Обзор СМИ


Как губернаторы Хабаровского и Приморского краев на ВЭФ "мерялись" портами
12.09.2022


Экстравагантному главе соседнего региона не даёт покоя прибыль приморских стивидоров

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, известный своими неоднозначными высказываниями, не упускает любую возможность "потроллить" Приморский край, отобравший у Хабаровска статус столицы ДФО. На полях Восточного экономического форума (ВЭФ, 6+) руководитель соседнего региона посягнул на "святое" приморской экономики, пообещав "догнать и обогнать" Приморье по части развития портового бизнеса. Как минимум, по суммарному грузообороту, сообщает ИА PrimaMedia.

Но обещать, не значит сделать. Тем более, что у бизнеса свои приоритеты, и выгоду он просчитывает куда тщательнее, чем политик, изначально заточенный на публичность. При этом хабаровский губернатор обошёл вниманием тот факт, что у Приморья, на данный момент действительно обходящего Хабаровский край по числу и объемам стивидорного бизнеса, на подходе ряд новых проектов. Так, до конца этого года планируется ввести в Шкотовском районе угольный порт "Суходол", реализация проекта которого растянулась без малого на десять лет.

Другой вопрос — сможет ли железная дорога обеспечить провозной мощностью уже действующие порты и еще только планируемые к запуску. Разворот транспортных потоков на Дальний Восток уже привел к резкому повышению требований к срокам модернизации Восточного полигона, заявил вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, уточнив, что объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может и вовсе составить 100 млн тонн.

О новых проектах в Приморье и Хабаровском крае не мечтает только ленивый. Все торопятся "снять сливки" с разворота на Дальний Восток. Но не всем это удастся, кому-то наоборот придется свернуть уже имеющийся бизнес. Тут на первый план выходят лоббистские возможности инвесторов. Места в портах хватит всем, но не все смогут загрузить свои проекты",

— сказал ИА PrimaMedia представитель крупной стивидорной компании в Приморье.

Что мы имеем сейчас

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России за январь-июль 2022 года уменьшился на 0,2% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года и составил 482 млн тонн.

В портах Дальневосточного бассейна грузооборот сократился до 111 млн тонн (-1,9% к январю-июлю 2021 года), в том числе сухих — до 73,7 млн тонн (-2%), наливных — до 37,3 млн тонн (-1,7%).

Увеличили грузооборот порты: Восточный (Приморский край) — до 39,8 млн тонн (+4%), Владивосток (Приморский край) — до 15,4 млн тонн (+5,7%), Пригородное (Сахалинская область) — 8,1 млн тонн (+2,9%). Сократился объем перевалки грузов в морских портах Ванино (Хабаровский край) — до 18,7 млн тонн (-3%), Находка (Приморский край) — до 12,5 млн тонн (-13,1%), Де-Кастри (Хабаровский край) — до 3,5 млн тонн (-40,8%).

При этом Де-Кастри специализируется на отгрузке сырой нефти (аналог порта Козьмино в Приморье), Пригородное — обслуживает суда, перевозящие СПГ, и нефтеналивные танкеры.

В настоящее время на Дальнем Востоке работает около 30 угольных терминалов, из них специализированные — АО "Дальтрансуголь" и АО "ВаниноТрансУголь" (Хабаровский край), АО "Восточный Порт", АО "Торговый порт Посьет" и "Порт Вера" (все — Приморский край). Лидером российского (!) рынка по контейнерообороту является "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO).

Треть Байкало-Амурской магистрали проходит по территории Хабаровского края, ее конечные порты — Советская Гавань и Ванино.

Участники рынка отмечают, что профицит специализированных угольных мощностей в портах Дальнего Востока на данный момент уже превышает 50 млн тонн. При этом, в мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли.

"В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61% или 78 млн тонн. Вместе с тем, из них только 65 млн тонн пошли через Дальний Восток, а 13 млн тонн доставлялись через западное направление. В период до 2035 года ожидается устойчивый рост спроса на мировом угольном рынке, особенно в странах АТР, где будут расти генерирующие мощности, вводятся новые угольные электростанции, ожидаются высокие темпы экономического роста. Сегодня профицит специализированных портовых угольных мощностей на Дальнем Востоке составляет более 50 млн тонн в год. Это реальность. В силу того, что с 2022 года российский экспорт переориентируется из стран Европы в страны АТР, ожидается, что основными потребителями российского угля станут Китай, Индия и Турция", — сказала директор по портовым и железнодорожным проектам Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Ирина Ольховская на сессии "БАМ и Транссиб: как построить быстрее?" Восточного экономического форума.

