Вечный двигатель
Сервисный рынок угольной отрасли с точки зрения технологических и управленческих инноваций
Мой собеседник, Игорь Суходубов, генеральный директор компании «ШСМ-сервис» и консультант журнала «Уголь Кузбасса», смотрит в будущее с оптимизмом. Ведь сегодня наш разговор касается принципов стратегии успеха и умения закрепиться на сервисном рынке угледобывающей промышленности.
— Игорь Сергеевич, в следующем году ШСМ исполняется 15 лет, в связи с этим — как вы позиционируете себя в настоящее время?
— Компания «ШСМ-сервис» стала многофункциональной структурой, куда можно обратиться абсолютно по любому вопросу в отношении всех электродвигателей: миниатюрных и крупногабаритных, обычных и взрывобезопасных, отечественных или импортных любого года изготовления. Более того, нас привлекают в качестве консультанта или эксперта по полному рынку электродвигателей.
— Тогда мой вопрос по адресу: закрыта ли потребность угольных предприятий в названном выше оборудовании? Успешно ли прошло импортозамещение в данном сегменте техники?
— С моей точки зрения, предприятий, представленных на российском рынке, вполне достаточно, чтобы справиться с этой задачей. Качество оборудования нормальное. В любом случае, мобильная бригада «ШСМ-сервис» исправит ситуацию, если это потребуется. Отремонтирует, введет в строй, подскажет, проконсультирует…
— Когда мы с вами встречались первый раз 13 лет назад, беседа шла о компании по ремонту взрывозащищенных электродвигателей НПО «Кузбассэлектромотор» — к тому времени уже «бывшего». В понятие «сервис» вы вкладывали широкий смысл. Можно ли говорить, что следующие годы были посвящены налаживанию компонентов сервисного обслуживания?
— Именно так. Для меня «сервис» подразумевает решение абсолютно всех вопросов, которые могут возникнуть у партнера (клиента). Это некая «служба одного окна», когда оказание любых услуг — начиная от первого контакта до выдачи результатов — концентрируется в едином месте. Здесь важна минимизация усилий партнера, ведь он вовсе не обязан знать о наших делах по решению его задачи.
Когда «ШСМ-сервис» только начал создаваться, когда он, наконец, выбрал в качестве основной деятельности ремонт электродвигателей, сервисного рынка в этой сфере фактически не существовало. Прайс-лист практикующих организаций был размером с полстраницы формата А-4.
Ремонтные задачи в нашем деле однотипны и единообразны, они выполняются в соответствии с едиными стандартами, выдумать новое невозможно. Тем не менее нам хотелось выделиться на фоне конкурентов.
Решили предлагать дополнительные услуги, которые не вызывали удорожания, а входили в утвержденную рыночную стоимость ремонтных работ. То есть за эту условную цену стали не только ремонтировать, но забирать и доставлять агрегат своими силами. Позже появилась мобильная бригада как «скорая помощь» выходящему из строя оборудованию. Научились слышать и выполнять другие особые пожелания заказчика.
К слову, в первые годы работы требования самих заказчиков были довольно непритязательными Например, один пункт, чтобы «в счете был указан НДС». Расширяя перечень услуг, мы спровоцировали клиентов к повышению.
Это помогло очистить сервисный кузбасский рынок от недобросовестных дельцов. Здесь остались квалифицированные умельцы, готовые удовлетворять потребности предприятий.
— Избаловали заказчиков?
— Но ведь так и должно быть. Если предлагаешь свои умения — делай хорошо! Не стоит лезть не в свое дело, путая заказчиков.
Также не надо дерзить, завышая стоимость работ. Наш бизнес подразумевает кропотливость, постоянство, большую проходимость. Лучше тщательно выполнять заказы любого объема, повышая знания и квалификацию, чем ждать одного «жирного куска».
— Под «повышением знаний» вы имеете в виду также расширение возможностей?
— Сосредоточенность на одном выбранном направлении деятельности помогла освоить его в совершенстве. С годами мы стали расширять номенклатуру заказов, начали справляться с, казалось бы, нерешаемыми задачами.
Так, в 2018 году научились восстанавливать двигатели, которые раньше подлежали списанию. В частности — проводить ремонт крупногабаритных электродвигателей, «вставших» по причине разрушения короткозамкнутой обмотки ротора (т.н. «беличьей клетки»). Для этого сконструировали специальный прибор, который, впрочем, не стал изобретением. Достаточно было как следует поискать в чертежах времен СССР, а их у меня сохранился огромный архив.
На днях, кстати, услышал, как уважаемый производственник рассказывает, что «они сегодня научились это делать». Спустя шесть лет после нашего решения вопроса.
— Вы напомнили о своей заслуге?
— Зачем? Предпочитаю доказывать делами, но не словами.
— Как я понимаю, партнеры это оценили, если признают компетентность «ШСМ-сервис» как эксперта-консультанта. Расскажите про эту работу.
— В прошлом году выступали в качестве эксперта для разбора спорной ситуации, которая возникла при продаже электродвигателя новосибирским производителем АО ГК «Азот». К нам обратилась региональная организация, аккредитованная Госэкспертизой Кузбасса для проведения ряда узкоспециализированных оценок. Понадобилось наше мнение по поводу качества оборудования.
На промышленной площадке «ШСМ-сервис» агрегат был распакован, в присутствии представителей продавца и покупателя прошли его испытания. Разногласия не оказались существенными, спор решился к взаимному удовлетворению сторон.
— Говоря о сервисном рынке Кузбасса — много ли вы знаете фирм, которые предоставляют весь спектр нужных услуг и даже шире?
— Мы взаимодействуем только с такими компаниями. Когда предприниматель заходит на угольный рынок с желанием принять участие в кругообороте денежной массы отрасли, он должен соответствовать установленным нормам, должен расти, развиваться. Однодневки не в состоянии делать это, сами уходят. Остаются профи.
— Ваши планы роста?
— Расширили линейку клиентов, очень приятно, что к действующей клиентской базе добавилось порядка семи уважаемых предприятий; с ними будем работать в 2025 году. Постепенно расширяем ремонтные позиции, по которым начнем взаимодействовать с холдингами наряду с другими подрядчиками.
Нам доверяют очень серьезные дела, ведь в отрасли много оборудования, неисправность которого ведет к огромным затратам. Некачественный ремонт, неудавшиеся послеремонтные испытания удесетеряют эти затраты.
«ШСМ-сервис» никогда не возьмется за работу, если не будет уверен в однозначно хорошем ее исполнении. Не та отрасль, не то оборудование. Надеюсь, именно такая репутация послужила причиной расширения клиентской базы.
— Осилите?
— Да. Именно сейчас идет обустройство нового производственного помещения, площадь которого увеличится в три раза. Планируется сделать все основательно, продуманно, чтобы в процессе эксплуатации не было отвлечения от полезных дел лишними благоустройствами. Хотелось бы провести красивое мероприятие по этому поводу, а также отпраздновать 15-летие компании.
— Вы так оптимистично входите в новый, 2025-й год…
— И желаю этого всем кузбассовцам. С наступающим!
Лариса Филиппова