2022 БЕККЕР


Обзор СМИ


Приняли груз на себя
30.12.2022


2022 год стал вызовом для всех без исключения секторов экономики, что напрямую отразилось и на главной транспортной артерии России — железных дорогах. О главных тенденциях в сфере ж/д перевозок, а также об инфраструктурных проектах — в интервью начальника Красноярской железной дороги Алексея Туманина.

Алексей Туманин, начальник Красноярской железной дороги

— Алексей Сергеевич, как геополитические факторы повлияли на показатели работы КрасЖД в 2022 году?

— Действительно, новые реалии принесли новые вызовы. Насколько нам удалось с ними справиться, говорят объективные цифры. Так, несмотря на все внешние факторы, за 11 месяцев 2022 года отправление грузов превысило прошлогодний показатель на 0,4 %, составив в абсолютных цифрах 71,6 млн тонн.

В сравнении с прошлым годом выросла погрузка по большинству важнейших номенклатур. В частности, в сегменте нефтяных грузов мы фиксируем рост на 12 %, железной руды — на 32,6 %, строительных грузов — на 31,3 %, промышленного сырья — на 19,5 %.

В целом по году мы ожидаем, что Красноярская железная дорога выйдет на уровень 78,7 млн тонн, с ростом к 2021 году на 1 %, или 0,7 млн тонн.

— Насколько серьезными были изменения в логистике перевозок?

— Изменения кардинальные. Наибольшее влияние оказали санкции, следствием которых стали разрыв торговых отношений с Европой и невозможность вывоза продукции по тем логистическим схемам, которые были привычными. Произошел резкий разворот рынка на восток.

Перед РЖД стоит задача оптимально использовать мощности инфраструктуры Восточного полигона, выстраивая эффективную логистику в условиях возросшего спроса и ограниченных пропускных способностей этого направления.

Для многих региональных предприятий Хакасии и Красноярского края, которые были ориентированы на экспорт, дополнительной сложностью стал быстрый поиск новых торгово-экономических партнеров.

Понимая потребности грузоотправителей и высокую социальную значимость стабильной работы системообразующих региональных предприятий, мы оказываем им содействие в поиске и разработке новых маршрутов. Эти решения вырабатываются в режиме постоянного диалога и позволяют переключить экспортные грузопотоки с традиционных на альтернативные направления.

— На какие альтернативные «рельсы» перестраивается сегодня экспорт?

— Перспективное направление для экспорта региональной продукции — международный транспортный коридор «Север — Юг», у которого есть ряд преимуществ. К примеру, в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал он позволяет в два и более раза сократить расстояния перевозок, а также снизить стоимость перевозки контейнеров. В рамках развития коридора ОАО «РЖД» предлагает оптимальные логистические решения для обслуживания экспортно-импортных грузов в сообщении с государствами Персидского залива и Индийского океана. Один из стимулов переключиться на данный коридор — понижающий коэффициент на экспортные и импортные перевозки груженых крупнотоннажных контейнеров через российско-казахстанские пограничные станции при проследовании казахстано-туркменского пограничного перехода Болашак — Серхетяка.

При общем снижении экспорта на восточном направлении на 6 % с начала года мы и здесь изыскиваем резервы и альтернативные маршруты и добиваемся положительной динамики.

Так, в рамках частичной переориентации грузопотока с сухопутных погранпереходов с Китаем на 24 % к уровню 2021 года увеличено отправление экспортных пиломатериалов в контейнерах (продукция ЛПК Красноярского края) через порты Дальнего Востока.

Помимо этого, лесную продукцию можно доставлять в Китай через Казахстан. Мы активно прорабатываем эти вопросы с правительством Красноярского края и готовы оказать всестороннюю помощь и поддержку предприятиям лесной отрасли.

Что касается такого массового экспортного груза, как уголь, то в июле — октябре производилась отгрузка хакасского твердого топлива на экспорт через торговый порт Благовещенска, отправлено почти 22 тыс. тонн.

В ноябре, после открытия первого железнодорожного моста между Россией и Китаем, из Красноярского края и Республики Хакасия отправлены пробные 5 тыс. тонн и 22,9 тыс. тонн угля соответственно через новый пограничный пункт пропуска Нижнеленинское — Тунцзян.

В результате нашей совместной работы с грузоотправителями в последние месяцы наметился тренд восстановления объемов отправления грузов через порты Северо-Запада: с 169 вагонов ежесуточно в июне до 282 вагонов в сутки по итогам ноября. Основной грузопоток тут формируется из Республики Хакасия.

— Можно ли сказать, что снижение внешнеторгового грузооборота компенсировано на КрасЖД за счет увеличения перевозок внутри страны?

