
Новый карьерный самосвал Shantui TEH160
прошел успешные испытания в Китае
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Наращивать экспорт донским шахтам могут помешать проблемы с логистикой
16.01.2025
Донские шахты снизили добычу угля, но увеличили экспорт антрацита через южно-российские порты. Это, как считают эксперты, будет основным направлением для угольщиков в 2025 году.
В прошлом году угольная отрасль была одной из немногих в РФ, работавшей с заметными убытками. Донские угольщики как минимум снизили уровень добычи, как они рассказали РБК Ростов.
Однако при этом донские шахты увеличили экспорт антрацита через южно-российские порты. Как считают эксперты, экспорт через порты Юга будет основным направлением для угольщиков в нынешнем году. Его объемы зависят от того, смогут ли они договориться о выгодных условиях с железнодорожниками и портовиками.
Отрасль в кризисе
Прошлый год был для угледобывающей отрасли одним из самых трудных. В январе-октябре доля прибыльных угледобывающих предприятий в РФ сократилась на 18%, до 46,6%. Кризис затронул и шахты Сибири, и донские угольные предприятия. По данным, предоставленным РБК Ростов агентством Neft Research, в январе-октябре донские шахты произвели 4,1 млн т продукции, на 10% меньше показателя 2023 года.
Угледобычу сократили АО «Донской антрацит», АО «Шахтоуправление «Обуховская», ООО «Шахтоуправление «Садкинское», АО «Донуголь». Итоговые данные по прошлому году пока не публиковались. В областном министерстве промышленности поясняли, что в первые месяцы прошлого года добыча угля снизилась, в том числе, из-за горно-геологических нарушений в работе лавы «Шахтоуправления «Садкинское» и по причине перехода на новую лаву АО «Донской антрацит».
Донской экспорт показал рост
В январе-сентябре прошлого года, по данным агентства «Центр ценовых индексов», экспорт угля из РФ в целом сократился по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 10%, до 147 млн тонн. В октябре и ноябре ситуация немного выровнялась за счет поставок угля в Китай. Годовая статистика пока не публиковалась.
Самый заметный спад произошел с экспортом угля из портов азово-черноморского бассейна. В январе-сентябре экспорт снизился по сравнению с показателями 2023 года на 56%, до 10 млн тонн.
Через южные порты экспортируется, в том числе, сибирский уголь. Примечательно, что на этом фоне донские шахты увеличили отгрузку продукции за рубеж. В январе-сентябре экспорт вырос в полтора раза, до 1,16 млн тонн. Отчасти рост экспорта объясняется низкой базой прошлого года. Однако в областном правительстве причиной роста называли то, что угольщикам удалось наладить поставки в африканские и азиатские страны.
«Предприятия успешно переориентировали сбыт в страны Северной Африки и Юго-Восточной Азии, также увеличился объем поставок в Турцию», — пояснили в областном минпроме. Речь, том числе, о Турции, Алжире, Марокко, Индии и Таиланде.
Экспортная перспектива
До 2020 года значительную часть донского угля закупала Новочеркасская ГРЭС. В 2019-2020 годах электростанция потребляла примерно 50% от произведенного в донском регионе топлива, в среднем 2,5 млн тонн в год. В 2022 объем закупок уменьшился до 1,2 млн тонн. В последующие годы, по данным областного минпрома, собственник ГРЭС — «ОГК-2» — закупал уголь в незначительных объемах. ГРЭС переориентировали на природный газ. Парогазовыми будут и новые энергоблоки электростанции. Начало их работы было запланировано на 2025 и 2026 гг., однако из-за задержек с поставками оборудования сроки проекта отложили.
«Экспортные поставки являются драйвером развития производства антрацита в стране. Очевидно, что этот тренд продолжится и в будущем, если будут решены логистические проблемы», — отметил в беседе с РБК Ростов руководитель направления консалтинг Neft Research Александр Котов.
Экспорт продукции сибирских предприятий ограничивается мощностями Восточного полигона и длинным плечом транспортировки в порты. А донским шахтам наращивать экспорт могут помешать ограниченные портовые мощности.
Вполне возможно, что в нынешнем году продолжится спор о том, какими должны быть тарифы на транспортировку угля железнодорожным транспортом и тарифы стивидоров. В прошлом году угольщики упрекали и железнодорожников, и портовиков в том, что те не учитывают кризис в отрасли. В январе и феврале прошлого года, как сообщал РБК Краснодар, была временно приостановлена отгрузка угля из терминала «ОТЭКО» на территории порта «Тамань». Угольные компании и трейдеры сократили перевалку через терминал с целью снизить тарифы в условиях падения мировых цен на уголь.
Антрацит считается не самым приоритетным грузом, железнодорожники его пропускают только после, например, минеральных удобрений. В своем Telegram-канале «ОТЭКО» отмечали, что потенциально имеют заявки на погрузку примерно 5 млн тонн угля в месяц. Пропускная способность железной дороги, по словам представителей стивидорной компании, позволяет отгружать не более 2 млн тонн в месяц, а нередко и менее 1 млн тонн.
Всего в прошлом году «ОТЭКО» перевалил 12 млн тонн антрацита и других углей. В компании рассчитывают, что в следующем году при договоренности с железнодорожниками объем экспорта из порта «Тамань» может увеличиться до 40 млн тонн.
При этом донские угольщики в текущем году намерены увеличить инвестиции в производство. По данным областного минпрома, вложения в основной капитал вырастут на 7%, до 2,9 млрд руб. Собственники шахт намерены приобретать, в том числе, основное и вспомогательное горно-шахтное оборудование.
https://rostov.rbc.ru/rostov/16/01/2025/678784469a79475bfa8b58ce