Хабаровские "хотелки"

Михаил Дегтярев уверен, что суммарный грузооборот портов Хабаровского края через пять лет долгосрочный прогноз, как ни крути) достигнет 70 млн тонн в год и впервые превысит грузооборот портов соседнего. Но это при условии, что Приморье будет топтаться на месте. А это вряд ли, с чётом разворота на Восток.

"Я обещал обогнать Приморье по грузообороту порта как-то в интервью, меня высмеяли, а вчера Владимир Владимирович (Путин, президент РФ) сказал, что мы в ближайшие годы увеличим грузовую провозную мощность Байкало-Амурской магистрали (БАМ), Восточного полигона, в первую очередь БАМ и Транссиба... на 40 миллионов тонн. То есть эти 40 миллионов тонн плюсом приедут на берег Охотского моря в порты Ванино и Советской Гавани", — сообщил Михаил Дегтярев РИА Новости на ВЭФ-2022.

Грузооборот портов Хабаровского края превысит грузооборот портов Приморского края. Просто по историческим объективным причинам. А портов у нас пять. Это Ванино, Совгавань, Николаевск-на-Амуре. Де-Кастри и Охотск. Кстати, нефть не учитывается, а она же есть, имею ввиду железнодорожная логистика. Все наши пять портов работают, развиваются. В общем, мы будем настоящим Приморьем в ближайшие пять лет",

— сказал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.

При этом он уточнил, что имеет ввиду именно грузооборот и общую длину береговой линии (но кому это важно?).

Cтавка на Эльгу

Оптимизма в перетягивании каната с Приморьем Михаилу Дегтяреву придает тот факт, что "А-Проперти" Альберта Авдоляна, Газпромбанк и Хабаровский край договорились о строительстве Тихоокеанской железной дороги для вывоза угля с Эльгинского месторождения и порта "Эльга" в районе посёлка Чумикан на мысе Манорском в Удской губе Охотского моря.

"Пётр Великий прорубил окно в Европу, а (президент России) Владимир Владимирович Путин открыл ворота на Востоке страны. В 2008-м через порты (Хабаровского — прим. ред.) региона переправлялось 8 млн тонн грузов. В прошлом году их провозная способность увеличилась почти до 44 млн тонн. Перспектива ближайших лет — наращивание этого объёма в два раза. Не секрет, что Хабаровский край — экспортные ворота для якутского угля. А появление нового морского порта Эльга в районе мыса "Манорский" позволит увеличить показатели на 30 млн тонн в год", — написал Дегтярёв в своём телеграм-канале.

Инвестиции в проект на данный момент оцениваются почти в 147 млрд рублей. На первичном этапе Газпромбанк предоставит бридж-кредит на 40 млрд рублей. Ввод объектов в эксплуатацию планируется на 2025 год (для сравнения, специализированный угольный морской порт "Суходол" начинал строиться ещё в 2012 году).

Проект Тихоокеанской железной дороги (ж/д ветка "Эльга — Чумикан") подразумевает строительство 492 км пути с суточным трафиком 18 пар грузовых поездов, устройство промежуточной станции и 18 разъездов, а также приобретение подвижного состава (15 локомотивов и 1,2 тысяч вагонов). Порт будет состоять из терминалов с устройством 5-километровой конвейерной линии между ними, а также склада для хранения угля в портовой зоне.

Эльгинский угольный проект включает в себя крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля — Эльгинское. Его запасы составляют около 2,2 млрд тонн по стандартам JORC, добыча в 2021 году составила 14,7 млн тонн. В 2022 году компания планирует добыть 20 млн тонн.

Эльгинский угольный проект, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит на 80% структурам Альберта Авдоляна, еще на 20% — гендиректору УК "Эльга уголь" Александру Исаеву (через ООО "Энергогрупп").

"Проект не только станет импульсом развития инфраструктуры, но и создаст новые рабочие места для 2 тысяч сотрудников, которых мы уже готовим в высших и средне-специальных учебных заведениях Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Ещё 1,5 специалистов будут трудоустроены на Тихоокеанской железной дороге, которая сейчас активно строится", — отметил Дегтярев.

Приморье дождалось "Суходола"?

У Приморья пополнение ожидается уже в ближайшее время (стучим по дереву) — ввод в эксплуатацию порта Суходол вроде бы как намечен на 2023 год. Конечно, инвесторам хотелось бы запустить проект уже на ВЭФе, но как говорится, "поспешишь — людей насмешишь". Конкретной информацией о состоянии проекта располагают лишь его владельцы. Но ещё в начале 2022 года представитель департамента развития инфраструктуры Минтранса РФ Сергей Дунаев в ходе совещания в Совете Федерации РФ говорил о перспективе ввода Суходола в 2022 году.

