Путешествие по железной дороге
В конце этого лета стало известно, что из Кузбасса в Китай могут построить железную дорогу
Конечно, сейчас этот проект существует только как предположение в далекой перспективе, но тем не менее разговоры ведутся. Специалисты «Росжелдорпроект» рассчитали, что воплощение идеи позволит направить китайским потребителям около 30 миллионов тонн в год, разгрузив тем самым Восточный полигон. Предположительно протяженность новой железной дороги может составить более 1 000 км — от станции Таштагол до Авэйтаня.
Пропускная прозрачность
Быть может, в далекой перспективе этот проект поможет решить одну из главных проблем нашей области, но пока логистика все еще остается на острие сегодняшнего дня. В текущем году в правительстве России состоялось совещание о транспортном обеспечении вывоза угля из Кемеровской области, на котором обсуждались как сегодняшние, так и долгосрочные задачи и перспективы.
В частности, на совещании говорилось о том, что в течение ближайших четырех лет пропускная способность Восточного полигона железных дорог должна увеличиться до 180 миллионов тонн, то есть примерно на четверть относительно 2020 года. С существенным — на 30 процентов — ростом объема вывоза угольной продукции из Кемеровской области.
Для этого предстоит расширить две железнодорожные магистрали — Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Усилить их пропускную способность, прокладывая новые пути, проводя реконструкцию станций и усиливая энергоснабжение. Планируется сократить до семи дней время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до нашей западной границы.
Первый этап модернизации этих двух веток планируется завершить уже в текущем году. Суммарно будет построено около 670 км путей. На втором этапе — более 1 300 км. В целом до 2024 года объем финансирования, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, составит около 780 миллиардов рублей.
Вторая задача, которая была озвучена на совещании: повысить предсказуемость поставок. Для этого необходимо обеспечить долгосрочные, до трех лет, договоры между «Российскими железными дорогами» и основными грузоотправителями — угольными компаниями. Должно быть предельно ясно, какой поток грузов будет гарантирован на этом маршруте и сколько можно перевезти дополнительно. Договоры должны содержать поквартальный объем вывоза груза с указанием станции погрузки и станции выгрузки. В рамках действующего законодательства возможно заключение только долгосрочных договоров, и ответственность сторон устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом. В части заключения договоров на принципах «вези или плати» (ship-or-pay или take-or-pay) планируется сформировать нормативную правовую базу заключения таких договоров и опробовать ее на вывозе 10 миллионов тонн из 68 миллионов тонн угольной продукции из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока.
Одновременно с реализацией предыдущих пунктов представители РЖД на системной основе решают вопросы совершенствования технологии перевозок и текущего содержания инфраструктуры. Акцент делается на маршрутизации, сокращении интервалов движения поездов, повышении веса поезда и организации вождения соединенных поездов. С этой целью для Восточного полигона закуплено 318 локомотивов, в том числе такие, которые позволяют водить поезда весом 7 100 тонн.
Олег Белозеров, генеральный директор и председатель правления ОАО «Российские железные дороги» сообщил, что сейчас работа компании осуществляется в условиях существенного отклонения от плановых параметров, предусмотренных долгосрочной программой развития ООО «РЖД». Эта программа была принята в 2018 году, но только за 2020–2021 годы собственные инвестиционные возможности компании снизились на 550 миллиардов рублей. Потери до 2025 года, по предварительным расчетам, оцениваются в размере 1 триллион 100 миллиардов рублей. Кроме того, долгосрочная программа по объемным показателям, и в первую очередь по перевозкам угля, сформирована на иных условиях, чем те, в которых весь мир оказался уже буквально через год.
Отработка на угле
В конце сентября в Минтрансе прошло совещание, посвященное обсуждению нормативно-правовой базы для введения на железной дороге договоров «вези или плати».
Пока принцип ship-or-pay предлагают ввести только для Кузбасса. Предполагается, что после «откатки» системы на кузбасских угольщиках на такие контракты смогут претендовать все грузоотправители.
В ходе совещания была согласована новая редакция поправок в Устав железнодорожного транспорта (УЖТ, федеральный закон), которая должна учесть интересы всех сторон.
