Обзор СМИ


Пульс угля.
17.01.2022


Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе на европейском рынке котировкам энергетического угля удалось восстановиться выше 150 долл./т. несмотря на увеличение прогнозируемых среднесуточных температур и резкое падения цен на электроэнергию и газ на фоне роста поставок СПГ в Европу.

Запрет индонезийского правительства на экспорт угля положительно отразился на котировках южноафриканского материала, которые укрепились выше 160 долл./т. Поддержку индексам оказали возросший спрос со стороны Индии и крайне низкие запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT), составившие 1.9 млн т.

В 2022 г. RBCT экспортировал 55 млн т. угля (-16 млн т. к 2020 г.). Падение экспорта было обусловлено проблемами с поставками по ж/д линии Transnet на протяжении всего 2021 г., а таже гражданскими беспорядками и последствиями пандемии Covid-19. Экспорт южноафриканского угля в Индию снизился до 23.5 млн т. (-13.5 млн т. к 2020 г.), поставки в Пакистан упали до 10.3 млн т. (-2.5 млн т. или к 2020 г.). При этом экспорт в Китай увеличились до 5.4 млн т. (+4.8 млн т. к 2020 г.), поставки на Тайвань выросли до 1.9 млн т. (+1.2 млн т. к 2020 г.).

В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR увеличились на 16.5 долл./т. до 141 долл./т. FOB Qinhuangdao.

10.01.2022 г. комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) потребовала, чтобы все энергетические компании сформировали запасы по крайней мере на 15 дней использования до 12.01.2022 г. Затем они должны увеличить запасы более чем на 30 дней до начала зимних Олимпийских игр 2022 г. в Пекине 4 февраля.

Запрет на экспорт угля из Индонезии и распространение Сovid-19 в Австралии способствовали росту цен австралийского высококалорийного материала выше 215 долл./т.

С 01.01.2022 г. по 31.01.2022 г. правительство Индонезии ввело запрет на экспорт угля из страны, чтобы обеспечить необходимые запасы угля на внутреннем рынке, укрепив индекс индонезийского угля 5900 GAR до 126 долл./т.

Цены на австралийский коксующийся материал продолжили расти выше

400 долл./т. на фоне устойчивого спроса в основных регионах потребления и сохраняющегося дефицита предложения.

Отгрузки российского угля в порты Северо-Запада и Юга планируется сократить на 25 млн т к 2024 г.

В 4-м квартале 2021 г. и начале первого квартала 2022 г. экспортеры угля на Балтике столкнулись с рядом логистических проблем, которые привели к беспрецедентному дефициту угля в российских портах Северо-Запада, угрожая срывом контрактных обязательств со стороны российских поставщиков угля и невыполнением планов перевалки крупнейшими угольными терминалами региона.

Согласно предварительному плану РЖД до 2024 г. планируется дальнейшее сокращение поставок угля в направлении портов Северо-Запада на 14 млн т.: с 69 млн т. в 2021 г. до 55 млн т. в 2024 г. Кроме того РЖД планирует уменьшить объемы поставок угля в порты Азово-Черноморского бассейна на 11 млн т.: с 38 млн т. в 2021 г. до 27 млн т. в 2024 г.

В 2022 г. планируется снижение поставок угля в порты Северо-Запада и порты Азово-Черноморского бассейна на 6 млн т. и на 3 млн т. соответственно.

Реализация данных планов фактически вступает в противоречие с Программой развития угольной промышленности России на период до 2035 г., утвержденной Правительством РФ в 2020 г., и предполагающей увеличение портовых мощностей как на Северо-Западе, так и на Юге России. В частности, сокращение поставок угля на Балтику ставит под угрозу реализацию проекта Лавна, мощностью 18 млн т. угля в год, который планируется запустить в 2023 г. Кроме того, на Северо-Западе запланирован ряд других портовых угольных проектов, включая создание угольного терминала мощностью 25 млн т. угля в год в рамках строительства универсального перегрузочного комплекса в порту Приморск.

