Когда все по плану

ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» успешно реализует стратегическую программу развития


Один из лидеров угольной промышленности России — ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» — успешно реализует стратегическую программу развития, ключевым направлением которой является обновление основных фондов и модернизация производства с одновременным снижением затрат

Будущее — за обогатителями

Современные рыночные реалии, где потребитель предпочитает получать качественный переработанный уголь, требуют от производителей уделять больше внимания не объемам добычи, а качеству продукции. В этой связи в «Кузбассразрезугле» разработали масштабную программу увеличения обогатительных мощностей, рассчитанную до 2018 года.
Первым шагом в этой программе стал ввод в эксплуатацию в январе нынешнего года обогатительной фабрики «Калтанская-Энергетическая». Она была возведена всего за 14 месяцев (обычные сроки для строительства таких предприятий — 2,5 года). При реализации проекта были учтены новейшие технологические требования, отвечает он и самым строгим требованиям экологии.
Для компании это уже шестое предприятие подобного профиля. А на очереди строительство трех новых обогатительных фабрик — «Талдинской-Энергетической» на Талдинском разрезе (начало строительства намечено на 2016 год), на Бачатском и на Краснобродском разрезах.
Кроме того, компания продолжает укреплять действующие сегодня перерабатывающие мощности — в филиалах вводятся в строй современные дробильные установки, модернизируются действующие обогатительные фабрики. В итоге в УК «Кузбассразрезуголь» планируют перерабатывать и обогащать весь пригодный для этого уголь — более 90% от всего объема добычи.

Полигон для испытаний

Обновление парка горнотранспортной техники остается не менее важной задачей для угольной компании. При этом «Кузбассразрезуголь» активно сотрудничает с отечественными машиностроителями, что к тому же помогает им конкурировать с иностранными коллегами.
Так, на Краснобродском разрезе после семи месяцев испытаний сдан в промышленную эксплуатацию экскаватор ЭКГ-32Р №2 (производитель — ООО «ИЗ-КАРТЭКС» им. П.Г. Коробкова). На сегодняшний день это второй экскаватор-гигант, выпущенный в России. Первый, экспериментальный, представитель новой модельной линии российской горной техники поступил также на Краснобродский разрез осенью 2011 года. Опыт его эксплуатации в Кузбассе был учтен — производители внесли в новую модель ряд конструктивных доработок.
При создании второго экскаватора были учтены максимально безопасные и комфортные условия эксплуатации: машина оснащена системой видеонаблюдения непросматриваемых зон и информационно-диагностической системой, которая выводит на монитор, установленный в кабине машиниста, основные параметры работы оборудования. В кабине имеется система климат-контроля, микроволновая печь, холодильник, биотуалет. Кресло машиниста смонтировано на пневмоподушках, что заметно снижает уровень вибрации.
По производительности отечественный гигант сопоставим с импортными аналогами, но существенно выигрывает по цене. К слову, и по весу экскаватор полегчал по сравнению с аналогами на десяток с лишним тонн.
Активно продолжают заниматься в компании и развитием собственного железнодорожного парка.
На Кедровский угольный разрез в этом году поступил модернизированный тепловоз ТЭМ2. Это уже второй подобный локомотив — первым в 2014 году на Шадринском автоагрегатном заводе (входит в дивизион УГМК) прошел модернизацию такой же тепловоз с Краснобродского разреза. Технические характеристики — мощность, нагрузка на ось, тяговое усилие — у нового тепловоза остались прежними, однако он стал легче и проще в управлении. Тем временем «Кузбассразрезуголь» отправил для модернизации еще один тепловоз — с Калтанского разреза.
Кстати, как подчеркивает директор компании Игорь Москаленко, обновление парка техники позволяет компании наряду с созданием более эффективной производственной цепочки решать и другую не менее важную задачу — по улучшению условий труда работников и повышению уровня безопасности, снижению риска травм и профзаболеваний.

