Обзор СМИ


Погрузка угля в октябре 2021 года превысила 32,3 млн т
16.11.2021


По данным ОАО «РЖД», погрузка угля в октябре 2021 года превысила 32,3 млн т. Это на 3,7% больше, чем за сентябрь текущего года.

Погрузка угля в октябре 2021 года превысила 32,3 млн т

Тем не менее это на 1,1% меньше, если сравнивать с октябрем 2020 года.

Однако, по данным центрального диспетчерского управления ТЭК, добыча угля в октябре выросла на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И если сравнивать эти данные с объемом железнодорожной погрузки, то получается, что угольная отрасль в октябре текущего года в значительной мере поработала на склад.

Иными словами, угольщики были вынуждены пополнить запасы. В том числе потому, что на РЖД не смогли в полном объеме вывезти предъявленную к погрузке продукцию.

Экспорт приподнялся

Если говорить о структуре железнодорожных перевозок, то в целом погрузка угля на экспорт в октябре 2021 года увеличилась на 3,7%.

Основных причин две: во-первых, то, что в конце сентября европейские энергокомпании вынуждены были просить Россию увеличить поставки угля на фоне рекордно высоких цен на газ, сообщило агентство Bloomberg. В связи с этим экспортеры постарались нарастить поставки угля через порты Северо-Запада. Во-вторых, увеличился спрос и в странах АТР, что привело к росту поставок через российские морские порты Южного бассейна.

Правда, угля по РЖД могли бы отправить в ЕС и больше, но клиенты столкнулись сначала с брошенными поездами на Северо-Западе, а в дальнейшем – и с нехваткой порожних полувагонов, которые можно было подать под погрузку в этом направлении (см. https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/reviews/v-oktyabre-pogruzku-na-rzhd-vytyanuli-nefteprodukty...).

Аналогичные сложности возникли и на Юге. А объемы перевозок в сторону Восточного полигона были лимитированы – согласно договоренностям с Минэнерго России. Между тем, по данным агентства Argus, Китай и Индия столкнулись со значительной нехваткой угля в преддверии зимнего сезона. Спрос на российский уголь в странах АТР оставался больше, чем могли бы вывезти по РЖД.

Причем в связи со сложившейся ситуацией участники рынка ожидают, что цены на уголь на азиатско-тихоокеанских рынках останутся высокими в ближайшие месяцы, так как основные объемы сырья уже распроданы до конца года. Но спрос на уголь полностью не удовлетворен, несмотря на то, что в КНР увеличили добычу на тех мощностях, которые имеются в Поднебесной.

По словам заместителя генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, дополнительный спрос на уголь нынешней осенью связан с замещением поставок газа углем. Тренд следует считать временным, но он мог бы сыграть в плюс для РЖД.

Однако, как полагает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, спрос на российский уголь в странах, как оказалось, превысил те инфраструктурные возможности, которыми располагают на РЖД.

По словам других экспертов, сеть просто не справилась со сменой векторов в логистике перевозок. Ранее все планы строились с учетом вывоза основных объемов на восток. Но как только уголь пошел и в других направлениях, это вызвало сбои в работе РЖД.

Внутренние перевозки подвели

Основное снижение октябрьской погрузки угля произошло за счет уменьшения перевозок по внутренним маршрутам. По сведениям ИРС «Железнодорожные перевозки», оно составило около 7%.

С одной стороны, повлияла относительно теплая погода, установившаяся во многих регионах РФ. Соответственно ТЭЦ и ТЭС не спешили пополнять запасы, сообщил источник в Минэнерго. Действительно, по данным центрального диспетчерского управления ТЭК, для обеспечения теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей было поставлено угля на 9,3% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Тем не менее поставки российского угля на внутренний рынок увеличились в октябре в целом на 2,7%. Ведь его сжигают не только на ТЭЦ и ТЭС. Есть еще и потребление угля предприятиями, в том числе для собственных нужд. Они и составили основную прибавку в поставках угля на внутренний рынок.

С учетом этого обстоятельства всплывает заметная разница с динамикой отгрузки этой номенклатуры на внутренних маршрутах РЖД. И ее можно объяснить тем, что уголь предприятия возили другими видами транспорта, прежде всего автомобильным.

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показали, что такие отправки в ряде регионов увеличились. Ведь стоимость вагонной составляющей в цене угольной логистики на внутренних маршрутах осенью выросла.

Если на экспортных направлениях подобный тренд оказался терпимым для экспортеров, то на внутренних маршрутах он ощутимо ударил по бюджетам потребителей. И ради экономии его внутри РФ стали больше возить автомобильным транспортом

Конечно, подобные перевозки на РЖД по сравнению с экспортом не очень большие. И все же здесь на сети также могли найти резервы для роста погрузки, если бы плотнее взаимодействовали с российскими регионами.

Эти и другие вопросы будут обсуждаться 9 декабря 2021 года на XIX Международной  конференци «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая состоится в г. Москве (Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино»). В рамках форума запланировано пять дискуссий, посвященных  дальнейшей стратегии и проблемам развития транспортного рынка, тарифной политике, производству и ремонту вагонов, цифровым технологиям, а также  мультимодальным перевозкам.  Дополнительная информация по ссылке.

https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/pogruzka-uglya-v-oktyabre-2021-goda-prevysila-32-3-mln-t/


2024-МАЙНИНГ