Обзор СМИ


Уголь попал в шторм
20.12.2024


Для угольной промышленности страны 2024 год стал одним из самых сложных. Почему уголь попал в шторм и что поможет с ним справиться?

Финансовые показатели, с которыми угольная отрасль завершает текущий год, указывают на близкую к кризису ситуацию в ведущем секторе экономики. Аналитики считают, что на грань банкротства угольщиков поставил целый ряд факторов. Но в первую очередь к этому привели падение мировых цен, рост стоимости логистики внутри страны и повышение платежей в бюджет.

Прибыли и убытки

Сложности в угольной промышленности и экспорте полезного ископаемого начались еще в 2022 году. Но то, что было два года назад, — это «цветочки» по сравнению с «ягодками» завершающегося года.

Центробанк (ЦБ) впервые за последние четыре года зафиксировал сокращение числа прибыльных компаний в угольной отрасли, о чем сказано в «Обзоре финансовой стабильности» регулятора. Речь идет о сальдированном результате, который у компаний угольного сектора оказался отрицательным. Иными словами, за первые восемь месяцев 2024 года суммарные убытки задействованных в отрасли компаний превысили их совокупную прибыль, что указывает на кризисные явления. ЦБ связал снижение количества прибыльных компаний с несколькими факторами. Один из них — усиление санкционного давления со стороны стран Запада, которое выразилось в ограничениях, введенных в отношении российского корпоративного сектора и компаний из третьих государств. Такая тактика негативно отражается на технологическом развитии отечественных предприятий, что снижает количество прибыльных компаний в большинстве секторов российского ВВП.

Чуть позднее Росстат подсчитал, что по итогам первых девяти месяцев сальдированный убыток угольных компаний РФ составил 91,3 млрд руб. против 380,4 млрд руб. прибыли годом ранее. За этот период времени угольные компании страны получили прибыль в размере 111,2 млрд руб. (-73,7%), тогда как убытки исчисляются 202,5 млрд руб. (рост в 4,1 раза). Доля прибыльных компаний в январе-сентябре 2024 года составила 48% против 64,9% годом ранее, убыточных — 52% против 35,1%.

Чистый убыток угольщиков в 2024 году может составить 34 млрд руб.

Против 357 млрд руб. прибыли в прошлом году.

Доля убыточных компаний за это время увеличилась с 31,5% до 52%.

Негативные тенденции в угольной отрасли объясняются мощным давлением на нее с разных сторон, когда воедино сошлись сразу несколько факторов: снижение мировых цен на уголь, опережающий инфляцию рост железнодорожных тарифов, рост операционных затрат, удорожание кредитов, санкции и введение Китаем — основного покупателя угля из РФ за рубежом — пошлин на импорт российского угля.

Под гибкую экспортную пошлину в размере от 4% до 7% (в зависимости от курса рубля) уголь попал осенью 2023 года. В течение 2024 года пошлину отменяли по просьбам Минэнерго и вводили вновь решением правительственной комиссии несколько раз по разным категориям угля.

Меры поддержки

Для поддержки угольщиков правительство РФ в августе приняло решение об отмене экспортных пошлин на энергетический уголь (используется в электро- и теплогенерации) и антрацит (используется в химии, металлургии, электро- и теплогенерации) до декабря 2024 года, а позднее — до конца года. Были определены условия вывода из-под действия экспортных пошлин бурого угля. Пошлина на этот вид угля не будет действовать, если в календарном месяце среднее значение фактической экспортной цены на него не превышает $63 за тонну.

С 1 декабря отменили и экспортную пошлину на используемый в металлургии коксующийся уголь. Правда, на него приходится менее 20% угольного экспорта. И это едва ли существенно повлияет на улучшение экономического положения отрасли, даже несмотря на ослабление рубля, автоматически увеличивающее доходы компаний и казны от экспортных товаров.

По предварительным расчетам, отмена пошлин на коксующийся уголь позволит угольщикам компенсировать около 12 млрд рублей из своих потерь, а отмена пошлин на антрацит и энергетический уголь — около 13 млрд рублей.

Определиться с перевозками

Осенью Минэнерго заявило о важности заключения РЖД соглашений на 2025 год о вывозе угольной продукции в восточном направлении со всеми угледобывающими регионами, имеющими такие соглашения на текущий год. Кроме того, прозвучало предложение о создании новых — на северо-запад и юг. Другая инициатива ведомства — возвращение понижающих коэффициентов и скидок на перевозку угля в западном направлении для стимулирования поставок в порты северо-запада и юга страны.