Технологии и контроль

В этом году на Талдинском разрезе впервые в кузбасской, да и российской, практике ведения горных работ для засыпки гидроотвала сухими породами была использована технология разгрузки под откос карьерных самосвалов БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320 тонн.
— В 2013 году на разрезе закончилась гидромеханизация, территория бывшего гидроотвала не использовалась, и была поставлена задача рассчитать параметры технологии безопасного ведения работ по его засыпке сухими породами с использованием имеющейся у предприятия мощнейшей техники, — комментирует технический директор разреза Николай Фоменко. — Сложность заключалась в том, что БелАЗ-75600 — это тяжелая машина, а гидроотвал — намывная, достаточно рыхлая порода, при этом максимальная интенсивность работ достигается только при разгрузке под откос. Для обеспечения безопасной и высокоэффективной работы было проведено моделирование, произведены доскональные расчеты, чтобы в момент разгрузки самосвалы находились вне призмы оползания. Специально для этой цели мы удлинили фронт разгрузки.
Засыпкой гидроотвала по новой технологии «Кузбассразрезуголь» решает сразу две важные задачи: размещает в течение десяти лет 90 миллионов кубометров вскрыши разреза и готовит к рекультивации 127 гектаров нарушенных земель гидроотвала. Только на сокращении дальности транспортировки вскрышных пород — ближайшая возможная территория для автоотвала находится от горных участков как минимум на километр дальше — за 10 лет компания сэкономит более миллиарда рублей.
Еще одно новое для себя направление «Кузбассразрезуголь» начал развивать в Беловском районе в 2013 году. Поводом стало землетрясение, случившееся здесь два года назад и оказавшееся неожиданным не только для угольщиков, но и для специалистов-сейсмологов. Руководство компании тогда приняло решение о строительстве четырех сеймостанций с высокоточным оборудованием. Они появились в поселках Лесной, Бачатский, Старобачаты и Новый Городок, что позволяет отслеживать ситуацию на Бачатском разрезе и в его округе. Координаты расположения сейсмостанций были определены учеными Алтае-Саянского филиала Геофизической службы СО РАН, которые предварительно провели исследование по заказу компании. Станции работают в автоматическом режиме, не требуя присутствия людей. Вся информация о сейсмической ситуации в районе разреза в считанные секунды поступает в Центр обработки и сбора данных Алтае-Саянского филиала Геофизической службы СО РАН. Таким образом, созданная в «Кузбассразрезугле» система вносит важный вклад в дело контроля и обеспечения безопасности работающих и проживающих на данной территории людей, позволяя оперативно и с хорошей точностью видеть зарождение сейсмической активности.

С уважением к истории

Год 2015-й был особенным для россиян, отметивших 9 мая 70-летие Великой Победы. Конечно же, не могли остаться в стороне от этого события и угольщики, сделавшие отличный подарок всем кузбассовцам. По договоренности между главой региона Аманом Тулеевым и генеральным директором ООО «УГМК-Холдинг» Андреем Козицыным (ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» входит в состав УГМК) предоставили экспонаты времен Великой Отечественной войны для первого в Кемеровской области музея военной техники под открытым небом.
Специалисты компании привезли военные раритеты в Новокузнецк (здесь был открыт музей) из Верхней Пышмы. В этом городе Свердловской области находится головной офис УГМК, и там создан музей под названием «Боевая слава Урала», который считается одним из крупнейших музеев военной техники России.
Один из подарков — знаменитая «Т-тридцатьчетверка». Причем — с собственным именем — «Николай Щорс». И со своей историей — боевой и трагичной. Танк, который был назван в честь одного из легендарных красных командиров гражданской войны, нашли в Калужской области. Об экипаже боевой машины пока известно лишь, что танкисты погибли в боях за Гнездиловскую высоту под Спас-Деменском в августе 1943 года. Их захоронили местные жители рядом с подбитой машиной, а позднее останки воинов-героев перенесли в братскую могилу.
Еще одним экспонатом музея стал истребитель И-16. Для своего времени это был уникальный самолет, который обрел всемирную славу как первый в мире «высокоскоростной низкоплан» и самая маневренная воздушная машина.
А в июле этого года УК «Кузбассразрезуголь» передала в дар Кемеровскому областному краеведческому музею уникальную коллекцию доисторических окаменелых деревьев, возраст которых специалисты оценивают в 360-248 миллионов лет. Их обнаружили в угольном забое на глубине 90 метров горняки Моховского разреза. Находка представляет собой окаменелые стволы кордаита — древовидного растения с ремневидными, иногда очень длинными, листьями, и каламита — древесного растения, произраставшего на болотистых местах в начале каменноугольного периода и являвшегося одним из основных углеобразователей.
— Мы очень долго искали символ той эпохи, в которую произошли кузнецкие угли, — говорит заведующая отделом природы Кемеровского областного краеведческого музея Наталья Демиденко. — Теперь наша мечта осуществилась — у нас появились замечательные экспонаты, которые мы выставим, чтобы достойно представить сокровища Кузбасса жителям и гостям региона.

Павел АЛЕКСАНДРОВ


Юрист Сухининой