Обзор СМИ


Максим Басов: Наша первоочередная задача — повысить эффективность управления
07.09.2022


Генеральный директор АО "СУЭК" рассказал на полях ВЭФ о стратегии предприятия и текущих трендах в угольной отрасли

Максим Басов был назначен генеральным директором АО "СУЭК" в апреле 2022 года, до этого 12 лет возглавлял группу компаний "Русагро".  В эксклюзивном интервью ИА PrimaMedia на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) Максим Басов рассказал о текущей стратегии одной из крупнейших угольных компаний России, ситуации на рынке угля и перспективах разворота на Восток, а также о предстоящей масштабной модернизации Приморской ГРЭС, крупнейшей электростанции Приморья.

— Максим Дмитриевич, представляя вас в апреле в качестве нового руководителя СУЭКа, председатель совета директоров компании Самир Брихо сказал, что основной задачей станет трансформация СУЭКа как угольной компании. Означает ли это, что СУЭК будет диверсифицировать бизнес и покупать новые активы?

— Наша первоочередная задача — повысить эффективность управления, снизить издержки и ускорить внедрение передовых технологий, в том числе цифровых. Это позволяет нам успешно конкурировать на мировых рынках. На новые активы мы тоже смотрим. Пока никаких решений на этот счет нет.

— Какие проекты СУЭК представляет на ВЭФе (6+)?

— Мы не представляем новые проекты. На Дальнем Востоке у нас много уже начатых проектов, которые важны для развития регионов.

В "СУЭК" входят 25 шахт и разрезов, 10 обогатительных фабрик и установок, 27 ТЭС, терминал в порту Ванино (Хабаровский край), "Мурманский морской торговый порт", а также "Сибирская генерирующая компания".

— Ваш прогноз на добычу угля в РФ в этом году и в ближайшей перспективе? Куда уходит добываемый предприятиями СУЭК уголь?

— По актуальному прогнозу Минэнерго, в России ожидается небольшое, применительно к текущей ситуации, снижение добычи угля, в районе 5-8%. Данные первого полугодия этот прогноз подтверждают, добыча по стране снизилась примерно на 1 процент. В СУЭК показатели близкие к общероссийским, хотя в разных регионах положение разное. В Кузбассе и Хакасии отмечаем заметное снижение добычи в связи с ограничениями вывоза продукции в Восточном направлении, в Красноярском крае и дальневосточных регионах добыча растет — у них меньше транспортных ограничений, и стабильный внутренний спрос. В перспективе этот тренд сохранится, рост добычи на Дальнем Востоке будет опережать общероссийские показатели.

Если говорить об экспортных направлениях, то нам пришлось перераспределить объемы продукции, которые раньше шли в Европу, на рынки Юго-Восточной Азии, Китая, Африки и Ближнего Востока. Процесс это не быстрый, приходится решать массу вопросов с логистикой, фрахтом, страхованием, но, надо сказать спасибо благоприятной рыночной конъюнктуре, эти вопросы вполне решаемые. Мы тоже на месте не сидим, открываем новые офисы в дружественных странах, вкладываемся в развитие восточных портов, балкерного флота, открываем новые сервисы для потребителей. Такая работа приносит свои плоды.

Если сейчас поставки угля, например, в Индию, где мы тоже планируем открыть офис, показывают низкую рентабельность, то через год-другой транспортные издержки начнут снижаться, и объемы поставок в эту страну вырастут. Думаю, весь выпадающий объем поставок на европейский рынок мы сможем заместить в перспективе ближайших 2-3 лет. 

— В марте прошлого года президент Владимир Путин поручил к 2024 году на 30% нарастить вывоз угля из Кузбасса на Восток, но участники рынка отмечают недостаток провозных мощностей на Восточном полигоне, что временами серьезно осложняет поставки. На ваш взгляд, за счёт каких мер можно выправить ситуацию?

— Поручения были даны не только в отношении кузнецкого угля, но и по вывозу из Бурятии и Хакасии. Поэтому все работы по расширению узких мест, запланированные в рамках первого и второго этапов модернизации БАМа и Транссиба, нужно не откладывать, а ускорять. Думаю, у РЖД, Минстроя и других государственных ведомств есть для этого все ресурсы.

Есть и другие меры — увеличение числа инновационных вагонов, которых в парке СУЭК большинство, использование тяжелых локомотивов, электрификация — сейчас ведомства ищут пути решения этих вопросов.

— У СУЭКа сейчас два угольных терминала на Дальнем Востоке — "Стивидорная компания "Малый порт" (оператор угольного терминала в порту "Восточный", Приморский край) и АО "Дальтрансуголь" (угольный терминал в порту "Ванино", Хабаровский край). Насколько они загружены, есть ли планы по дальнейшему расширению?

— Порты загружены, все наши планы по расширению мощностей сохраняются. Идет запланированное расширение терминала Дальтрансуголь до 40 млн тонн.

— Как развиваются угольные активы СУЭКа в Приморье ("Приморскуголь") и Хабаровском крае ("Ургалуголь")? Насколько они обеспечены ресурсной базой?

