Обзор СМИ


Экспорт угля снизился в третьем квартале 2021 года
03.12.2021


Несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру, объёмы экспорта энергетического угля из России в июле-сентябре прошлого года были ниже, чем в апреле-июне 2021-ого. Такие данные приводит в своём обзоре агентство Argus. В чём причины, и каковы перспективы для угольной отрасли в плане экспорта?

Угольная промышленность — итоги за 9 месяцев

Если взять статистику за 9 месяцев 2021 года, то оснований для тревоги не видится. Всего российскими предприятиями было отгружено 278,4 млн тонн угля. Это на 21,5 млн тонн или 8% больше, чем годом ранее. Отдельно стоит отметить производителей газового угля Якутии и Кемеровской области. Совместными усилиями они нарастили поставки на 10,5 млн тонн. В результате этот показатель составил 33,1 млн тонн.

За этот период на 4,8 млн тонн вырос объём железнодорожных отгрузок угля марки Д. Итого за 9 месяцев эта цифра составила 87,7 млн тонн. Причём большая часть — 66,1 млн тонн, ушла на экспорт. Здесь рост составил 3%. Большинство крупных угледобывающих компаний нарастили поставки и длиннопламенного угля. В свою очередь производители тощего угля за 9 месяцев увеличили поставки на рынок России и за рубеж на 16%, до 25,5 млн тонн.

При этом отгрузки российским потребителям сократились на 14%, до 5,5 млн тонн, а на экспорт выросли на 29%, до 20 млн тонн. Поставки марки СС в этом году продолжали снижаться — на 11%, до 15,3 млн тонн. Внутри России перевозки данного угля сократились на треть, до 2 млн тонн, а на экспорт — на 6%, до 13,3 млн тонн. Производители марок К, Ж, ОС, а также концентрата за этот период отгрузили в Россию и за рубеж 56,4 млн тонн продукции — почти столько же, сколько и в прошлом году.

Но если посмотреть на ситуацию в разрезе кварталов, то мы увидим, что экспортные поставки в июле-сентябре снизились на 6,2% по сравнению с апрелем-июнем и составили 53,4 млн тонн. В то же время, если проводить параллели с аналогичным периодом прошлого года, произошёл рост на 3,5%.

В основном поставки на мировой рынок по сравнению со вторым кварталом снизили производители марки Д — на 11,1%, до 20,6 млн тон. Угля марки Т ушло на экспорт на 9,6% меньше (6,6 млн тонн), концентрата — на 15,8% (3,4 млн тонн), металлургических марок угля Ж, К и ОС на 4,7% (2,2 млн тонн). При этом отгрузки тощего угля за три месяца уменьшились и внутри страны — на 10,4%, до 1,8 млн тонн.

Экспорт угля сдерживает транспортная инфраструктура

В чем причины такого падения? Их следует искать в первую очередь в сфере транспортировки угля. Напомним, что этой осенью Китай, до этого отказавшийся по политическим причинам от австралийского угля, решил восстановить баланс за счёт поставок из других стран, в том числе из России.

Повышенный спрос со стороны Поднебесной не только развернул российский экспорт на восток, но и поднял цены на мировом рынке. Однако транспортная инфраструктура к этому повороту оказалась не готова.

Поставки угля всех марок по железной дороге в июле-сентябре 2021 года сократились почти на 2,3 млн тонн по сравнению с показателями второго квартала и составили 91,7 млн тонн. Сильнее всего снизились отгрузки угля марки Д — на 1,8 млн тонн, до 27,8 млн тонн. А поставки длиннопламенного угля сократились не только по сравнению со вторым кварталом (на 11%), но и аналогичным периодом 2020 года.

Эксперты Argus связывают это прежде всего с логистическими проблемами, которые заключаются в более медленном движении составов с углём в направлении портов. Так, скорость транспортировки угля из Кемеровской области в Усть-Лугу в июле-сентябре была на 14% ниже, чем год назад. В результате экспорт марки Д через северо-западные порты за этот период оказался на 13% меньше, чем за аналогичный период 2020 года, констатируют в Argus.

Куда более значительным было сокращение объёмов отправки длиннопламенного угля на экспорт через порты Дальнего Востока — на 34,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в третьем квартале этот показатель составил 6,5 млн тонн. Это сокращение произошло в основном за счёт поставок из Хакасии.

