Новый карьерный самосвал Shantui TEH160
прошел успешные испытания в Китае
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
За границу уголь ходит хмуро
19.09.2024
Экспорт угля из России, по прогнозу, в 2024 году сократится примерно на 6%, до 200 млн тонн. Мировые цены на уголь уже ниже точки безубыточности для российских экспортеров. Долгосрочные перспективы выглядят также не радужно: спрос на уголь со стороны основного потребителя – Китая, как ожидается, будет снижаться ввиду структурных изменений в экономике, в то время как Индия не сможет компенсировать все выпадающие объемы.
Мировые цены на уголь в настоящее время значительно ниже пиков 2022 года, но все же выше уровней 2020-21 годов. Это, однако, не мешает российской угольной отрасли уйти в «красную зону» убыточности. По данным, представленным партнером агентства Neft Research Данилом Токминым в ходе III отраслевого форума «Уголь», состоявшегося 18 сентября 2024 года в Москве, в последние два года мировые цены опустились ниже уровня безубыточности российских экспортеров угля (около уровней безубыточности находятся разве что поставки FOB Восточный). Причина – рост издержек: от высокой ключевой ставки и кадрового голода (из-за которого приходится резко увеличивать зарплаты) до возросших расходов на логистику.
Долгосрочная перспектива также не сулит легкой жизни. Несмотря на то, что по данным Национального бюро статистики Китая, эта страна в январе-августе 2024 года нарастила импорт угля на 11,8% (до 340 млн тонн), большинство аналитиков сходятся на том, что этот рост не будет продолжаться долго. Причина этого – в структурных изменениях в китайской экономике, уже достаточно высоком уровне урбанизации и индустриализации этой страны, развитии новых технологий в энергетике и собственной угледобыче.
Как прокомментировал «ПортНьюс» аналитик компании «БКС» Кирилл Чуйко, рентабельность сталеварения в Китае в настоящее время отрицательная – убыточность достигает 25%, а сегмент поддерживается государственными субсидиями. В структуре китайской экономики на первый план выходит сфера услуг, в то время как строительный и промышленный сектор уходят на второй план. Доля Китая в мировом потреблении стали, находящаяся на уровне 50%, по этим причинам будет падать. Кроме того, с начала века в Китае скопилось большое количество лома, который на горизонте 15-20 лет не позволит расти выпуску стали. Все это приведет к падению спроса на уголь, полагает эксперт. При этом в Китае ожидается рост потребления цветных металлов, используемых в высокотехнологичных секторах экономики.
В определенном смысле Индия является «вторым Китаем», поскольку обладает огромным демографическим потенциалом (крупнейшая по числу населения страна с высокой долей молодых людей) и относительно низким уровнем урбанизации и индустриализации. Однако эксперты полагают, что даже Индия не сможет компенсировать ожидаемое падение спроса на уголь со стороны Китая.
Аналитик компании «БКС» Кирилл Чуйко:
«Чтобы повторить путь Китая, Индии придется производить продукцию дешевле, чем китайская, что крайне сложно. Рабочая сила в Индии тоже другая».
Эксперт по энергетике Кирилл Родионов в комментарии для «ПортНьюс» отметил, что Индия действительно серьезно отстает по уровню урбанизации от Китая (36% против 65% в 2023 году). Однако для Индии характерны существенно более низкие темпы развития инфраструктуры угольной генерации: если в КНР общая мощность строящихся угольных электростанций к июлю 2024 года составляла 173 ГВт, то в Индии – «лишь» 29 ГВт, согласно данным Global Energy Monitor. При этом Индия планирует к 2030 году увеличить установленную мощность возобновляемых источников энергии до 500 ГВт (против 176 ГВт в 2023 году). Для сравнения: мощность всех действующих электростанций в единой энергосистеме России к началу 2024 года составляла 248,2 ГВт.
Вдобавок, Индия в ближайшие годы будет внедрять низкоуглеродные технологии в металлургии: к апрелю 2024 года мощность строящихся сталелитейных предприятий в Индии составляла 40,4 млн тонн в год, из них 30% приходилось на проекты, не требующие использования коксующегося угля. Это, в конечном счете, будет сдерживать спрос на уголь на индийском рынке, который не сможет стать полноценной альтернативой поставкам в КНР. При этом, по мнению эксперта, российским поставщикам придется столкнуться с конкуренцией со стороны Монголии, которая становится одним из крупнейших экспортеров коксующегося угля, и Австралии, которая из-за потери доступа на китайский рынок будет переориентироваться на Индию.
Кирилл Родионов
Эксперт по энергетике Кирилл Родионов:
«В целом, рост индийского угольного рынка не изменит основных тенденций в российской угольной отрасли, где в ближайшие пять-десять лет произойдут структурные и географические сдвиги. Добыча и экспорт энергетического угля будут сокращаться, а коксующегося – расти. При этом география добычи будет смещаться в сторону Якутии, где наличие крупных месторождений коксующегося угля (Эльгинское, Нерюнгинское) сочетается со сравнительной близостью к рынкам Восточной и Южной Азии».
Рассчитывать на рост цен также вряд ли приходится – в соответствии с консенсус-прогнозом основных аналитических агентств, цены на уголь к 2027-28 году упадут ниже $100 за тонну (по расчету для Newcastle NAR 6000), то есть, примерно на 30% от нынешнего уровня.
Такие перспективы диктуют необходимость для российской угольной отрасли провести реструктуризацию. Проекты, ориентированные на экспорт, чтобы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке, должны будут делать ставку на коксующийся уголь с хорошей логистикой поставок. Выжить в новых условиях смогут те, кто имеет возможность беспрепятственного вывоза угля с месторождения к морскому терминалу, позволяющему принимать крупнотоннажные балкеры (желательно типоразмера Capesize). Кроме того, такой терминал должен быть оборудован в соответствии с наилучшими доступными технологиями и желательно находиться в отдалении от крупных населенных пунктов (для снижения экологического воздействия на население).
Автор
Виталий Чернов
https://portnews.ru/comments/3498/