От «Сколково» до забоя

Пилотный проект по внедрению программы для ЭВМ DART-УАБ «Управление и автоматизация бурения» реализуется на шахте «Увальная»


Уже не новость, что в Кузбассе разработана буровая система, которая способна успешно заменить дорогие зарубежные аналоги при геонавигации.

Она также облегчит и снизит затраты на эксплуатацию бурового оборудования. Притом что система дешевле, она еще и обрабатывает данные в пять раз быстрее китайских конкурентов.

Проект находится на стадии промышленного внедрения. Система уже сейчас может быть интегрирована в действующую схему диспетчеризации шахт.

За счет повышенной точности и информативности снимаемых показаний она позволяет более эффективно проводить разведку месторождений полезных ископаемых из горных выработок, разработку нефтяных месторождений шахтным способом, а также производить дегазацию угольных пластов.

Кузбасские специалисты предлагают собственное инженерное решение и программное обеспечение. Например, разработанный компанией интеллектуальный ассистент учитывает траектории ранее пробуренных скважин и оперативно выдает информацию оператору бурильной установки. Высокопроизводительный микроконтроллер обрабатывает данные на скважинном зонде, передает рассчитанные координаты для построения траектории скважины.

Ранее кузбасская разработка успешно прошла экспертизу «Сколково», а компания-производитель получила статус резидента и вошла в Кластер передовых промышленных технологий. Теперь предприятие сможет использовать все возможности и преимущества инновационного центра, включая налоговые и таможенные льготы, грантовые и менторские программы. Производство большинства компонентов и самой системы уже локализовано в РФ. Компания осваивает изготовление сенсоров и ряда электронных модулей, ведет испытания буровой техники; на подходе сертификация и получение патентов.

В октябре этого года на шахте «Увальная» начата реализация пилотного проекта по внедрению программы для ЭВМ DART-УАБ «Управление и автоматизация бурения».

ПО позволяет:

  • строить проектную траекторию скважины на основе геолого-технического задания;
  • отправлять запросы с бурового компьютера на инклинометрический сенсор скважинного зонда;
  • производить обработку и интерпретацию полученных данных.

Интерпретированные данные отображаются в таблице с замерами и используются для построения фактической траектории скважины. Машинист буровой установки в любой момент может визуально оценить расхождение фактической и проектной траектории.

Доля рынка оценивается в 2,5 миллиарда рублей на первой стадии внедрения. Эксплуатанты — крупнейшие угледобывающие предприятия Кузбасса.

Валерий КАВАЛЬ