Битва титанов
Российский рынок карьерной техники
За два с лишним года глобальных изменений во всех отраслях нашей страны производственники пересмотрели и изменили в новых условиях очень многое.
Коснулись изменения и такого «тяжелого» гиганта индустрии, как карьерная техника. Несмотря на проблемы, рынок видоизменился, развернулся на восток и выстоял. Какие вызовы он преодолел и какие — еще придется?
Тенденции на рынке
Если говорить о рынке тяжелых машин, то представители дружественных стран во главе с Китаем смогли не только заместить ушедшие с российской территории компании, но и повысить показатели, создав хороший задел для формирования конкурентной среды. А вот в более узких и технологических сегментах все оказалось сложнее. В том же секторе горного оборудования можно наблюдать разную реакцию на события февраля 2022 года.
— Когда идет речь о тяжелых экскаваторах, — констатирует Андрей Ловков, коммерческий директор крупной маркетинговой компании, — то наиболее емкий сегмент среди рассматриваемых видов горной техники — машины массой свыше 33 тонн, даже имея в виду сокращение поставок. В 2021 году лидирующая пятерка выглядела следующим образом: Hyundai (на первом месте), Komatsu, Volvo, Doosan и Caterpillar. Сейчас же, несмотря на ограничения среди ведущих поставщиков тяжелых экскаваторов, в пятерке остаются Hyundai и Doosan (после ребрендинга Develon). При этом в случае с Hyundai импорт снизился на 17 процентов, а в случае с Doosan (Develon) — увеличился более чем на 50. Китайские игроки не новички в этом сегменте, но до 2022 года они не входили в пятерку ведущих. Стоит отметить, что доли поставок до сих пор меняются достаточно динамично: к примеру, SANY хоть и сократили объемы импорта на 8 процентов, остались на первой строчке, а XCMG и LGCE сократили объемы поставок на 80 и 29 процентов соответственно. Всего же на рынке тяжелых экскаваторов за первое полугодие 24 года участие приняло 29 брендов. (См. рис.2).
В отдельную структуру маркетинговая компания выделяет большие горные экскаваторы, масса которых превышает 90 тонн. Андрей Ловков подчеркивает, что адаптация рынка этой техники к новым условиям проходила непросто. В 2023 году поставки упали вдвое, и, несмотря на рост китайских машин, здесь присутствует и техника недружественных стран, что позволяет сбивать определенные потребности. (См. рис.3)
По мнению специалиста ID-Marketing, тяжелые бульдозеры — это один из самых сложных для замещения сегментов. Некоторые китайские компании попали под санкции достаточно давно, но, даже несмотря на то что их действия распространялись на технику мощностью до 250 л.с, в более тяжелом сегменте китайских производителей также не наблюдалось, за исключением единичных поставок. Данное направление было представлено ограниченным количеством брендов, костяк которого приходился на Komatsu, Caterpillar и Liebherr. Но уже в 2022 году на передний план вышли Shantui и Zoomlion, опережая европейские и американские бренды, поставки которых продолжили и дальше снижаться, а затем к ним добавились Liugong и Beezone, также входящие в топ-5 крупнейших марок.
В первой половине 24-го года ситуация снова изменилась. Среди частников появился новый игрок — BEML, крупнейший производитель строительной карьерной и горнодобывающей техники в Индии и второй по величине, как они сами пишут на своем сайте, — в Азии. Первые поставки начались в апреле, но уже сейчас объемы позволяют компании находиться на четвертой позиции в рейтинге.
Продолжает наращивать поставки и в данном сегменте Komatsu — например, за первое полугодие в Россию было ввезено больше бульдозеров, чем за весь прошлый год. Всего же в рассматриваемом периоде в среде импортеров был замечен 21 производитель. (См. рис.4).
По аналогии с бульдозерами импорт тяжелых погрузчиков был представлен ограниченным количеством брендов, и китайские производители если и ввозили подобную технику, то это были разовые поступления. Главными игроками здесь оставались Komatsu, Caterpillar и Volvo. Начало 2022 года настраивало на оптимистичный лад, и даже в январе активность превышала показатель предыдущих лет. Но в марте все пошло на спад. Во второй половине 2023 года ситуация исправилась, и по итогам ввоз более чем в два раза превысил значение 2022 года. (См. рис. 5).