При этом в Азово-Черноморском бассейне, в порту Тамань, компания ОТЭКО в 2022 г. планирует довести мощности угольного терминала до 72 млн т. угля при около 22 млн т. угля, переваленных в 2021 г.

Вполне вероятно, что РЖД планирует перенаправить данные объемы в порты Дальнего Востока, что с одной стороны, проблематично из-за перегруженности БАМа и Транссиба, не справляющегося с текущим грузопотоком, и с другой стороны, не снимает вопросов острого дефицита угля на Балтике и перспектив развития заявленных портовых мощностей на Северо-Западе.

Казахский экспортер угля Shubarkol Premium объявил форс-мажор

Shubarkol Premium, один из крупнейших казахстанских экспортеров угля с годовым объемом поставок около 2 млн т., объявил форс-мажор. В связи с социальными волнениями в Казахстане и последовавшим отключением Интернета и телефонной связи в стране, таможенные службы не работают, вследствие чего невозможно провести таможенную очистку отгружаемого угля.

ОАО РЖД ввело железнодорожную конвенцию на транзит угля из Казахстана в адрес латвийских угольных терминалов. Запрет действует с 07 января по 16 января.

Также РЖД продолжает вводить ограничения на поставки российского угля в морские порты. С 10 по 14 января РЖД ввело 50% железнодорожную конвенцию на отгрузку угля на терминал НКТ в Усть-Луге (Юг-2). Аналогичное 50% ограничение было введено на отгрузку угля в адрес Восточно-Уральского Терминала (в порту Восточный) с 11 по 15 января, в порт Посьет с 13 по 17 января и на терминал Астафьева в Находке с 12 по 19 января. Еще один железнодорожный запрет был введен на отгрузку угля на терминал Колмар в ВаниноТрансУголь с 11 января до отмены ограничения.

Поставки российского угля через порты Балтики в январе останутся ограниченными

В январе 2022 г. ОАО РЖД продолжает ограничивать железнодорожные перевозки в порты Северо-Запада России.

По сравнению с планом, утвержденным РЖД, в январе железнодорожные перевозки в порт Мурманск были сокращены почти на 50%, а на терминалы УПК (Усть-Луга), Высоцк, Кандалакша и УЛКТ - на 25-35%.

Столкнувшись с серьезными задержками отгрузки, некоторые поставщики пытаются купить уголь на спотовом рынке для выполнения своих обязательств. Однако из-за нехватки угля они вынуждены переносить поставки с января на более поздние сроки.

Текущие ограничения повторяют ситуацию, сложившуюся в 4 квартале 2021 года, когда в адрес АО Ростерминалуголь, крупнейшего угольного терминала в Балтийском регионе России, было недогружено 1.8 млн т. угля по сравнению с планом, утвержденным РЖД.

Мы наблюдаем серьезный дефицит высококалорийного энергетического угля в регионе, где спрос значительно превышает предложение. При текущих системных ограничениях и существенном недостатке предложения на Балтике, не исключено, что индекс API2 может снова превысить 200 долл./т. В текущее время в регионе премия на уголь достигает 20 долл./т. к индексу API2, который, по нашему мнению, существенно недооценен.

Низкие температуры продолжат увеличивать нагрузку на железнодорожную инфраструктуру в направлении основных портов Северо-Запада. Таким образом, мы ожидаем дальнейших задержек с поставками угля из-за ограничений, вызванных погодными условиями и логистическими проблемами на сети железных дорог.

Несомненно, беспрецедентная ситуация, сложившаяся с отгрузками угля в порты Северо-Запада, помимо финансовых потерь для российских поставщиков, несет и репутационные риски из-за срыва контрактных обязательств перед европейскими потребителями.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-17-yanvarya/


2024-МАЙНИНГ