Новости


Тарифные решения должны учитывать экономические условия на конкретных товарных рынках, а не только интересы РЖД
16.05.2022


В правительстве РФ сегодня рассматриваются предложения ОАО «РЖД» о допиндексации тарифов на перевозку грузов по сети железных дорог. Но следует отметить, что, помимо факторов роста грузооборота и выделенных средств на докапитализацию компании, первоначальные предложения ОАО «РЖД» учитывали и параметры курсовой разницы для корректировки экспортных надбавок.

Тарифные решения должны учитывать экономические условия на конкретных товарных рынках, а не только интересы РЖД

Так, между 16 марта и 18 февраля этого года курсовая разница предполагала экспортную надбавку в рамках возможных тарифных решений – 23,6% для нефтегазовых грузов, алюминия, контейнеров, а для остальных грузов – 25,5%. Сейчас ситуация с курсовой разницей совершенно иная, поэтому по крайней мере для экспорта тарифные изменения не должны быть столь существенными.

Объективно ответить на вопрос, останутся ли рентабельными экспорт и внутренние перевозки грузов на сети РЖД при сохранении существующего тарифа в 2022 году, не может даже регулятор. В этом одна из основных проблем системы тарифного регулирования – отсутствие правил расчета экономически обоснованных тарифов в сфере грузовых перевозок.

Между тем, чтобы объективно для всех участников рынка оценить эффективность тарифных решений, нужно иметь общепринятые правила и методику определения экономически обоснованных тарифов на грузовые перевозки в конкретном подвижном составе, по конкретным направлениям, в тех или иных объемах.

Что касается субъективной оценки, то в силу большой доли постоянных затрат в структуре себестоимости – перевозки грузов первого тарифного класса в целом будут оставаться рентабельными даже без повышения тарифов, если в результате возможных тарифных решений или иных факторов не произойдет существенного снижения объемов перевозок. Для предотвращения такого снижения предлагаемые тарифные решения должны учитывать и экономические условия на конкретных товарных рынках, а не только интересы ОАО «РЖД».

Обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услуг является целью государственного регулирования тарифов в соответствии с законодательством о естественных монополиях.

https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/opinions/tarifnye-resheniya-dolzhny-uchityvat-ekonomicheskie-usloviya-na-konkretnykh-tovarnykh-rynkakh-a-ne-t/