Обзор СМИ


Уголь, Россия и Европа: санкции = новый кризис?
03.03.2022


Уголь и Европа — история давняя и непростая, однако за последние годы отечественный экспорт этого вида топлива в страны ЕС только рос: больше 50 млн тонн в 2021 году против почти 38 млн в 2020-м.

Однако в связи с обострившейся геополитической ситуацией страны Старого Света активно отказываются от всего российского, проскальзывает среди последних заявлений и намерение прекратить поставки энергоносителей из России, причём в первую очередь речь идёт именно об угле.

Германия отказывается от угля… И не только она

Отказаться от угольного и газового топлива из России министр экономики ФРГ Роберт Хабек предложил ещё 24 февраля, практически сразу после начала событий на Украине. Он заявил о необходимости покупать и то и другое в других странах в более крупных объёмах.

О необходимости «покончить» с зависимостью от российских энергоносителей заявил и британский премьер-министр Борис Джонсон.

Но, пожалуй, активнее всех в своём намерении оказалась Польша. Страна сообщила о своей готовности немедленно ввести полный запрет на уголь из России и уже 2 марта попросила у Европейской комиссии разрешения наложить эмбарго.

По словам премьер-министра страны Матеуша Моравецкого, Варшава готова пойти на этот решительный шаг буквально в любую минуту. Единственное, что ей нужно, это получить от Европейской комиссии разрешение на эмбарго, ведь решение подобных вопросов — в её компетенции.

Заменить российский уголь Польша предлагает углём австралийским, причём г-н Моравецкий уже провёл по этому поводу определённые переговоры.

Однако пока ни о каких угольных решениях Евросоюз не говорит. 

Несмотря на то, что пока что принятые Евросоюзом санкции ещё не коснулись экспорта угля, правительство страны уже начало принимать определённые меры.

В настоящий момент речь идёт о регулярном мониторинге текущего положения дел у угольных компаний России. По инициативе Минэнерго РФ они должны в ежедневном режиме отчитываться о своей работе в плане добычи и о проблемах, с которыми приходится сталкиваться по части отгрузок и экспорта.

Рынок угля сегодня: основные потребители угля из России

Несмотря на то, что многие эксперты предрекали углю потерю популярности во всём мире, по словам директора департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго РФ Сергея Мочальникова, в 2021 году это топливо пользовалось повышенным спросом.

Основным рынком сбыта для отечественного угля уже традиционно стали Индия и Китай: уголь здесь служит главным источником относительно недорогой электроэнергии, способной покрыть нужды как населения, так и промышленности. Страны Ближнего Востока, Африки, Япония и Корея также активно интересовались углём из России.

Всего за 2021 год Россия экспортировала 227 млн тонн угля. Из них в Европу отправились 50,4 млн тонн, а в страны Азиатско-Тихоокеанского региона — порядка 129 млн тонн. В Китай «уехали» 52 млн тонн отечественного угля, а в Индию — 6,6 млн.

Будет ли Россия поставлять уголь в Китай в 2022 году?

Основной экспорт угля и без того приходился на страны Азиатского региона. Во всяком случае, именно о такой переориентации речь шла уже долгие годы, ведь тот же Китай, в отличие от Старого Света, расставаться с «устаревшим» топливом не спешил.

Но всё это время оставалась одна, причём ключевая, проблема: неразвитость направленной на восток транспортной сети. Ещё год назад Президент России Владимир Путин поручил правительству страны увеличить пропускную способность Восточного полигона таким образом, чтобы к 2024 году она составляла 180 млн тонн.

Но, к примеру, за 2020 год объёмы вывоза грузов через восточное направление составили лишь 120 млн тонн, и пока нет оснований говорить о хоть сколько-нибудь серьёзном росте этого показателя.

