Ушел в интернет за отвертками

Осенью прошлого года в дивизионе «Уголь» начал работать интернет-магазин «ЕВРАЗ Маркетплейс»


С помощью этого нового инструмента для заказа запасных частей и материалов закупить необходимые для работы товары стало намного быстрее и проще.

Сначала воспользоваться услугами интернет-магазина могли три пилотных предприятия угольного Дивизиона — ЦОФ «Кузнецкая», шахта «Есаульская» и «Монтажник Распадской», с 15 сентября проект запустили во всех подразделениях РУК.

Снабжение в два клика

Алексей Дымков, электромеханик ЦОФ «Кузнецкая» — первый сотрудник компании, сделавший заказ через «ЕВРАЗ Маркетплейс», вспоминает, что освоил новшество легко:

— Зашел через Гугл на сайт. Ввел логин, пароль. Выбрал категорию «Инструменты». Мне надо было купить набор отверток. Нажимаю картинку — есть краткое описание, характеристики, цена, отзывы. Можно досконально все изучить и выбрать. Есть и другой путь. Товар можно найти через строку поиска. Набираешь его название, высвечиваются все, что можно заказать. Я свой выбор сделал, сформировал корзину и отправил заказ поставщику. Все просто!

А если не получается? На помощь придет коллега. На каждом предприятии имеется ответственный специалист, который поможет освоить новый способ заказа. На ЦОФ «Кузнецкая» это Владимир Кадышев, менеджер по развитию БСЕ.

— Раньше, чтобы получить необходимый товар, нужно было пройти долгий путь, — рассказывает Владимир. — Создать заявку, согласовать, утвердить. Привлекалось множество служб, основная нагрузка ложилась на снабженцев. Время доставки товара составляло от 30 до 90 дней. Использование интернет-магазина сократило его до 48 часов.

Не успели внедрить — сразу начали развивать проект.

— Анализировали результаты, собирали обратную связь, внедряли новые возможности магазина, — рассказывает Александр Гук, руководитель проекта «ЕВРАЗ Маркетплейс» в Дивизионе «Уголь».

С помощью быстрого и удобного сервиса сотрудники стали связываться с поставщиком напрямую, без участия специалистов по снабжению и вспомогательных служб. Большую часть заказов курьеры привозят в течение одного-двух дней. Быстрее только пиццу заказать. Все сделано для того, чтобы люди думали о работе, а не о заказах

Признание как итог

Новаторство не могло остаться без признания И в ноябре-2020 интернет-магазин «ЕВРАЗ Маркет­плейс» стал победителем всероссийской премии «Лидер конкурентных закупок»

Почему сто независимых экспертов отметили именно этот проект?

Отвечает Денис Павлюченков, директор по снабжению ЕВРАЗа.

— В этом конкурсе соревнуются специалисты снабжения ведущих компаний страны. В последние годы Гран-при разыгрывают между собой металлурги. Главную награду ЕВРАЗ завоевывал два года назад. Но любая победа в подобном состязании — это признание профессионализма. В 2020 году жюри оценивало около 250 проектов. «ЕВРАЗ Маркетплейс» победил в номинации «Лидер инновации торгово-закупочной деятельности», значит, мы в тренде.

— В чем, на ваш взгляд, сильные стороны интернет-магазина?

— При создании продукта мы постарались сделать его максимально удобным и простым: минимизировали бюрократические ограничения, перенесли функцию контроля на последний этап — после получения товара. Мастер в цехе может разместить заказ в маркетплейсе за несколько минут.

В работе использовали подход Agile: собрали мнение рабочей группы и выпустили минимальный продукт. А дальше уже докручивали действующую версию шаг за шагом.

— Как маркетплейс функционирует сегодня?

— Сейчас для заказа доступны более 280 тысяч товаров. Срок доставки — от 2 до 30 дней. Заказ привозят прямо в цех, минуя склады. По некоторым категориям — канцтовары, ручные инструменты, мебель — закупка полностью перешла на площадку интернет-магазина.

Каждые три недели мы выдаем программные обновления. Они касаются процессов, внешнего вида, наполнения маркетплейса. Поддерживаем обратную связь с внутренними заказчиками: изучаем их пожелания.

— К чему планируете прийти?

— Наша цель: сделать закупки простыми и быстрыми. Чтобы заказ можно было оформить за минуты, а товар доставляли прямо в цех за 48 часов. Закупки в маркетплейсе должны стать такими же легкими, как повседневные заказы в любом популярном интернет-магазине. Будем расширять категории товаров.

— Какую пользу продукт принесет компании?

— С помощью интернет-магазина мы снизим складские остатки и нагрузку на внутреннюю логистику. Службе снабжения не придется тратить время на рутинные операции. Менеджеры смогут сфокусироваться на более сложных задачах: проработке рынка, повышении коммерческого эффекта.

Не прошло и года…

А точнее — не прошло и семи месяцев с широкого запуска сервиса «ЕВРАЗ Маркетплейс», как он обновил свой функционал. Еще меньше бумаги, еще быстрее и проще передача товара заказчику. О том, что изменилось с сентября-2020, говорит Александр Гук (руководитель службы снабжения Дивизиона «Уголь»).

