Сырье – дело тонкое

Порой только в микроскоп разглядишь


Среди заброшенных зданий ликвидированной шахты «Коксовая», по соседству с клубами пара и угольной пыли обогатительной фабрики, есть необычный оазис чистоты, точности и аккуратности. Одна из лучших в стране углехимическая лаборатория. Кстати, вы знали, что все подобные продвинутые лаборатории нашей страны каждые два года проходят интересный экзамен? И что результаты их работы могут быть даже представлены в суде?

Сегодня, когда угледобывающие предприятия страны активно работают на мировом рынке, значительно увеличились требования к углю как к товару. Покупатель желает точно знать, что за уголь ему предлагают. Все его характеристики. Продавец же, желая сохранить и укрепить свою репутацию, заинтересован иметь максимально полную информацию о своем товаре. А уголь — это такой товар, параметры которого «на глазок» невозможно определить. Тут требуется научный подход и современное оборудование.

Чтобы узнать, как сегодня исследуют уголь, мы посетили ООО «Центральная углехимическая лаборатория Прокопьевска» (ЦУХЛ Прокопьевска). Когда заходишь в здание лаборатории, то никак не догадаешься, что тут занимаются углем. Чистота повсюду, как в больнице. Повсюду компьютеры и оборудование. Пробы угля здесь исследуют глубоко и вдумчиво. Даже под микроскопом.

— Для переработки угля и выплавки металла необходимы точные качественные характеристики сырья, — говорит заведующий лабораторией Татьяна Майснер. — Поэтому в последние годы мы полностью поменяли лабораторное оборудование на дорогостоящее, современное, импортное. Гордость нашей лаборатории — это автоматизированный анализатор петрографических свойств каменных углей СИАМС. Если раньше мы могли только предположить марку угля, то сейчас устанавливаем ее с точностью в сто процентов. Но мало иметь оборудование, нужны квалифицированные кадры. Для этого мы отправляем обучаться своих специалистов в Екатеринбург, в институт ВУХИН, чтобы познавать науку петрографию. Для определения теплоты сгорания угля купили два немецких калориметра. Приобрели автоматизированный пластометрический аппарат Сапожникова для определения спекаемости коксующихся углей. Есть у нас автоматизированный анализатор серы и водорода, стоимостью более четырех миллионов рублей. Раньше на определение содержания серы методом осаждения уходило около двух суток, то сейчас всего несколько минут. Есть вибрационные измельчители для подготовки проб к физико-химическим методам анализа нового поколения. На старой машине вес одного стакана с пробой был семь килограммов. Женщины-пробоотборщики намучались с такими тяжестями. А теперь стаканы весят всего по пятьсот граммов. Но новое оборудование не заменяет людей, оно только облегчает труд. У нас работают 29 человек, из них 28 женщин и все с отличным профессиональным уровнем подготовки.

Лаборатория только на вид новая. На самом деле корни ее истории уходят глубоко в прошлый век. Она создана на базе лабораторий ОФ «Коксовая» и «Прокопьевскугля». Шахт в Прокопьевске теперь нет, но лабораторию удалось сохранить и полностью преобразовать. Здесь еще помнят, какие угли добывались в нашем городе. Равных прокопьевскому коксу теперь не встретишь в пробах, которые привозят в лабораторию со всего Кузбасса и из других регионов страны. Авторитет прокопьевской лаборатории настолько высок, что сюда поставляют пробы для испытаний не только предприятия Прокопьевского района и юга Кузбасса, но и с республик Бурятия, Казахстан и Марий Эл.

Дело в том, что углехимическая лаборатория соответствует всем требованиям госстандартов и прошла аккредитацию на техническую компетентность и независимость Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация). Дело это сложное, плюс к тому же ежегодно нужно подтверждать свой уровень, участвуя во всероссийских межлабораторных сравнительных испытаниях.

— Сдавать такой экзамен очень волнительно, — рассказывает Елена Остроушко, лаборант пятого разряда. — Мы получаем всего 50 граммов угля на все виды анализа. И нужно выдать данные очень точно. Но у нас работают профессионалы, и мы всегда сдаем экзамен без нареканий. Раньше все измерения, испытания и расчеты проводились вручную. Трудоемкая и кропотливая работа. Сейчас многое автоматизировано. Новое оборудование значительно сокращает время и трудозатраты. Но техника — это далеко не гарант отличной работы. Опытный лаборант ведь еще анализирует данные. Если с какой-то шахты в пробах всегда был одни процент содержания серы и вдруг резко изменился, то нужно все перепроверить. Что произошло? Нет ли ошибки? Ведь все угольные месторождения имеют свои характеристики. И опытные лаборанты их знают почти наизусть.

Особенно важно для лаборатории оставаться независимой и беспристрастной. Держать марку и чистоту репутации. Дело в том, что результаты испытаний могут быть использованы и при решении споров между поставщиком и потребителем. Тут вопрос идет порой на многие миллионы рублей. Но, несмотря на такую большую ответственность, сотрудники ЦУХЛ считают свою работу интересной и даже азартной.

— Я обожаю исследовать! — говорит Елена Остроушко. — Мне всегда интересно, что за уголь в пробе. Ведь от результатов нашей работы зависит, куда повезут этот уголь — на Запад или на Восток. На основе наших данных решают, какую обогатительную фабрику строить, на какую ТЭЦ этот уголь направить. Вроде всего лишь граммы угля у тебя в руках, а решается судьба миллионов тонн.

Игорь СЕМЕНОВ


2024-МАЙНИНГ