Что интересно, уже тогда, по словам вице-премьера России Марата Хуснуллина, потребность по вывозу грузов вдвое превышала имевшуюся пропускную способность и равнялась примерно 250 млн тонн. Стоит ли говорить, что при окончательном переориентировании на Китай эта цифра лишь возрастёт?

Будет ли у России возможность осуществить эту переориентировку существующими техническими средствами? Это ещё один важнейший вопрос, и, к сожалению, дать на него однозначно положительный ответ пока невозможно: слишком долго и малорезультативно длится расширение Восточного полигона, слишком много неопределённости вносят принимаемые Евросоюзом и США санкции…

Но на самом деле есть и другой, не менее важный вопрос: а захочет ли Азия пользоваться российским углём?

Китай и Индия — основные импортёры российского угля. Но?

Сложившаяся ситуация и сопровождающая её глобальная неопределённость заставляет компании и правительства азиатских стран просчитывать самые разные варианты. В том числе — предполагающие под собой обрушение российских поставок или собственный отказ от них.

Британская медиа-компания Argus со ссылкой на источник в правительстве Индии утверждает, что правительство страны уже сейчас задумывается о сокращении импорта российского угля и заменой его топливом из других стран.

А 1 марта издание РБК сообщило о том, что об уменьшении объёмов закупок отечественного угля задумался и Китай. Причиной стали проблемы с получением финансирования от государственных банков: взволнованные экономическими санкциями в адрес России, банковские организации прекратили выдачу аккредитивов после того, как страну отключили от SWIFT.

Для того чтобы поставки возобновились, России, очевидно, нужно найти новые механизмы для проведения финансовых операций в рамках международной торговли. Многое зависит и от геополитической атмосферы, а также от настроя конкретно взятых государств-импортёров.

Уголь и Европа: если не из России, то откуда?

Даже безотносительно политической обстановки взаимоотношения Европы с углём в последние годы выглядят весьма любопытными.

С одной стороны, Старый Свет то и дело пытается уйти от использования «устаревшего» топлива, мотивируя это заботой об окружающей среде и стремлением как можно скорее совершить энергетический переход. С другой — холодные зимы и растущие цены на другие энергоносители то и дело заставляют европейские страны «против воли» возвращаться к углю.

По словам управляющего директора рейтингового агентства НКР Дмитрия Орехова, зависимость стран Евросоюза от российского угля достаточно велика: на него приходится порядка 40% поставок. И это при том, что собственные склады старушки Европы сейчас не могут похвастаться богатством угля. Последний раз на таком низком уровне запасы находились в далёком 2014-м.

Соответственно, нет ничего удивительного в том, что цены на уголь растут. На фоне начавшейся российской спецоперации в Украине они и вовсе подскочили больше, чем на 2 раза: если 23 февраля стоимость 1 тонны угля с доставкой в марте в Роттердам, Амстердам и Антверпен составляла $200, то к 2 марта она достигла абсолютного исторического максимума — $430.

Теоретически российскому углю существуют альтернативы: этот вид топлива добывают и в США, и в Южной Африке, и в Индонезии, и в Австралии. Последняя, к слову, уже сообщила о своей готовности помочь европейским странам в поиске контакта с местными производителями.

Вот только доставка из перечисленных стран не будет ни дешёвой, ни бесперебойной: уже сейчас международные эксперты наблюдают проблемы с логистикой, связанные с перегруженностью портов.

Отказ от угля из России, если он всё-таки произойдёт, влетит Европе в копеечку. Уже 3 марта германский парламентарий Маркус Бухайт обратился к Совету ЕС с заявлением о том, что долгосрочные сбои в торговых отношениях с Россией повлекут за собой немало проблем для самого Евросоюза.

Окажутся ли союзные страны готовыми терпеть экономические неудобства, или всё-таки возьмут вверх финансы? Ответ на этот вопрос мы, скорее всего, узнаем уже достаточно скоро.

https://dprom.online/chindustry/ugol-i-evropa-novyj-krizis/


2024-МАЙНИНГ