Хор в шахте
(Этот очерк был написан в 2004 году)
Нашей молодой стране в период индустриального становления предстояло решить множество проблем. Так, наряду с электрификацией страны, возрождением металлургии и угольной промышленности, острым вопросом являлась быстрая ликвидация сплошной неграмотности населения и пополнение рабочих кадров. Исходя из этих задач, в городах Кузбасса создавались учебные заведения под названием «Школа горнопромышленного ученичества», сокращенно «горпромуч».
В этих школах молодые люди из бедных семей, бездомные и воспитанники детдомов с помощью опытных инструкторов труда и преподавателей не только осваивали рабочую профессию, но и получали начальное образование.
Анна Степановна Старушкина день своего рождения отмечает в начале года. Возраст преклонный. Живет в своем домике в поселке Зенковские Уклоны. Здесь совсем как в деревне: тихо, улочки занесены снегом, пройти можно только по узенькой тропинке, протоптанной редкими прохожими.
Очень снежным выдался нынешний год. Анна Степановна берет лопату и очищает дорожку от дверей дома до калитки: а вдруг гости заглянут проведать? Ловко орудует лопатой, невольно подумаешь, да на самом ли деле ей столько лет? А она смеется:
— Да я еще молодых за пояс заткну. Сено-то летом для своих козочек сама накосила!
Анна Степановна и с работой шахтеров знакома не понаслышке. Самой доводилось в шахте бывать и даже поработать, пусть и на производственной практике. Эти рабочие смены под землей для нее на всю жизнь стали незабываемыми.
Аня узнала о горпромуче благодаря объявлению в местной газете «Забой» (первое название «Шахтерской правды») от 9 января 1931 года, в котором говорилось о приеме на очередные курсы в «Школу горнопромышленного ученичества».
(«Забой», 9.01.31 год)
Прокопьевская школа Горпромуч открыла прием на 1-й курс .
Принимаются граждане с 15 до 17 лет с образованием не ниже 3-х, 4-х групп. Школа дает квалификации:
1. Врубовых машинистов.
2. Электриков.
3. Электрослесарей.
4. Проходчиков механизированных проходок.
5. Отбойщиков отбойных молотков.
Срок обучения от двух до трех лет. Учащиеся обеспечиваются зарплатой на 1-й год в сумме 20 рублей в месяц, питание в столовой по 1-й и Высшей категории.
Приемная комиссия работает ежедневно в старом здании школы ГПУ.
При приеме необходимы документы:
1. О соцпроисхождении;
2. О соцположении;
3. О возрасте.
За справками обращаться в новое здание ГПУ (с 7 утра до 7 1/2 вечера).
Адрес: Прокопьевский рудник, школа Горпромуч.
Комиссия (приемная).
Аня Старцева (девичья фамилия), приехавшая с родителями из Коми в поселок Прокопьевский, расстроилась: по-русски едва научилась понимать, а здесь еще вступительные экзамены. Но так хотелось учиться в горпромуче. Ведь там и стипендия, и питание в столовой, да еще выдают форменное обмундирование!
Ане повезло, для слабограмотных в школе был дополнительный годичный курс — подготовительный.
От слесарных работ девушка, будущий электрослесарь, была в восторге. Ее приводило в изумление, что своими руками с помощью слесарного инструмента можно производить такие полезные вещи! Это казалось чудом. И свое восхищение она несет в родительский дом:
— Смотри, папа, вот из этой заготовки мы завтра начнем делать молоток!
Отец снисходительно рассматривает кузнечную поковку, вертит ее с сомнением в руках:
— Из этой железяки? Ну что ж, посмотрим, доченька, что у тебя получится.
Через неделю, держа в руках готовое, тщательно отшлифованное изделие, поражается:
— Невозможно, чтобы девчонка могла сделать этот молоток! На него любоваться надо, а не работать им. Ай да доченька, ай да мастерица!
Так, в процессе освоения слесарного дела, девчата группы шахтовых электрослесарей ЭС-31 научились готовить весь слесарный инструмент: плоскогубцы, циркули, тиски, ножовочные станки... Затем этот инструмент поступал в магазины на реализацию.
В группе были почему-то в большинстве девушки, парней всего пятеро. После теоретических занятий началась практика непосредственно в шахте. А сначала научили пользоваться респираторами. Проходили через задымленный штрек на бывшей шахте №2.