Гендиректор ООО "Морской порт "Суходол" Сергей Кропотов завил в интервью "Интерфаксу" , что по планам в 2023 году перевалка нового порта составит около 2 млн тонн, в 2024 году — около 6 млн тонн, в 2025 году — порядка 12 млн тонн и более. В дальнейшем планируется довести грузооборот до 20 млн тонн угля.

Все технические возможности технологического оборудования и мощности железнодорожного фронта у нас есть. Понимаем, что вначале оборудование будет работать в режиме наладки, поэтому включать и вводить мощности будем поэтапно",

— сказал гендиректор ООО "Морской порт "Суходол" Сергей Кропотов.

Отвечая на вопрос о возможных рисках в связи с тем, что оборудование для перевалки в порту — немецкого производства, гендиректор сообщил, что к настоящему моменту оборудование поставлено в полном объеме.

Отметим, что владельцы "Суходола" не собираются концентрироваться исключительно на угле.

Год назад гендиректор АО "Центр развития портовой инфраструктуры" (ЦРПИ) Евгений Прилепин заявил о планах создать на базе морпорта Суходол в Приморье многофункциональный хаб с перевалкой не только угля, но и погрузкой контейнеров и зерна. Соответствующее соглашение в ходе VI Восточного экономического форума подписали ЦРПИ, ВЭБ, правительство Приморского края, Минвостокразвития и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).

ООО "Морской порт "Суходол" зарегистрировано в декабре 2012 года в селе Романовка Шкотовского района Приморского края. Уставный капитал на данный момент составляет 1 млрд 756 млн рублей.

По данным ЕГРЮЛ, по 25,1% капитала стивидора владеют АО "Междуречье" (Кемеровская область, находится под управлением ООО "Новая горная управляющая компания"), президент холдинга "Сибирский деловой союз" (СДС) Михаил Федяев и совладелец "СДС-Угля" Владимир Гридин. Ещё 24,79% принадлежит ЦРПИ.

ВЭБ.РФ ранее оценивал общий объем инвестиций в проект в около 180 млрд рублей, включая вложения в первый этап проекта (угольный терминал) в размере до 62 млрд рублей.

Железнодорожная инфраструктура морпорта "Суходол" предусматривает путепроводы примыкания к путям общего пользования станции "Смоляниново", соединительный путь необщего пользования протяженностью 10,6 км, припортовую станцию с общей протяженностью путей 26,2 км.

Смотря кого считать

Отметим, что Хабаровский край, так же, как и Приморье, имеет в своём стивидорном "портфеле" ещё один зависший проект.

АО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК) Руслана Байсарова планировало приступить к строительству угольного терминала мощностью 15 млн тонн в год в порту Ванино ещё в 2013 году, затем сроки сдвинулись вначале на 2014-й, затем — на 2017-й год и далее вправо. В 2016 году инвестиции в проект оценивались в 23,6 млрд рублей. В том же году созданное для реализации проекта ООО "Дальневосточный Ванинский порт" (ДВВП) стало первым резидентом Свободного порта на территории Ванинского района Хабаровского края.

Планировалось, что терминал станет ключевой частью комплексного инвестиционного проекта по освоению Элегестского угольного месторождения в Туве и экспортных поставок угля в страны Юго-Восточной Азии. Весной 2021 года правительство РФ отложило строительство необходимой для реализации проекта железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино на срок до 5 лет, но в этом году вернулось к этой идее. Но говорить сейчас, что этот проект актуален, поспешно.

Ответ Кожемяко

Губернатор Приморья на полях ВЭФ дал свою оценку стивидорному рынку в регионе, правда, в более долгосрочном периоде на восемь лет (у Дегтярева — на пять).

Если все (заявленные на сегодня — прим. ред.) инвестиционные проекты будут успешно реализованы, общая мощность морских портов Приморского края к 2030 году может достигнуть 300 млн тонн в год. Общий объем инвестиций, направленных в реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры, до2030 года составит почти 400 млрд рублей",

— сказал губернатор Приморья Олег Кожемяко ТАСС.

Он уточнил, что в ходе реализации проектов планируется создать более 5,5 тысяч рабочих мест. А дополнительный объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит около 94 млрд рублей.

Олег Николаевич в своём прогнозе сделал ставку на тот же Суходол. Также упомянул проект компании "Восток ЛПГ" по строительству в бухте Перевозной Хасанского района морского терминала по перевалке сжиженного углеводородного газа (СУГ) проектной мощностью 1 млн тонн и строительство специализированного универсального производственно-перегрузочного комплекса "Север" мощностью 20 млн тонн угля в год в порту Восточный.

"Это проекты, которые уже реализованы, строятся, находятся в высокой степени готовности к запуску или началу строительства в текущем году. Есть и проекты на уровне разработок и направлений, деклараций о намерениях инвестировать в строительство портовой инфраструктуры", — сказал глава Приморья.

