Обзор СМИ


Дополнительное соглашение с OAO РЖД по вывозу угля из Кузбасса в восточном направлении на 2021 год не выполнено
19.01.2022


Лидером по объемам экспортных отгрузок угля среди российских регионов традиционно является Кузбасс. Какой была погрузка угля здесь в 2021-м? И чего ожидать в наступившем году? Эти вопросы РЖД-Партнер адресовал министру угольной промышленности Кузбасса Олегу Токареву.

– Олег Сергеевич, какими главными тенденциями можно охарактеризовать перевозки угля в 2021 году в Кузбассе?

 – Несмотря на рост в 2021 году перевозок кузбасского угля на 7,1 млн т до уровня 222,1 млн т, угледобывающей отрасли региона не удалось в полной мере использовать благоприятную ситуацию на мировых рынках.

Так, например в российские порты Северо-Запада в условиях ажиотажного спроса европейских потребителей и высоких ценах перевезено только 48,4 млн т, что на 0,93 млн т меньше уровня 2020 года. Также не выполнено дополнительное соглашение с OAO «РЖД» по вывозу угля из Кузбасса в восточном направлении на 2021 год: при плане в 56,55 млн т перевезено 56,04 млн т (-0,51 млн т).

Основными причинами, по мнению грузоотправителей, стали: недостаточная пропускная способность железнодорожной сети Восточного полигона, последствия конвенционных ограничений погрузки в связи с размывом в июле железнодорожных путей на перегоне Алеур – Бушулей Забайкальской железной дороги и дефицит локомотивов на отдельных железных дорогах, в том числе и Западно-Сибирской железной дороге.

 – Какие факторы способствовали росту перевозок угля по сети железных дорог Кузбасса в 2021 году?

 – Определяющим фактором роста в прошлом году отгрузки угледобывающими компаниями Kyзбаcca угля до уровня 222,1 млн т стал рост добычи угля, вызванный восстановлением мировых угольных цен. Вместе с тем необходимо отметить, что рост перевозок был бы невозможен без предпринятого в последние годы масштабного развития портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна, в результате чего в 2021 году было перевезено 20,5 млн т – на 7,3 млн т больше уровня 2020 года.

– На Ваш взгляд, что в 2022 году будет способствовать дальнейшему росту перевозок угля на Кузбассе?

 – Прежде всего сохранение мировых цен на уголь на уровне, обеспечивающем прибыльность угольного бизнеса. Кроме того, с учетом нарастающего значения рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Индийского океана существенную помощь окажет принятое в соответствии с поручением президента РФ В. В. Путина решение об увеличении в текущем году объемов вывоза OAO «РЖД» кузбасского угля на экспорт в восточном направлении до уровня не менее чем 58 млн т.

 – По Вашим оценкам, какие главные проблемы характерны сегодня для перевозок угля? Какие пути решения Вы видите?

 – Основным ограничивающим фактором развития угледобычи в Кузбассе является недостаточная пропускная способность сетей OAO «РЖД» в самом перспективном – восточном направлении, рынки которого ждут российский уголь. Согласно поручению президента РФ, с учетом имеющихся планов развития OAO «РЖД» объемы только по экспорту в восточном направлении к 2024 году должны увеличиться до 68 млн т.

В западном направлении, по информации OAO «РЖД», имеющаяся инфраструктура позволяет вывезти планируемые годовые объемы. Однако компании отмечают, что рост отгрузки и перевозок угля сдерживается дефицитом тяговых ресурсов.

Также необходимо продолжать в ускоренном темпе внедрение в портах современных технологических решений, направленных не только на pocт производительности, но и на соблюдение требований законодательства в области экологии и приведение экологической ситуации к общественно приемлемому уровню.

https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/dopolnitelnoe-soglashenie-s-oao-rzhd-po-vyvozu-uglya-iz-kuzbassa-v-vostochnom-napravlenii-na-2021-go/


2024-МАЙНИНГ