— Ситуация с объемами грузоперевозок в основных регионах обслуживания КрасЖД — Красноярском крае и Республике Хакасия — неоднородна. Так, в Красноярском крае, где порядка 80 % — внутрироссийские перевозки, погрузка за январь — ноябрь не только не снизилась, но даже выросла к тому же периоду 2021 года на 2,5 млн тонн, составив 43 млн (+6 %). Снижение экспорта (на 9 %) полностью компенсировано положительной динамикой внутрироссийского грузопотока (+11 %).

Ключевой фактор роста — высокий спрос на уголь на внутреннем рынке со стороны угольной генерации Сибири. Из-за маловодности Енисея Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС уменьшили выработку электроэнергии, а угольная генерация эти объемы замещает. Как результат, перевозки угля выросли на 11,5 %.

В «плюсе» и внутренний грузопоток по нефтепродуктам, строительным и лесным грузам.

Несколько иная картина сложилась в Хакасии, где порядка 85 % грузоотправлений занимает продукция угледобывающей промышленности, которая в значительной степени ориентирована на зарубежные рынки сбыта и ощутила последствия санкций. Так, за 11 месяцев погрузка в Хакасии составила 24,1 млн тонн (–8 %). При этом экспортные перевозки угля из республики снизились, в основном из-за сокращения его отправок в страны Европы: относительно прошлого года перевезено меньше на 2,7 млн тонн. А объемы экспортных перевозок в самом загруженном восточном направлении нам удалось удержать практически на тех же позициях — снижение на 300 тыс. тонн.

Внутренние перевозки угля из Хакасии, как и из Красноярского края, демонстрируют рост. Дополнительно к показателю 2021 года в адреса угольных электростанций и предприятий жилищно-коммунальной сферы перевезено 0,8 млн тонн. В январе — ноябре из республики также вырос внутренний грузопоток железной руды, строительных грузов и промышленного сырья.

— В последние несколько лет КрасЖД развивает контейнерные перевозки. Пользуются ли они сейчас, как и ранее, спросом у предприятий Красноярского края и Хакасии?

— Объем отправления в сегменте контейнерных перевозок за 11 месяцев сохранился практически на уровне прошлого года — перевезено 2,9 млн тонн грузов. У нас действительно созданы хорошие условия. На дороге для работы с контейнерами открыто 70 путей необщего пользования на 25 станциях, на 5 станциях есть возможность это делать на путях общего пользования. То есть работа с контейнерами осуществляется даже там, где раньше ее не было, — все для удобства партнеров.

В этом сегменте новые обстоятельства также заставили экспортеров оперативно перестраивать логистику. Санкциями и уходом крупных иностранных морских перевозчиков вызвано основное снижение экспортного контейнеропотока в северо-западном направлении. Произошло переключение на порты Дальнего Востока и пограничные переходы на Транссибе. Отправление контейнеров на экспорт в восточном направлении выросло на 5,7 %. Увеличены перевозки цветных металлов из Красноярского края на 38 % и Республики Хакасия на 31 %. Производители топливных пеллет в Красноярском крае также развернулись на рынок АТР: отгружено 96 тыс. тонн. Возросли перевозки зерна в контейнерах в этом направлении — общий объем составил 14,7 тыс. тонн.

— Означает ли это, что и в будущем контейнерные перевозки будут расти?

— Контейнеризация грузопотоков — один из важнейших трендов транспортной логистики. А использование нестандартных контейнеров позволяет привлекать новые виды грузов и расширять клиентскую базу. Сегодня с вагонов на контейнеры на железнодорожном транспорте переключается все больше грузоотправителей сыпучих грузов, прежде всего угля, металлических руд, удобрений, зерна.

К примеру, в прошлом году со станции Минусинск уголь на экспорт был отправлен в 20-футовых контейнерах типа open top. В 2022 году на этой же станции организована тестовая погрузка цветной руды в 10 контейнерах типа open-top отечественного производства. Она перевозится в одноразовой мягкой таре — биг-бэгах, защищающей груз от распыления и увлажнения.

Мы фиксируем растущий спрос на отправление контейнерных поездов — это один из сервисов ускоренной доставки грузов. Дело в том, что контейнерный поезд следует до станции назначения без расформирования в пути следования, это позволяет существенно экономить время в пути, а также сокращает транспортные издержки.

Сегодня контейнерные поезда формируются на 10 станциях КрасЖД: Абакан, Базаиха, Злобино, Иланка, Канск-Енисейский, Карабула, Красноярск, Красноярск-Северный, Лесосибирск, Чунояр. В основном в них перевозятся лесные и зерновые грузы, уголь.

В общей сложности в 2022 году дорогой отправлено более 1 500 контейнерных поездов, из них 28 — по новым направлениям.

— Над какими инфраструктурными проектами работает дорога, чтобы нарастить транзит грузов на Восток?