— В связи с разворотом на Восток, предприятия Приморского и Хабаровского краев находятся в более выгодном положении, чем сибирские активы. Проблем с ресурсной базой у них нет. Добыча Ургалугля ожидается в этом году на уровне прошлого года, хоть это и ниже запланированного объема. При этом инвестиции в наши ключевые дальневосточные проекты, такие, как развитие мощностей разреза Правобережный и терминала Дальтрансуголь в Хабаровском крае, в этом году значительно вырастут. Схожая динамика и в Приморском крае. В будущем добыча Ургала будет расти, а Приморскуголь будет стабильно работать.

— На каких принципах сегодня строится взаимодействие компании с региональными властями?

— Принципы взаимодействия с региональными властями у нас не меняются — это социальное и экономическое партнерство. Мы поддерживаем усилия властей, направленные на развитие регионов, сокращение оттока населения и развитие рынка труда, выполняем принятые обязательства. Проще говоря, совместно работаем над повышением уровня жизни на территориях присутствия. Один из ярких примеров — совместная работа с населением и властями по участию в конкурсах Минстроя, в результате которых реализуются проекты благоустройства наших моногородов и поселков. В этом году три наших города получили финансирование на реконструкцию парков и других общественных пространств.

— Есть ли сегодня у компании проблемы с поставками и обслуживанием импортного оборудования?

— Некоторые традиционные поставщики, действительно, отказываются работать с российскими компаниями либо ограничивают сервисное обслуживание. Другие работают, хоть и стараются не афишировать это. Соответственно, нам приходится отвечать на эти риски. У нас была создана дирекция по сервисному бизнесу, которая развивает наши машиностроительные активы — в регионах Сибири и Дальнего Востока у нас работает 6 заводов, включая местное Артемовское РМУ. На этих предприятиях постоянно расширяется номенклатура продукции, причем для развития производства мы привлекаем различных партнеров из России, Китая, Индии и Латинской Америки. И, конечно, ищем и находим альтернативных поставщиков в том же Китае и других дружественных странах.

— Входящая в состав СУЭК "Сибирская генерирующая компания" (СГК) в ходе сделки по обмен активами с энергетиками стала владельцем Приморской ГРЭС, которая нуждается в масштабной реконструкции. Как решается эта задача?

—  Сегодня четыре наших электростанции в разных регионах страны проходят масштабную модернизацию, каждый проект стоит десятки миллиардов рублей. Приморская ГРЭС выделяется из общего ряда. Во-первых, эта электростанция обеспечивает половину потребления электроэнергии Приморского края. Заменить ее невозможно. Во-вторых, станция вошла в контур СГК в 2020 году с крайне изношенным оборудованием. Поэтому работы по обновлению начались сразу, без раскачки.

Проводим модернизацию каждого из девяти энергоблоков в таком порядке, чтобы станция одновременно могла выполнять диспетчерский график. Программа должна быть завершена в 2024 году. Сейчас станция несет нагрузку больше, чем в прошлом, это показывает, что пока с задачей справляемся.

Хотел бы отметить, что мы не просто меняем старое оборудование на новое. Мы улучшаем экологические характеристики Приморской ГРЭС. В этом году началась модернизация энергоблока №8, там будет установлен современный электрофильтр, применение которого сократит выбросы твердых частиц в пять раз.

Вместе с экологией для нас важно обновление коммунальной инфраструктуры Лучегорска. За два года мы наладили нормальную эксплуатацию тепловых сетей поселка, применяем здесь стандарты, принятые в компании для сибирских мегаполисов. Результат тоже есть — надежность теплоснабжения улучшилась на порядок, мы знаем, что жители, а почти каждый из них имеет прямое отношение к нашему производству, довольны.

1 сентября компания начала финансировать специализированный класс в одной из школ Лучегорска — это тоже наша практика из других городов. Очень надеемся и ждем, что выпускники придут работать на электростанцию или угольный разрез.

 Наш принцип — оптимальные решения за разумные деньги — в полной мере применим к Приморской ГРЭС. Мы видим внимание руководства края к нашей общей большой стройке и благодарны за это. Компания открыта для общественного контроля. Всегда рады видеть в Лучегорске журналистов Владивостока. Это и ваша электростанция тоже, потому что, напомню, каждый второй киловатт-час, питающий ваш гаджет сделан на Приморской ГРЭС.

Максим Басов родился 8 мая 1975 года в Москве. В 1996 году окончил Нью-Йоркский университет (США). Основные специализации — "экономика и финансы", "международный бизнес", дополнительная — "философия". Ранее занимал должности: генеральный директор ЗАО "Металлоинвест", генеральный директор холдинговой компании "Газметалл" и ЗАО "Холдинговая компания "Металлоинвест", первый заместитель председателя правления корпорации "Интерпайп" (Украина). Также работал в компаниях Emax, "Северсталь", "Кузбассуголь", McKinsey&Co. С 2009 года возглавлял группу компаний "Русагро".

https://primamedia.ru/news/1353472/


2024-МАЙНИНГ