Кроме того, Владивостокский морской торговый порт планирует создать восточный транспортно-логистический узел Северного морского пути, что предусматривает создание искусственного земельного участка, строительство двух глубоководных причалов с глубинами до 17 метров и контейнерного терминала мощностью до 840 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера — прим. ред.). "На базе этого хаба будет происходить консолидация и распределение грузопотоков, оказываться ключевые логистические услуги", — пояснил Кожемяко.

ООО "Владивостокский морской порт "Первомайский" (ВМПП, принадлежит "Пасифик лоджистик") планирует вложить 3,1 млрд рублей в строительство специализированного контейнерного терминала в южной части бухты Золотой Рог мощностью 475 тысяч TEU в год. Завершить строительство компания — резидент Свободного порта Владивосток — планирует до 2025 года.

Терминал будет построен в рамках расширения действующего порта. Также будут модернизированы действующие мощности (сейчас в порту два причала, рабочая длина причальной стенки — 453 метра). В рамках реализации проекта будет увеличена площадь существующего порта за счет создания искусственного земельного участка. Также будут созданы новые причалы, закуплены новые краны и другое портовое оборудование.

Транспортная группа FESCO планирует инвестировать 24 млрд рублей в развитие мощностей ВМТП, в частности в возведение новых контейнерных площадок на территории порта, перекомпоновку и оптимизацию его площадей, а также сокращение зоны перевалки угля. "Трансформация ВМТП станет ответом на растущий грузооборот и позволит Дальнему Востоку оперативно реагировать на вызовы, связанные с изменением мировых логистических маршрутов", — пояснил президент FESCO Аркадий Коростелёв на подписании соответствующего соглашения с "Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики" (КРДВ) на ВЭФ.

Отметим, что на этапе проектирования уже находится терминал по перевалке угля и нефти "Морской порт "Аврора", который планирует построить в Приморье в районе бухты Безымянная ООО "Коулстар".

"Коулстар" ведет добычу угля в Хакасии, его дочернее ООО "Угольная компания "Разрез Майрыхский" владеет лицензиями на разведку и добычу каменного угля в границах участков Майрыхский и Бейский-Западный Бейского каменноугольного месторождения (одно из крупнейших в России, залежи оцениваются почти в 5 млрд тонн).

Параллельно строительству порта будет реконструирована транспортная инфраструктура для обслуживания новых мощностей. В частности, ОАО "РЖД" уже выданы технические условия на проектирование примыкания железнодорожного пути порта к участку Смоляниново-Дунай.

Примерные объемы производства терминала — 35 млн тонн в год, из которых 25 млн тонн составит уголь, 10 млн тонн — сырая нефть.

Гендиректор "Коулстара" Борис Варшавский на российско-китайском энергетическом бизнес-форуме в ноябре 2021 года сообщал, что терминал по перевалке угля и нефти "Морской порт "Аврора", начнет круглосуточную перевалку грузов в 2025 году. Проектная глубина причалов позволит принимать балкеры дедвейтом 180 тыс. тонн. Инвестиции в проект оценивались в около 57,8 млрд рублей. На данный момент "Коулстар" завершает проектные работы.

Славянка как место притяжения

Тихоокеанский балкерный терминал намеревается построить в поселке Славянка Хасанского района терминальный комплекс проектной мощностью по навалочным грузам 10 млн тонн в год, по контейнерам — 500 тысяч TEU в год.

Правительство РФ также одобрило строительство многофункционального морского терминала "Славянка". В него войдет зерновой комплекс мощностью 7 млн тонн в год, а также контейнерный комплекс мощностью 330 тысяч TEU в год и комплекс генеральных грузов мощностью 1 млн тонн в год.

Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, АО "Международный морской перегрузочный терминал" (ММПТ) планирует создание искусственного земельного участка и строительство многофункционального морского терминала проектной мощностью 12 млн тонн.

АО "Международный морской перегрузочный терминал" учреждено в апреле 2011 года в посёлке Славянка, основной вид деятельности — транспортная обработка грузов. Согласно списку аффилированных лиц на 30 июня 2015 года (последнее раскрытие), 100% акций АО принадлежало компании Triumph alliance PTE. LTD (Сингапур).

Этот проект будет реализован в рамках режима Свободный порт Владивосток до 2025 года, общий объем инвестиций превысит 1,8 млрд рублей. В настоящее время получено разрешение на реконструкцию достроечного причала длиной более 230 метров.

В рамках проекта планируется реконструкция действующих и строительство новых подъездных железнодорожных путей необщего пользования общей площадью 4,2 км.

https://primamedia.ru/news/1356882/