Из-за ограничений отправки по железной дороге угля из этого региона за 9 месяцев в дальневосточные порты прибыло на 70% меньше, чем годом ранее. Ещё одна пострадавшая сторона — Республика Бурятия. Уголь из разреза «Тугнуйский» традиционно шёл на экспорт в страны Дальнего Востока, в частности в Японию.

Подобная ситуация обусловлена в том числе соглашением между Кемеровской областью и РЖД о приоритетном доступе местных компаний к Восточному полигону. В этих условиях угледобывающие компании Кузбасса сохранили объёмы поставок в восточном направлении в размере 4,6 млн тонн, что практически соответствует показателям прошлого года. Напомним, что в рамках соглашения гарантируется экспорт угля всех марок из Кузбасса в объёме не менее 53 млн тонн в год, с увеличением до 64 млн тонн в год в 2024 году.

В ситуации с поставками в страны Дальнего Востока вмешались ещё 2 фактора. Это авария из-за размытия опоры моста в Забайкальском крае в июле и увеличение поставок угля из Якутии. На проектную мощность начинает выходить Эльгинское месторождение, и «Эльгауголь» увеличил отгрузки в третьем квартале сразу на 2,5 млн тонн, до 3,8 млн тонн. В связи с этим сейчас обсуждается вариант с установлением квот для Хакасии и Бурятии в размере 9,1 млн тонн, пишет «Коммерсант».

В этих условиях добытчики стали искать и новые направления. Одним из них стал порт Тамань в Краснодарском крае. Здесь произошло увеличение отгрузок из Кемеровской области, Хакасии и Бурятии.

Ещё одна причина снижения объёмов экспорта в третьем квартале —рост поставок угля всех марок внутри страны на 2,3% к уровню прошлого года и на 1% по сравнению со вторым кварталом. Увеличение произошло в коммунальном секторе, потреблении населением, со стороны цементных предприятий и обогатительных фабрик. А вот поставки угля на электростанции в третьем квартале снизилось на 14,4%.

Примерно на 3,5%, до 38,3 млн тонн, выросли и железнодорожные поставки внутренним потребителям. Причём как по сравнению с показателями второго квартала, так и прошлого года. А если говорить об угле марки Д, то по данным железнодорожных экспедиторов, его отгрузили на 12,6% больше, чем во втором квартале, и на 11% — годом ранее.

Впрочем, из этой тенденции есть исключения. Так, поставки бурого угля внутри России снизились на 1%, до 9,7 млн тонн. А вот экспорт в Китай вырос на 65%. Связано это с тем, что поставки на экспорт начал разрез «Харанорский» в Забайкальском крае. До этого уголь с этого предприятия СУЭКа шёл только на внутренний рынок.

Развязать транспортный узел

Каковы перспективы у российских экспортёров угля? Из хороших новостей — активно обсуждаются перспективы расширения БАМа и Транссиба. Так, в середине ноября этого года уже состоялся торжественный запуск модернизированного участка Тыя — Северобайкальск. Пропускная способность этого участка возросла с 36 до 71 поездов в сутки, сообщает сайт Первого канала.

 По информации «РБК», обсуждается три варианта модернизации БАМа и Транссиба. При их разработке приоритет отдаётся интересам угольной промышленности. Так, предлагается построить 553 километра путей, чтобы дополнительно вывозить 16,6 млн тонн угля с Эльгинского месторождения.

Правда, речь идёт о третьем этапе модернизации, соответственно сроки реализации около 2030 года. Однако, по планам российского правительства, уже в 2024 году по БАМУ и Транссибу можно будет перевозить 180 млн тонн год, или в 1,5 раза, чем сейчас, пишет «РБК».

В то же время спрос на уголь вряд ли останется на таком уровне долго. Всё больше стран декларируют цели достичь углеродной нейтральности, а значит, спрос и цена на уголь с высокой долей вероятности будут снижаться. В этих условиях транспортный коллапс рассосётся сам собой, когда цена на уголь стабилизируется.

Таким мнением поделился с «Коммерсантом» управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. В то же время это никак не отменяет необходимости модернизации транспортной инфраструктуры, так как наиболее перспективные рынки для России всё равно находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

https://dprom.online/chindustry/eksport-uglya-3-kvartal/


2024-МАЙНИНГ