Между тем, провозная мощность Восточного полигона в этом году использована на 97,3% (80% из проходящих грузов — это грузы топливно-энергетического комплекса). А для ряда регионов установлены лимиты, которые не всегда соответствуют реальному потенциалу грузовой базы. К примеру, потенциал грузовой базы Якутии на 30% превышает установленный объем квот в 26 млн тонн. Объемы вывоза угля остаются ниже необходимых, что в совокупности с кризисными явлениями в отрасли создает серьезные вызовы для угледобывающих регионов.

По оценкам аналитиков, дефицит инфраструктуры может сохраниться до 2032 года, — в этих условиях будет целесообразно переориентировать поставки угля на юг и северо-запад, которые сильно недозагружены. Так, с начала года в направлении северо-запада перевезено 40,7 млн тонн (-13%), юга — 11,3 млн тонн (спад более чем вдвое). При этом железная дорога готова вместе с грузоотправителями рассматривать различные возможности по диверсификации маршрутов экспортных перевозок, включая малозадействованные порты.

Кузбасс предлагает

Илья СЕРЕДЮКНа прошедшем в конце ноября заседании комиссий Госсовета РФ по направлениям «Энергетика» и «Эффективная транспортная система» губернатор Кузбасса Илья СЕРЕДЮК заявил о готовности угольщиков Кемеровской области, где действуют более 150 угольных предприятий и где добывается около 50% всего российского угля, в следующем году вывозить на восток 99,2 млн тонн угля, на запад — 66,7 млн тонн, юг — 36,6 млн тонн. По его словам, чтобы стабилизировать обстановку в регионе, необходимо заключить соглашение между правительством Кузбасса и ОАО «РЖД» о гарантированном вывозе в 2025 году каменного угля на экспорт в восточном направлении в объеме также не менее 68 млн тонн — с последующим увеличением объемов вывоза угля пропорционально возрастающей пропускной способности восточного полигона РЖД.

«Предлагаю ввести мораторий на повышение ж/д тарифов, вернуть понижающие коэффициенты, а РЖД дать скидки на перевоз угля на юг и северо-запад.

Бонусом — отменить экспортные пошлины и ввести госрегулирование цен на перевалку в портах».

Илья Середюк подчеркнул, что угольный сектор столкнулся со значительным ростом расходов на логистику — по сравнению с 2017 годом железнодорожные тарифы РЖД на перевозку угля увеличились до 270%, в том числе из-за отмены понижающих коэффициентов на дальнее расстояние и унификации тарифов для перевозки энергетических и коксующихся марок угля. В этой связи он предложил ввести мораторий на повышение ж/д тарифов, вернуть понижающие коэффициенты, а РЖД дать скидки на перевоз угля на юг и северозапад. Бонусом — отменить экспортные пошлины и ввести госрегулирование цен на перевалку в портах.

Выход есть

Цены на уголь в текущем году формировались под давлением сложного симбиоза масштабных факторов, среди которых энергокризис, изменения в логистике и экономические санкции. Вместе с тем, стремления в ряде регионов снизить угольную зависимость практически не изменили глобальный спрос на популярный ресурс, хотя стоимость угля остается под давлением. Принимая во внимание современные тренды, можно с уверенностью говорить о том, что уголь остается важным компонентом мировой энергетики, несмотря на то, что его значение постепенно снижается на фоне роста альтернативных источников энергии.

Для компаний угольной отрасли ключевыми задачами на ближайшую перспективу остаются грамотное управление логистикой, адаптация к текущим ограничениям из-за санкций и повышением эффективности производства. Вкупе это позволит им оставаться конкурентоспособными в условиях изменяющегося рынка.

Компании готовы дать стране уголь. Главное — иметь возможность его вывезти, продать и заплатить с него предсказуемый объем налогов.

Нынешний кризис в угольной отрасли уже называют крупнейшим за 30 лет. Его последствием станет серьезный структурный сдвиг. В общей структуре добычи увеличится доля коксующегося угля, а ее география переместится на восток, ближе к экспортным портам Дальнего Востока и к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР), который представляет собой основной рынок сбыта для российского угля.

Виктор Наумов

https://www.eprussia.ru/epr/499-500/4591984.htm