Это не удивительно. До начала СВО на долю Китая приходилось всего 3 процента импортных поступлений, а именно — 6 единиц техники. Так быстро заполнить высвободившиеся ниши производителям, которых начинаешь узнавать только в процессе эксплуатации, достаточно сложно.
В сегменте сортировочного оборудования присутствовало довольно много игроков, но сейчас китайские производители завоевали 80 процентов рынка. За первое полугодие порядка 20 производителей поставляли свою технику в Россию, но среди них крупнейшие — NFLG и MESDA.
Первая начала активные поставки самоходного дробильно-сортировочного оборудования (ДСО) в марте 2022 года, ранее она была больше известна российскому потребителю как производитель асфальтобетонных заводов. MESDA постепенно осваивала рынок — единичные поставки наблюдались в 2021 году. В этом году не обошлось без новичков: в ведущей пятерке появилось сразу два игрока. Это Red Dragon (Китай) и Puzzolana — представитель Индии на рынке тяжелого оборудования плюс турецкая FABO.
Рынок карьерных самосвалов — один из немногих, который после начала спецоперации сумел прирасти на 138 процентов. Это сопровождалось полным вытеснением брендов из недружественных стран, особенно Komatsu и Caterpillar, которые полностью ушли из направления, и поставки этой техники не осуществляются. Этот рынок стал полностью китайским и продолжает расти — на 24 процента в 23-м году и по итогам 24-го года ожидается увеличение поставок почти вдвое. Лидер здесь — SANY, импорт которого по итогам января-июня нынешнего года вырос на 103 процента. (См. рис.6).
Если говорить о БелАЗе, доля белорусского предприятия в этом сегменте довольно значительна, но она начала снижаться после 2022 года. Если в 22-м году она составляла порядка 53 процентов, в 23-м году это уже 47 процентов, а за первое полугодие 24-го года всего лишь 25 процентов.
Также в сегменте больших экскаваторов за два с половиной года в Россию было завезено порядка тридцати машин из недружественных стран.
На карьеры выходит Китай
— Китайские производители пытались заходить на наш рынок и до 2022 года, — говорит Александр Нетид, руководитель отдела развития продуктов LiuGong в России. — Но упирались в одну простую вещь: наши заказчики всегда больше смотрели не на цену техники, а на производительность и стоимость сервисного обслуживания. Окно возможностей для них появилось именно в 2022 году. Российский рынок для Китая в сравнении с другими рынками не очень большой, но полезный. Это своего рода рынок открывшихся возможностей, после которого можно выходить практически на работы любой сложности.
По его данным, ситуации с техникой китайского производства в России по секторам выглядит следующим образом. Внедорожные самосвалы, основные «рабочие лошадки», в прошлом году дали 50 процентов роста. По жесткорамным самосвалам в 2022-2023 годах закрывались старые контракты, а в 2024-м появились «первые ласточки» китайских производителей, в том числе электрические. Пока тренд по сегменту негативный.
Также в течение двух лет закрывали старые контракты производители больших экскаваторов, а «китайцы» пытались оперативно их заменить, чем «перегрели» рынок.
Сегмент сверхтяжелых экскаваторов начинает стремительно трансформироваться, пока роста не наблюдается. Замещение тяжелых автогрейдеров прошло незаметно, так как продукция Поднебесной и раньше в этом сегменте была широко представлена. Однако появились сверхтяжелые — свыше 30 тонн — машины, которых раньше не было. Нишу тяжелых бульдозеров, в которой раньше полноправно царили Caterpillar, Komatsu и Liebherr, теперь занимают Liugong и Shantui.
Представитель LiuGong констатирует: китайские производители не спешат незамедлительно ввозить свою продукцию. Основная причина в том, что большинство китайских машин этого класса собраны из импортных комплектующих. И в России официально как бы нет компаний, которые способны обслуживать эти компоненты и нести за них гарантийные обязательства.
