Обзор СМИ


Энергостратегия России предполагает увеличение добычи и экспорта угля
10.12.2024


Государство и холдинг «РЖД» подставляют плечо угольщикам, однако ныне основным тормозом экспортных отправок сырья является рыночная конъюнктура.

СОГЛАШЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ

В конце прошлого года ОАО «РЖД» заключило с Кемеровской и Иркутской областями, республиками Хакасия, Тыва, Бурятия и Саха (Якутия) соглашения о гарантированном вывозе в 2024 году угольной продукции на экспорт в восточном направлении в объёме 99,35 млн тонн.

Заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Дмитрий Мурев в ходе выступления 8 ноября на транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Юг» отметил, что объёмы погрузки в восточном направлении выросли за 10 месяцев на 2%. «Растёт и основная номенклатура перевозок – это экспортный каменный уголь. На 4,6%. Все соглашения за 10 месяцев выполняем и по году также выполним», – сказал он.

ОСНОВНОЙ ГРУЗ

При этом каменный уголь остаётся безусловным лидером по объёмам среди грузов на сети РЖД. Ближайшие конкуренты – нефть и нефтепродукты – по объёмам перевозки отстают на 60%, стройгрузы – в 2 раза, руда – в 4 раза, удобрения – примерно в 5 раз. По оценке ОАО «РЖД», перевозка угля с 2013 года по всем направлениям растёт и выросла в целом на 7%, а на экспорт – на 27%.

В сравнении с другими видами грузов, перевозимых на экспорт, уголь имеет более низкие показатели вклада в экономику (здесь главную роль играют цена продукции и добавленная стоимость). В среднем прямой эффект на ВВП непосредственно от добычи и реализации на экспорт 1 тонны российского угля по итогам 2023 года составлял 3,8 тыс. руб., пояснил эксперт Центра экономики инфраструктурных отраслей Центра стратегических разработок Маджит Гусейнов. «Для сравнения, удельный вклад железорудной продукции в ВВП страны составлял в 2023 году около 4,1 тыс. руб. с тонны, притом что в среднем экспортные цены на отечественную железную руду были на 26% ниже стоимости угля. Для лесных грузов аналогичный показатель составлял 11,2 тыс. руб. с тонны, чёрных металлов – 19 тыс. руб. с тонны», – рассказал Маджит Гусейнов.

Эксперт подсчитал, что при ­объёме ВВП страны в прошлом году в денежном эквиваленте 171 трлн руб. совокупный вклад угольной отрасли в экономику составил 1,1 трлн руб. (около 0,6%), из которых 75% – эффект от экспорта топлива.

Кстати, за последние годы в структуре экспорта РФ доля угольной продукции выросла в 1,5 раза: с 4% в 2021 году в стоимостном выражении до 6% в 2022–2023 годах. При этом в тот же период в натуральной величине доля угля занимала 20–22% от общего объёма всего экспорта страны. «Такие различия в показателях связаны в первую очередь с относительно низкой стоимостью угольной продукции в сравнении с другими экспортными товарами и её массовостью», – пояснил Маджит Гусейнов.

ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Государство оказывает угольной отрасли поддержку. В частности, помогает сократить расходы. Напомним, что с 1 декабря 2024 года Правительство РФ отменило экспортную пошлину на коксующийся уголь, но продлило мораторий на действие экспортных пошлин для антрацита и энергетического угля.

С нового года отменяются пошлины на антрацит, коксующийся и энергетический уголь. «Решение направлено на поддержку предприятий угольной отрасли», – отмечается в постановлении кабинета министров.

По оценкам экспертов отрасли, экспортная пошлина занимала около 5% в производственных затратах с тонны угля.

РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА СНИЖАЕТ СПРОС

Но даже с учётом господдержки и всех усилий, прилагаемых холдингом «РЖД», на данном этапе рыночная конъюнктура не благоволит угольным компаниям. «Говоря о причинах нерентабельности угля в экспортном направлении, в первую очередь обращу внимание на ценовую конъюнктуру, складывающуюся на мировых рынках», – отмечает Маджит Гусейнов.

Согласно данным NEFT Research, из-за снижения цен и спроса на основных рынках в странах Азиатско-Тихоокеанского региона доходность экспортных поставок угля с пика 2022 года (см. инфографику) упала более чем на 8 тыс. руб. с тонны.

Из-за снижения цен падает доходность поставок, а доля расходов в них превышает прибыль. Так, около 50% составляют затраты на логистику с учётом аренды подвижного состава и перевалки. В частности, ставка аренды полувагонов достигла пикового значения в 2750 руб./сут. Ставка с высокой долей вероятности вслед за угольными котировками снизится до сбалансированной цены на уровне 2400 руб./сут., прогнозируют в NEFT Research.

Пока же экспорт угля из России сократился в январе – октябре на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 164 млн тонн, подсчитали эксперты Центра ценовых индексов (ЦЦИ) и NEFT Research.

Снижение мировых цен на уголь продолжится и в 2025–2026 годах, считают в NEFT Research. «Восстановление доходности отрасли во многом будет зависеть от снижения затрат и восстановления ценовой конъюнктуры», – подчеркнул представитель ЦЦИ.

С точки зрения поддержки угольной отрасли значимый эффект могут обеспечить только прямые экономические меры, а не точечные инициативы по квотированию, перераспределению поставок, полагает руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов. Отмена экспортной пошлины (376 руб.) и возврат к понижающим коэффициентам и скидкам РЖД (685 руб.) могли бы прибавить к доходам угольщиков 1061 руб. с тонны. Но даже после этого доходность угольных компаний останется в красной зоне, отмечает Александр Котов.

Маджит Гусейнов полагает: с учётом снижения мировых цен на уголь, роста себестоимости его добычи и логистических затрат предоставление ОАО «РЖД» понижающих коэффициентов и скидок для угольной отрасли будет иметь только краткосрочный эффект, а её доля всё равно снизится в экономике страны.

https://gudok.ru/incident/?ID=1689455