Новый карьерный самосвал Shantui TEH160
прошел успешные испытания в Китае
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Краткий обзор мирового угольного рынка
30.09.2024
Угольные котировки на европейском рынке укрепились до 114-115 долл./т. Поддержку ценам продолжает оказывать сокращение складских запасов, ожидаемое существенное похолодание, рост котировок газа на фоне эскалации конфликта между Израилем и Ливаном, а также между Россией и Украиной. Частичное давление оказало общее увеличение поставок из Колумбии в Европу и другие страны на 40%.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 431.76 долл./1000 м3 (+23.33 долл./1000 м3 к 18.09.2024 г.), несмотря на высокие запасы, что связано со снижением поставок норвежского газа из-за незапланированной остановки одного из предприятий. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 25.09.2024 г. упали до 3.6 млн т. (-0.2 млн т. или -4.7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 107 долл./т. Котировки южноафриканского высококалорийного материала отскочили от 5-месячных минимумов благодаря улучшению спроса со стороны Индии ввиду привлекательности текущих цен и окончания сезона муссонов. Кроме того, в Индии за прошедшую неделю наблюдалось снижение возобновляемой генерации на 16% и рост угольной на 15%. Однако спрос со стороны производителей окатышей (DRI) или губчатого железа оказался ниже нормы, что связано с достаточными складскими запасами и возможным сокращением производства из-за низких цен на сталь.
Логистическая компания Grindrod планирует выкупить обратно у Vitol 35% долю в мозамбикском терминале Matola Coal Terminal за 77 млн долл. (Vitol приобрела эту долю в 2012 г. за 67.7 млн долл.). Grindrod намерен инвестировать 50-60 млн долл. с целью увеличения мощности терминала по перевалке угля и магнетита с текущих 7.5 млн т. в год до 12 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили расти, прибавив 3 долл./т. до 124 долл./т. Поддержку оказали такие факторы, как спрос в связи с пополнением запасов в преддверии национальных праздников 1-7 октября, снижение добычи из-за дождей, а также спрос в промышленном секторе.
Кроме того, центральный банк Китая объявил о новых мерах стимулирования, призванных ускорить развитие экономики и побороть кризис на рынке недвижимости. Меры направлены на достижение целевых 5% роста ВВП с помощью понижения процентных ставок, ослабления требований к банкам по обязательному резервированию, предоставления ликвидности для финансовых рынков и сектора недвижимости. Примечательно, что впервые за десятилетие столь серьезные меры были приняты в один день.
При этом некоторые участники рынка ожидают, что снижение потребления угля на электростанциях в краткосрочной перспективе продолжится в связи с замедлением спроса на электроэнергию в межсезонье.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 92.00 долл./т. (без изменений к 18.09.2024 г.). Цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 18.09.2024 г.) благодаря стабильному спросу на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама, где отмечается высокое потребление электроэнергии. Производители также ожидают, что спрос на уголь будет улучшаться в Индии на фоне укрепления цен на губчатое железо. Предложение сохраняется на высоком уровне благодаря благоприятным погодным условиям, хотя погрузка на баржи оказалась затруднена в реках Mahakkam и Barito из-за низкого уровня воды.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 140 долл./т. в связи с оживлением спроса в странах АТР и смягчением монетарной политики в Китае.
Индекс австралийского металлургического угля HCC, после падения неделей ранее, резко поднялся почти до 190 долл./т. после объявления стимулирующих мер в КНР. Кроме того, китайские производители кокса провели второй раунд повышения цен на свою продукцию. Увеличение спроса на коксующийся уголь отмечалось не только в Китае, Индонезии и Индии, но и в странах Северо-Восточной Азии.
Однако некоторые участники рынка считают, что резкий рост бумажных контрактов на бирже Dalian Commodity Exchange, после объявления мер стимулирования, оказался чрезмерным и не отражает реальную ситуацию на физическом рынке.
Падение объемов экспорта угля через порт Тамань усилилось в августе 2024 года
Продолжающееся падение экспорта угля через терминал в Тамани, принадлежащий ОТЭКО, усилилось в августе 2024 г. Объем перевалки в августе 2024 г. упал до 0.97 млн т. в сравнении с 1.7 млн т. в июле этого года. При этом в январе-августе 2024 г. экспортные поставки OTЭКO через терминал обвалились до 7.7 млн т. (-9.6 млн т. или -55.4% к аналогичному периоду 2023 г.).
В августе РЖД согласовало заявки на доставку в порт по железной дороге 1.45 млн т. угля. Фактические поставки составили 0.97 млн т. На сентябрь РЖД согласовало перевозку в адрес терминала 1.36 млн т. угля (-6.2% к августу 2024 г.), фактические отгрузки предварительно оцениваются в 0.95 млн т. (в сравнении со среднемесячным объемом отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г.).
Падение объемов поставок в порты Юга России обусловлено интенсивным сезонным пассажирским потоком на маршруте, нехваткой поездов, а также активными строительными работами по развитию подходов к южным терминалам. Поставки угля в южные порты, включая порт Тамань, резко сокращаются. Из-за ж/д ограничений на терминалы попадет менее половины запланированных объемов, в связи с чем наличие угля в южных портах ограничено. В свою очередь, дефицит пропускной способности отражается в росте ставок перевалки.
Экспортные отгрузки из Тамани начала снижаться в конце 2023 г., когда ряд угледобывающих компаний, прекратил поставки в адрес терминала ОТЭКО из-за завышенных ставок перевалки на уровне около 40 долл./т. В мае тарифы под давлением Федеральной антимонопольной служба (ФАС) и экспортеров снизились, хотя и недостаточно, но перевалка стала постепенно восстанавливаться, однако тарифы вновь повысились. В августе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОТЭКО, поскольку тарифы в Тамани были признаны экономически необоснованными. ФАС установила, что действия компании нарушили антимонопольное законодательство и ущемляют интересы потребителей, в связи с чем ОТЭКО грозит штраф. Размер штрафа за установление монопольной высокой цены может достигнуть 15% от выручки. Претензии регулятора обусловлены недостаточным обоснованием повышения тарифов. Учитывая, что угольные котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако ставка ОТЭКО существенно превышает его и продолжает увеличиваться, в результате чего некоторые угольные компании снова приостанавливают отгрузки, увеличивая тем самым дефицит угля на мировом рынке.
Падение экспортных поставок связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
В январе-августе 2024 г. объемы перевалки российского и казахского угля в угольных портах России упали до 124.8 млн т. (-16.3 млн т. или -11.5% к январю-августу 2023 г.).
Российские угольные компании получили убыток более 3 млрд руб. в январе-июле 2024 года
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июля 2024 г. подскочили в 3.2 раза до 107.2 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 104.1 млрд рублей (-69.8% к январю-июлю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 3.1 млрд руб. против прибыли 316.1 млрд руб. в январе-июле 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 37% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. В размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., с сентября экспортеры вынуждены вновь ее оплачивать ввиду отсутствия подтверждающего документа. Кроме того, пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-августу 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).
https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-30-sentyabrya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/