— Ранее специалисты предприятий оформляли заказы в интернет-магазине «ЕВРАЗ Маркетплейс», и при получении товара подписывали акты приема-передачи, вносили замечания, если такие были. После подтверждали получение заказа в личном кабинете сервиса.

Теперь мы сделали еще один шаг в сторону дебюрократизации. Мы исключили бумажную версию акта приема-передачи. Чтобы получить товар, достаточно назвать курьеру код. Тот вносит его через планшет или смартфон на страницу заказа. Информация о передаче товара автоматически фиксируется в сервисе. Заказчику уже не нужно вносить никаких данных.

— Что это за код и как его получить?

— При отгрузке товара со склада поставщика и присвоении заказу статуса «Заказ в пути» получателю приходит SMS с четырехзначным кодом для электронной приемки. Код продублирован на электронную почту заказчика и указан в личном кабинете внутри соответствующего заказа

При въезде на территорию предприятия курьер оформляет документы на КПП. Охрана в своей программе отмечает номер заказа. Что важно: подтвердить получение заказа кодом можно лишь, когда на КПП зафиксируют доставку товара. Это сделано, чтобы товар не передавали вне территории предприятия.

— А если заказ привезли не в полном составе или позже, на предприятии обнаружили брак?

— Недокомплект, пересортицу — все это можно отметить в электронном акте у курьера еще при получении. Если брак обнаружен после, заказчик может открыть спор по товару в личном кабинете. Например, заказали партию лампочек, а часть разбилась в пути. Специалист предприятия открывает спор, если нужно, подтверждает претензию фотографией. Поставщик либо соглашается и уменьшает счет на количество разбитых лампочек, либо пишет свои аргументы.

— А хотят ли заказчики заниматься этими спорами?

— Люди хотят понимать статус заказа: на какой стадии исполнения, какую позицию в случае с браком или пересортицей занял поставщик. Это удобно, не нужно ждать, когда специалист снабжения получит ответ от поставщика и передаст его предприятию. Коммуникации идут напрямую. В сложных вопросах служба снабжения всегда готова подключиться и помочь.

— Как отреагировали пользователи сервиса на новую функцию?

— К любому новшеству нужно привыкнуть. Были случаи, что человек забывал телефон в офисе и не мог сказать код. Теперь все уже знают, как осуществляется приемка и зачем нужен код. Новая функция помогла не только заказчикам. По результатам месяца поставщики выставляют единую счет-фактуру. Она подтверждается актами приема-передачи товара. Раньше человек мог забыть внести данные о получении товара в личном кабинете. И специалистам первичного учета приходилось разбираться: почему у поставщиков одна сумма к оплате, а у предприятий — другая. Теперь прием-передача фиксируется автоматически. Не нужно тратить время на поиск пропавших данных.

— Были ли сложности при внедрении электронной приемки товара?

— Доработали компьютерную программу охраны, контрольно-пропускные пункты предприятий оснастили QR-считывателями, какие используют в банках или супермаркетах. Курьер привозит документ с QR-кодом. Охране достаточно его отсканировать, и вся необходимая им информация о заказе отобразится на компьютере.

Многие предприятия нашего дивизиона удалены от населенных пунктов, и сотовая связь там плохая. Мы закупили усилители сигнала связи, чтобы сервис работал бесперебойно. Но это плюс и для других проектов цифровой трансформации.

Простые сложности

Нет предела совершенству, безусловно, новый сервис будет обрастать функционалом, опираясь на потребности работников предприятий, преодолевая неизбежные казусы. Вот что по этому поводу сказал Владимир Кадышев (менеджер по развитию бизнес-системы в РУК):

— Внедрение функции электронной приемки значительно упростило процедуру передачи товара заказчику, но не обошлось без трудностей: то нестабильная сеть на КПП и, как следствие, заторможенность работы программы у службы охраны; то получатель в срочном порядке ушел на производство и до него не дозвониться. Коллеги из штабов БСЕ на предприятиях помогли собирать воедино всю проблематику. По каждому вопросу предложили свои решения. Но на этом работа по проекту не заканчивается. Мы продолжим улучшать интернет-магазин «ЕВРАЗ Маркетплейс», чтобы он стал полноценным, качественным и, главное, удобным для пользователей продуктом.


Процесс заказа ТМЦ в «ЕВРАЗ Маркетплейс»

  • Мастер сам выбирает и заказывает нужные ТМЦ.
  • Заходить в интернет-магазин можно как с персонального компьютера, так и с мобильного телефона.
  • Товар можно выбрать в удобном каталоге: все товары упорядочены по категориям, доступен фильтр по характеристикам товаров, возможен поиск по ключевым словам.
  • Можно корректировать корзину, возвращаясь к ней в любое время и с разных устройств.
  • Заказы отображаются в личном кабинете, где перечень заказанных товаров будет разбит по поставщикам и срокам поставки.
  • Пользователь может отслеживать статусы своего заказа от получения его поставщиком до выполнения, уведомление о передаче заказа в доставку отображается в личном кабинете.

 


2024-МАЙНИНГ