагировать на них.

На «Распадской» многие процессы обогащения угля автоматизированы, установлено более 1 тысячи датчиков, которые передают информацию о работе оборудования. Монитор помогает обогатителям контролировать третью секцию, перерабатывающую самые ценные для металлургов марки углей К, КС, ОС.

— Раньше, чтобы проанализировать работу фабрики за смену, нужно было просмотреть множество графиков, сопоставить данные, — рассказывает Анастасия Остапенко, заместитель главного инженера фабрики «Распадская». — Можно было что-то упустить из виду, не обратить внимания. Обогащение угля — сложный процесс. Чтобы получить качественный концентрат, должны правильно работать все производственные переделы. Сегодня все данные собраны в одну программу, это удобно, экономит время и повышает точность работы.

Цифровая система автоматически собирает и анализирует более 60 показателей работы оборудования, выделяет важнейшие из них и подсвечивает цветом, на что нужно обратить внимание. Программа в режиме онлайн выводит статистику на компьютеры руководителям предприятия, мастерам смены, на пульт управления в диспетчерскую, где технологические процессы контролируются круглосуточно.

— Мы сразу видим «проседающие» участки, разбираемся в причинах, стараемся оперативно исправить ситуацию, — говорит Анастасия Остапенко. 

К сведению: на фабрике «Рас­падская» ежемесячно перерабатывают более 1 миллиона тонн коксующегося угля всех основных марок.

Искусственный интеллект будет развиваться

Сегодня цифровую систему на фабрике «Распадская» также продолжают совершенствовать. Искусственный интеллект сможет прогнозировать, какие параметры нужно изменить, чтобы оборудование работало лучше. Но выполнять рекомендации или нет — решать самим специалистам. Погрешности и сбои программы оперативно отслеживаются и исправляются.

Цифровизация производства — требование времени. Чтобы быть конкурентоспособными, угольщики ЕВРАЗа держат руку на пульсе цифровых технологий.

Анна Черепанова.


2021-Интекпром