2024 Стройимпорттехника


Где деньги брать?

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) оценил производственные планы и возможности российских производителей в сравнении с планами развития железнодорожного транспорта


Смотреть PDF>>

Расчеты института показывают, что при отсутствии инфраструктурных ограничений со стороны железнодорожного транспорта объем отправок грузов на экспорт смог бы вырасти к 2030 году на 180 миллионов тонн в год. Это могло бы обеспечить приток дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в размере 0,8 триллиона рублей, а рост ВВП — на 2,3 триллиона рублей ежегодно, начиная с 2030 года.

О результатах исследования «УК» рассказал Юрий Саакян, генеральный директор ИПЕМ. Доклад на эту тему он представил в ходе форума «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки».

— В последние 11 лет структура грузовой базы железнодорожного транспорта претерпела существенные изменения: снизились объемы перевозок строительных грузов и нефтепродуктов (-128 миллионов тонн) на фоне роста отправок удобрений (+71%, или +33 миллиона тонн), зерна (+49%, или 13 миллионов тонн), грузов в контейнерах (+2,8 раза, или +46 миллионов тонн) и угля (+10%, или 37 миллионов тонн). Наращивание отправок угля ж/д транспортом за 11 лет компенсировало 26% снижения отправок других грузов и позволило стабилизировать загрузку инфраструктуры и грузовую работу ж/д транспорта.

К 2030 году на фоне сложившейся геополитической обстановки и конъюнктуры рынка ожидается активное развитие портовых мощностей по перевалке угля, особенно в направлении Дальнего Востока (+120 миллионов тонн). Основным источником развития портовой инфраструктуры в части угольных терминалов выступают частные инвесторы, ожидающие роста спроса на уголь на внешних рынках. Частные компании верят в дальнейший рост спроса на российский уголь, инвестируя значительные средства в портовые мощности.

При отсутствии инфраструктурных ограничений со стороны железнодорожного транспорта объем отправок грузов на экспорт смог бы вырасти к 2030 году на 180 миллионов тонн. Однако существующие планы развития железнодорожного транспорта позволят провезти только около половины этого объема. Устранение дефицита инфраструктуры могло бы обеспечить приток дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в размере 0,8 триллиона рублей, а рост ВВП — на 2,3 триллиона рублей ежегодно, начиная с 2030 года. Эти дополнительные налоговые поступления можно было бы рассмотреть в качестве одного из источников финансирования инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного транспорта в целях ограничения роста тарифов на перевозки грузов.

По оценке ИПЕМ, развитие портовых мощностей по перевалке как угля, так и других грузов будет опережать рост экспортных отправок грузов железнодорожным транспортом. Такая динамика связана с дефицитом железнодорожной инфраструктуры на основных экспортных направлениях, а также с сохранением дисбаланса между активно развивающимися портовыми мощностями и ограниченными темпами развития провозных мощностей. Целесообразно рассмотреть более активное развитие железнодорожной инфраструктуры для полного удовлетворения спроса на перевозки, который способны сформировать производители.

Недовывоз грузов, возникающий из-за сохранения дефицита провозных мощностей до 2030 года включительно (с учетом имеющихся программ развития), приведет к упущенному доходу, который, по оценке ИПЕМ, может составить в 2030 году порядка 1,2 триллиона рублей по ВВП и 0,4 триллиона рублей доходов консолидированного бюджета РФ.