«Ведомости» поясняют: «Из поправок исключен пункт о предоставлении приоритетного доступа к инфраструктуре для тех, кто заключит с РЖД договоры «вези или плати». Распределять объемы перевозок по договорам предполагается в порядке, утверждаемом Минэнерго. С 2022 до 2025 года договоры «вези или плати» смогут заключать только те, кто отправляет уголь Кузбасса на восток по экспортным направлениям. В 2022 году по таким соглашениям можно будет отправить 3 миллиона из 58 миллионов тонн угля, оговоренных в соглашении РЖД с правительством Кемеровской области, в 2023 году — 5 миллионов из 63 миллионов тонн, в 2024-м — 10 миллионов из 68 миллионов тонн. А затем договоры могут заключаться на объем перевозок, равный увеличению пропускных и провозных способностей инфраструктуры на конкретных маршрутах по сравнению с показателями на начало 2025 года. С этого момента маршруты и виды грузов не ограничиваются».
На самом деле введение механизма «вези или плати» на железной дороге обсуждается уже не первый год. Но в феврале первый вице-премьер, председатель совета директоров РЖД Андрей Белоусов уже конкретно поручил монополии заключать договоры о перевозке угля по этому принципу. По словам Белоусова, это может помочь разрешить проблему с ограниченной пропускной способностью БАМа и Транссиба. Обязательства РЖД и угольщиков предполагается закрепить долгосрочными контрактами. Перевозчик обещал угольным компаниям приоритетный доступ к инфраструктуре в восточном направлении. Чтобы создать правовую базу для этого, Минтранс предложил поправки в УЖТ и правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД.
Часть доходов — региону
Тем временем в этом же году выходит постановление, которое обязывает угольные компании отдавать часть доходов в экономику региона в обмен на «расширение» экспорта в Азию.
Постановление Минэкономразвития РФ вносит изменения в правила недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре: при поставках угля, превышающих фактический объем экспорта в восточном направлении из Кузбасса, компании, желающие увеличить экспорт, должны подписывать инвестсоглашения с правительством Кемеровской области. Распределять железнодорожные мощности для дополнительных поставок угля при этом будет Минэнерго РФ. Ранее угольщики и другие грузоотправители РЖД такие соглашения не подписывали.
Изменения должны вступить в силу с 2022 года.
Часть полученных доходов от дополнительного вывоза угля на восток компании будут инвестировать в отрасли экономики Кемеровской области, не связанные с добычей и транспортировкой угля. Таким образом, представленная дополнительная квота на экспорт должна способствовать диверсификации экономики региона.
БАМ расширяется
Каменный уголь — основной груз на сети РЖД, его доля в общем объеме грузов составляет 28 процентов. Суммарная провозная способность Восточного полигона, по данным Минтранса России, по итогам 2020 года обеспечена на уровне 144 миллион тонн, из которых около 122 миллионов тонн составил уголь.
Гендиректор РЖД Олег Белозеров на встрече с главой государства в апреле 2021 года заявил, что в этом году из Кузбасса в восточном направлении будет вывезено 53 миллиона тонн, а в 2022 и 2023 годах объемы будут увеличены на 5 миллионов тонн ежегодно. Предполагается, что к 2030 году инфраструктура БАМа и Транссиба должна будет пропускать 210-240 миллионов тонн, а к 2035 году — 60 миллионов тонн сверх этого объема. К 2035 году провозная способность на Восточном полигоне может достичь 270-300 миллионов тонн.
В рамках второго этапа реконструкции Восточного полигона (Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей) вложат 720 миллиардов рублей, что обеспечит увеличение пропускной способности до 180 миллионов тонн в 2024 году. Учитывая первый этап, необходимая сумма для выполнения всех работ составляет 850 миллиардов рублей.
В то же время ОАО «Российские железные дороги» готово построить на Дальнем Востоке еще одну широтную железнодорожную магистраль — от Эльгинского месторождения коксующихся углей в Якутии в направлении Тихого океана. Строительство будет осуществляться совместно с компанией «Эльгауголь», которая эксплуатирует месторождение. Железная дорога должна выйти к Охотскому морю в районе населенного пункта Аян или даже Охотска.
Евгения РАЙНЕШ