То есть наш рынок китайскому производителю, безусловно, важен, но если интересы какого-то из них прямо или косвенно представлены на американском или европейском рынке, он будет осторожничать.
Тем не менее продукция из Поднебесной хоть и осторожно, но довольно быстро и существенно заполняют ниши на нашем рынке.
— Первоначально, — отмечает Илья Овчинников, руководитель по продажам карьерных самосвалов на Урале, — китайские производители начинали с 50- и 70-тонных экскаваторов, 40-тонных бульдозеров и 60-тонных карьерных самосвалов. Получив опыт, стали активно проникать в сектор 90- и 125-тонных экскаваторов и 70-тонных бульдозеров. В 2024 году состоялись первые поставки 200-тонных экскаваторов и жесткорамных самосвалов. Появились первые шарнирно-сочлененные самосвалы китайского производства.
Одним из плюсов китайских машин является их доступность. Они значительно дешевле своих западных аналогов, что обусловлено низкой себестоимостью и конкуренцией на внутреннем рынке. Цена варьируется в зависимости от многих факторов. К примеру, 60-тонные трехосные самосвалы стоят от 26 миллионов рублей с НДС, 90-тонные трехосные от 54 миллионов рублей с НДС, традиционные 100-тонные — от 122 миллионов.
Кроме главного и неоспоримого достоинства — цены, привлекательна китайская продукция еще и широким выбором: различная грузоподъемность, конфигурация и уровни комплектации. Что касается пресловутого китайского качества, то специалисты говорят: оно значительно улучшилось в последние годы, хотя к выбору китайского производителя все еще следует подходить с осторожностью. Есть компании, уже зарекомендовавшие себя на мировом рынке, а есть производства с небольшой историей, имеющие пока нулевую репутацию. И не все из них будущие Sany, Liugong или XCMG.
Трансформация продолжается
Сегодня рынок находится в стадии трансформации, особенно в области узкоспециализированной техники. Например, станков вращательного бурения — это «узкий» рынок с ограниченным числом клиентов (100+ компаний) и высоким уровнем конкуренции.
— С индийским производителем станков вращательного бурения Revathi мы начали работать в 2021 году, — говорит Александр Семкин, руководитель направления экспортных продаж ООО «ТрансТехноМаркет», компании, специализирующейся на поставках различного горнодобыващего оборудования и запасных частей для российских и иностранных заказчиков. — Тогда еще рынок этого направления делился между парочкой западных производителей, но после 2022 года он стал очень конкурентным, на нем сейчас представлено порядка 10-12 компаний. Некоторые российские компании занялись производством таких станков, появилось китайское оборудование и индийское.
Сложности перехода на общение с другими производителями связаны со многими факторами. Например, требованиями к сервису. Александр Семкин говорит, что они сформировались от предыдущего опыта работы с западными компаниями, плюс приходится учитывать российскую географию. В отличие от бывших западных партнеров, практикующих систему быстрого и отлаженного отзыва на запросы клиентов и свою базу комплектующих частей по регионам, тем же индусам не очень понятен наш рынок. У них другая структура — весь уголь в стране практически добывается одной государственной компанией. Отсюда менее трепетное отношение к технике: чем быстрее она износится, тем быстрее купят новую. Как следствие, индусам не совсем понятны требования о прибытии инженера поставщика в течение двенадцати часов на производство, чтобы наладить неисправность.
Тем не менее отмечается, что, несмотря на возникающие недоразумения, индийские партнеры очень быстро реагируют на вызовы и готовы модернизировать модели по запросам заказчиков. В России сегодня появились на постоянной основе их сервисные инженеры, в том числе — в Кемерове.
Еще в плюсах работы с индийским производителем, в отличие, скажем, от китайских компаний, то, что вся техническая документация из Индии приходит на более привычном английском языке. Также немаловажен тот факт, что компания Revathi начинала как подразделение американского бренда Atlas Copco. И хотя с 2000-х годов индийский завод начал развиваться самостоятельно, сегодня Revathi использует привычные для российских горнодобывающих компаний европейские и американские комплектующие.
Евгения Райнеш
Инфографика ID-Marketing