— Ведется масштабное обновление инфраструктуры южного хода КрасЖД Междуреченск — Абакан — Тайшет, с которого начинается Восточный полигон. Проект направлен на увеличение пропускных и провозных способностей линии с учетом утвержденных параметров модернизации БАМа и Транссиба, обеспечивающих достижение по итогам 2024 года объемов вывоза грузов до 180 млн тонн в год.

Чтобы убрать самые узкие места на этой однопутной трассе, во время первого этапа реконструкции (с 2013 по 2021 год) построено и введено в эксплуатацию 167 км новых вторых главных путей. Обновлены десятки инженерных сооружений. В результате пропускная способность участка от Междуреченска до Тайшета увеличилась на 65 %.

В 2022 году начались масштабные работы в рамках второго этапа модернизации по инвестпроекту ОАО «РЖД» «Увеличение пропускной способности участка Артышта — Междуреченск — Тайшет». Программа предусматривает развитие 47 объектов инфраструктуры до 2025 года. В том числе будет построено около 300 км вторых путей, а также второй Козинский тоннель, расположенный на горноперевальном участке Джебь — Щетинкино. Запланированы обновление пяти подстанций и строительство трех новых, а также реконструкция четырех станций.

В 2022 году на южном ходу уже реконструировано две тяговых подстанции — Саянская и Крупская, еще на шести таких энергообъектах работы в стадии завершения. Их модернизация повысит надежность электроснабжения и позволит в два раза сократить интервал попутного следования поездов, вырастут объемы тяжеловесного движения.

На 15 однопутных перегонах южного хода идут строительно-монтажные и подготовительные работы, в том числе на двух из них — Биркчул — Югачи и Югачи — Казановская, расположенных в Хакасии, уже построены вторые пути.

— Тяжеловесное движение — одна из технологий, позволяющих увеличить пропускную способность. Как она применяется КрасЖД в Хакасии и Красноярском крае?

— Развитие тяжеловесного и длинносоставного движения — один из приоритетов Красноярской железной дороги, что соответствует стратегическим целям компании РЖД. В условиях дефицита пропускных способностей именно вождение поездов повышенной массы и длины позволяет перевозить больше грузов по существующей инфраструктуре. При этом потребление энергоресурсов на тягу поездов, наоборот, сокращается.

Внедрение этих технологий невозможно без обновления парка локомотивов, поскольку необходимы более мощные электровозы, без усиления путевой инфраструктуры и энергосистемы. И мы сегодня ведем работу во всех этих направлениях.

Так, за последние пять лет на Красноярскую магистраль поступило 285 новых грузовых локомотивов «Ермак». В том числе 223 машины серии 3ЭС5К. Они предназначены для вождения поездов повышенного веса 7 100 тонн, а также сверхтяжелых длинносоставных и соединенных поездов массой 12–14 тыс. тонн.

В уходящем году модернизирован западный парк нашей станции Мариинск, где построены два специализированных пути протяженностью 2,1 км — для работы с транзитными длинносоставными и соединенными поездами. Это уже вторая такая станция на дороге: первый специализированный парк появился в 2021 году на станции Ачинск III. В комплексе они позволят существенно увеличить пропускную способность Красноярского участка Транссиба.

Ведется большая работа по развитию тяжеловесного движения. Например, со станции Черногорские Копи (Хакасия) в 2022 году отправлено 187 составов весом 7 100 тонн, что почти в шесть раз превышает уровень прошлого года. Еще 35 таких поездов были сформированы на хакасской станции Камышта.

— КрасЖД в 2022 году вела поиск новых проектов для инновационного развития и импортозамещения. Внедряются ли они уже, удалось ли привлечь какие-то стартапы?

— Да, действительно, 2022 год стал прорывным в развитии инновационной деятельности. Цель — привлечь на дорогу передовые отечественные технологии, которые помогут повысить эффективность и безопасность железнодорожных перевозок, достичь нового уровня комфорта для пассажиров.

Мы начали активно сотрудничать в этой сфере с крупнейшими вузами и высокотехнологичными предприятиями Сибири: среди них СФУ, университет Решетнева, Красцветмет. Открыли для себя новых партнеров, взаимодействие с которыми раньше было для нас неочевидным. Это малые инновационные предприятия, стартап-команды, конструкторские бюро. Дорога впервые стала участником краевой программы софинансирования конкурса научных разработок. Конкурс проводился совместно с Краевым фондом науки (Красноярский край). Сейчас специалисты дорожного Центра инновационного развития совместно с технологическими партнерами плотно работают над 20 инновационными проектами, это наш потенциал внедрения на 2023 год. Работа в этом направлении продолжится, и она будет интересной.

https://www.kommersant.ru/doc/5749000?query=%F3%E3%EE%EB%FC?query=%F3%E3%EE%EB%FC