Робокопы в помощь

Кадровый голод в Кузбассе в 2024 году достиг исторического максимума


Огромная потребность в рабочей силе наблюдается в угольной промышленности. Только за июль 2024 года число новых работников в угольной сфере региона увеличилось с 91 до 97 тысяч человек, что стало рекордным показателем за последние годы. Это связано со строительством новых производств, в том числе фабрик и шахт.

— С начала года на угледобывающие предприятия региона трудоустроены более одной тысячи кузбассовцев, состоящих на учете в службе занятости населения. Тем не менее в кадровые центры региона заявлено порядка 4,5 тысячи свободных рабочих мест от 117 предприятий сферы добычи и переработки угля, — отметил осенью Алексей Гришин, министр труда и занятости населения Кузбасса.

— Самыми востребованными остаются профильные специалисты: машинисты специализированного оборудования (987), электрослесари (884), горнорабочие (741), водители (611) и пр. Средняя заработная плата по предлагаемым вакансиям 65 тысяч рублей, по ряду позиций зарплатные предложения достигают 200 тысяч рублей.

Большинство предприятий гарантируют работникам расширенный социальный пакет в виде дополнительного медицинского страхования, компенсации транспортных расходов, помощи в решении жилищных вопросов, организации питания, возможности обучения на рабочем месте.

 

Активно завлекают в студенческие ряды кузбасские вузы. «УК» неоднократно писал про объемную работу крупных угольных предприятий, которые заключают соглашение с профильными высшими заведениями на целевой набор по нужным предприятию специальностям. Встречи, экскурсии на разрезы и шахты, «Дни компаний» и прочие мероприятия, которые щедро организуют службы угледобывающих холдингов, давно не редкость. В итоге в Горном институте Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) контрольные цифры приема были заполнены полностью, а конкурс на основные направления оказался существенно выше, чем в 2023 году.

Но — это связано еще с сокращением бюджетных мест. Так, специальность «Прикладная геология» подразумевала только платный набор, а по пяти направлениям в рамках укрупненной группы «Горное дело» бюджетные места сократили до 100. В итоге 2024 год является историческим минимумом по набору на основные горные специальности в КузГТУ.

Сибирский государственный университет (СибГИУ) получил грант на 16 миллионов рублей в рамках программы «Инженерный бакалавриат» от ЕВРАЗа. Проект был запущен в 2023 году. На эти средства вуз закупит VR-тренажер «Горновой доменной печи», системы автоматизированного проектирования «Компас-3D» и программное обеспечение для моделирования процессов прокатки. В 2024-м в программе принимают участие 100 учащихся.

 

Не только ВУЗы создают альянсы с крупными промышленными предприятиями в борьбе за будущих специалистов. В последнее время «подтягивается» и незаслуженно отодвинутое на задний план среднее образование.

— С начала нового учебного года подготовку кадров по программам среднего профессионального образования начали 60 колледжей и техникумов региона. Суммарно к обучению на бюджетной основе приступило 17 545 первокурсников, на коммерческой — 5 340, — констатирует Софья Балакирева, министр образования Кузбасса

Фишка, которая в идеале должна заманить выпускников на угольные предприятия — федеральный проект «Профессионалитет». С нового учебного года в регионе по нему будут работать 11 кластеров. В частности, на базе Киселевского горного техникума кластер «ПрофГОРизонты» готовит специалистов по 12 самым востребованным видам работ. Опорное предприятие и будущий работодатель кластера — «СУЭК-Кузбасс» — направило на обновление материально-технической базы 20 миллионов рублей.

Ложка дегтя — дефицит абитуриентов. План приема в колледжи и техникумы, по словам Софьи Балакиревой, выполнен на 98,7%.

 

Рождаемость в Кузбассе оставляет желать лучшего (за январь-июль 2024 года здесь родилось 8 408 младенцев, умерло же 18  746 человек), а отток населения значителен (в прошлом году регион навсегда покинули 48 900 жителей).

Когда-то боялись, что роботы вытеснят людей с рабочих мест, сегодня на безлюдные технологии большая надежда.

Довольно близко к поставленной цели добралась шахта «Чертинская-Коксовая» (одно из старейших предприятий Кузбасса, была пущена в эксплуатацию в городе Белово еще в 1952 году). Желание производить малолюдную выемку угля здесь продиктовано жесткой необходимостью. На шахте «Чертинская-Коксовая» горные работы ведутся на глубине 400-500 метров, на пластах, опасных по выбросам угля и газа.

О том, чтобы максимально сократить присутствие людей в лаве за счет автоматизации процессов выемки угля, руководство «ММК-УГОЛЬ» задумалось давно и находилось в поиске технических решений. Совсем обойтись без людей в шахте оказалось пока невозможно, но в забое, где будет вестись выемка угля, их не будет. Оператор расположится в соседнем штреке, откуда будет управлять забойным оборудованием. Его глазами станут видеокамеры и многочисленные датчики, установленные на комбайне, силовой гидравлике секций крепи.

Механизированный очистной комплекс с малолюдной выемкой угля будет установлен на новом участке горных работ. ООО «ММК-УГОЛЬ» получило лицензию на право пользования недрами на участке «Чертинский Глубокий», который находится на территории Беловского городского округа и Беловского муниципального округа.

 

Как говорят специалисты, полностью автоматизированного производства по выемке угля (безлюдного производства) в мире пока нет. А большегрузы-беспилотники давно и эффективно добывают полезные ископаемые в Австралии.

Папарацци Кузбасса уже зафиксировали такую машину на дорогах региона, после чего завод КамАЗ опубликовал фотографии экспериментального самосвала «Атлант-49» (Робокоп) и подтвердил, что после доработки в научно-техническом центре он отправлен на один из кузбасских угольных разрезов для тестовой эксплуатации.

Робокоп создан на базе модели КамАЗ-65951, он имеет футуристичную кабину, на которой нет ни окон, ни дверей, ни даже места для оператора, а также четыре оси и колесную формулу 8х4. Автомобиль будет полностью беспилотным. Его главное предназначение — работа на закрытых территориях.

Грузоподъемность машины, которую собираются создать Камский автозавод и КузГТУ, составляет 220 т. Предполагается, что схема передвижения автосамосвала будет задаваться в цифровой платформе траекториями. Таким образом, техника сможет вести работы в карьере по заданному режиму без участия оператора, — рассказали ученые вуза.

Разрезы с нетерпением ждут появления новых машин, ибо по данным сайта hh.ru, в 2023 году спрос на водителей большегрузов в Кузбассе вырос на 182% по сравнению с предыдущим годом.

Предложение по заработной плате от 80 до 250 тысяч рублей не меняет ситуацию, тем более, что «черные копатели» (нелегальные добытчики угля на заброшенных разрезах) платят в два раза больше. Но это уже другая история.

Леонид Алексеев