На практике побывала на трех шахтах Прокопьевска: имени Ворошилова, «Черная гора» и «Центральная штольня».
Первый спуск в шахту им. Ворошилова запомнился тем, что проезжавший мимо электровоз с вагонетками зацепил за юбку. Еле удержалась на ногах, хорошо, что юбка порвалась. На себе испытала: в шахте одежда должна быть такой, чтобы не цеплялась за посторонние предметы.
А на «Центральную штольню» девчонок послали разбирать конвейер. По печи поднялись на параллельный штрек. Круто, трапов нет; какой-то канат привязан вверху за стойку. С помощью этого каната и вскарабкались одна за другой. Кругом все завалено: уголь, поломанные стойки, обломки плах.
Инструктор производственного обучения показал, где и что раскрутить, и ушел дать задание другой группе ремесленников.
Стали разбирать конвейер, увлеклись. Быстро управились.
Довольные, что так хорошо выполнили задание, уселись здесь же кто на чем и давай песни петь! В шахте, в замкнутом пространстве, песня звучит по-особенному, не так, как наверху.
Вдруг откуда-то сверху голос:
— Эй, это кто еще там распелся? Убирайтесь поживее оттуда, сейчас уголь перепускать начнем! Вас же засыплет к едреней фене!
Перепугались девчонки и, словно горох, по канату через узкий лаз-печь попрыгали на основной штрек. Кроме Ани.
Не может и все тут. Очень перепугалась и не сообразит, как спуститься. Боится на канате повиснуть.
Побежали подружки за помощью. Хорошо, что инструктор недалеко был с другой группой ребят. Заскочил он наверх:
— Ты что это, Аня, расселась? А ну-ка, быстрей шевелись!
Обхватил ее одной рукой, другой за канат держится. Крепкий, сильный, словно котенка вытащил девчонку.
Не успели отдышаться, как в лаве что-то обрушилось с грохотом. Аж под сердцем захолонуло — это ж чуть не попали под завал...
Училась Аня с охотой, способная к грамоте оказалась. Избрали ее старостой группы.
— Строгая была, — признается Анна Степановна, — все слушались беспрекословно!
На выпускных экзаменах случился казус. Преподаватель по электротехнике товарищ Попов (к преподавателям и мастерам производственного обучения в те времена принято было обращаться «товарищ») предупредил девчонок:
— Чтобы не списывали! Так и знайте, «неуд» обеим поставлю! Договорились?
Но как устоять, если подруга взывает о помощи? И Старцева, решившая примеры и задания раньше остальных, дала переписать сидевшей позади нее Наде Сорокиной:
— Только ты переделай немного, чтобы не заметили.
Однако ж та переписала слово в слово, потому что времени, чтобы что-то переделать, не было.
Преподаватель уличил в проступке и сдержал свою угрозу — обеим поставил «неуд».
Какой рев тут подняла Аня Старцева!
Дошло до директора Михаила Петровича Мокшанцева, который сам был выпускником горпромуча. Конечно же, сжалился и дал девчонкам возможность пересдать экзамены.
Закончила Аня горпромуч и стала дипломированным специалистом. Но в шахте работать больше не пришлось, отец настоял:
— Нечего женщинам под землей находиться, работы и на земле хватит!
Тем не менее осталось в душе уважение к нелегкому труду шахтера. Ведь там, под землей, и муж работал, и сыновья. И сейчас внуки работают... И если начинается за столом разговор о шахтовых делах, то и Анна Степановна с пониманием принимает участие в беседе.
Сегодня, несмотря на возраст, Анна Степановна сохраняет удивительный заряд энергии и оптимизма. Уверенно справляется со своим подворьем — это пара козочек и две безобидные дворняжки.
И подумалось мне, что естественно и интуитивно правильно поступает та молодежь, которая решает идти учиться в профессиональные училища. Потому что получение рабочей специальности — это очень здорово, но, по большому счету, не главное.
Жизнь впоследствии поможет окончательно определиться, кем стать. Все зависит от тебя самого, от твоего дальнейшего самосовершенствования.
Основное же — это возмужание за годы учебы в рабочей и ученической среде, осмысление своего истинного предназначения, чтобы после окончания училища устремиться на последующее покорение профессиональных и научных вершин, которых в человеческом сообществе неисчислимое множество.
Виктор Давыдов