Сегодняшним днем
Угольщики стараются не отклоняться от главной цели
Несмотря на сложнейший этап в развитии мировой металлургии и энергетики, что привело к спаду во всех сферах промышленного производства, кузбасские угольщики стараются не отклоняться от главной цели — обеспечивать потребителей на внешнем и внутреннем рынке гарантированными объемами угольной продукции высшего качества и всех востребованных видов
Оптимальный предел добычи
По планам в 2015 году в развитие отрасли будет вложено 5,7 миллиарда рублей, что поможет, во-первых, модернизировать шахты и разрезы, во-вторых, выполнить ряд мероприятий, связанных с экологией, природоохранной деятельностью, здоровьем и самочувствием земляков.
В прошлом, 2014, году по статистике угольные компании Кузбасса добыли около 210 миллионов тонн угля. Как считает Сергей Шатиров, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике, на сегодняшний день это именно тот предел, который преступать нельзя. «Оптимальный совокупный объем угольной продукции для Кузбасса должен стремиться к 200 миллионам тонн в год», — говорит он.
Только такие объемы добычи позволят контролировать негативное воздействие горной промышленности на природу при условии своевременной рекультивации нарушенных земель. Одновременно эти объемы соразмеряются с реальными возможностями ОАО РЖД, главного перевозчика нашей продукции.
Не создавать вакуума
При этом перед Кузбассом поставлены сложнейшие стратегические задачи. С одной стороны, нужно оперативно освободить угольную отрасль региона от недобросовестных недропользователей, игнорирующих современные требования по охране жизни человека на производстве и окружающей среды. Здесь работает механизм отзыва лицензий. С другой стороны — не создавать вакуума в отраслевом развитии. А значит — организовывать новые современные производственные мощности.
Нельзя допустить срыва сроков освоения новых месторождений (что приводит к снижению поступления средств в бюджеты всех уровней, отсутствию новых рабочих мест). А в этом отношении в нашем регионе пока все идет по плану.
В частности, в конце 2014 — начале 2015 года УК «Заречная» ввела в эксплуатацию два новых предприятия, благодаря чему было создано 1 000 рабочих мест. Первое — ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» с проектной мощностью 1,5 миллиона тонн угля в год. Второе — обогатительная фабрика «Карагайлинская» с проектной мощностью 1,5 миллиона тонн угля в год и возможностью увеличения ее практически в 2 раза. Всего в 2015 году на финансирование мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности и охраны труда компания планирует затратить 415 миллионов рублей, на 18% больше, чем в 2014.
Во-первых — рентабельность
Строительство новых угольных производств будет продолжено; но при их планировке на первое место выходит не тема мощности, а рентабельности: куда, в каком объеме, за какую цену будет продано добытое «черное золото»? Современные рыночные реалии, где потребитель предпочитает получать качественный переработанный уголь, требуют от производителей уделять больше внимания не объемам добычи, а качеству продукции.
В этой связи, к примеру, в компании «Кузбассразрезуголь» разработали масштабную программу увеличения обогатительных мощностей, рассчитанную до 2018 года.
Первым шагом в этой программе стал ввод в эксплуатацию в январе нынешнего года обогатительной фабрики «Калтанская-Энергетическая». Она была создана всего за 14 месяцев (обычные сроки для строительства таких предприятий — 2,5 года). При реализации проекта были учтены новейшие технологические требования, отвечает он и самым строгим требованиям экологии.
Для компании это уже шестое предприятие подобного профиля. А на очереди строительство трех новых обогатительных фабрик — «Талдинской-Энергетической» на Талдинском разрезе (начало строительства намечено на 2016 год), на Бачатском и на Краснобродском разрезах.
Путь на восток
Как обычно, кузбасский уголь имеет несколько адресатов: коксующийся — на предприятия металлургии, энергетический — на теплостанции. Несмотря на ряд реальных и перспективных программ по более широкому развитию угольной энергетики в РФ, наше топливо пока не востребовано здесь в полной мере.
Приведем статистический пример: в последние годы электростанции для производства электрической и тепловой энергии в России использовали до 27 миллионов тонн кузбасского угля. В том числе на долю энергогенерирующих предприятий Кемеровской области приходилось около 14 миллионов тонн. Однако в 2014 году из-за падения стоимости электроэнергии на оптовом рынке и сокращения ее выработки на станциях кузбасские энергетики обошлись меньшим объемом — в 12 миллионов тонн.
Впрочем, пока такое снижение не стало тенденцией — с января по май нынешнего года для нужд энергетики было отгружено угля на 1,5 миллиона тонн больше, чем за такой же предыдущий период. Но прогнозировать развитие событий не рискнем.
Внутренняя металлургия страны также снижает свои потребности в угле. Эта тенденция затяжная и пока, увы, стабильная. Поэтому самым интересным рынком развития являются экспортные поставки. И здесь, в условиях жесточайшей конкуренции с другими угледобывающими странами, России пока держит, и даже укрепляет свои позиции. А поскольку львиная доля российского угля родом из Кузбасса, основная нагрузка в политике удерживания экспорта ложится именно на наш регион.
Но экспорт напрямую зависит от затрат на углеперевозки. Каждые сутки из Кемеровской области отгружается более 8 000 вагонов с углем, из них на экспорт идет более половины. Программа развития угольной отрасли до 2030 года, утвержденная в январе 2012-го, предполагает, что в Кузбассе будет построен еще не один десяток новых предприятий. Их развитие немыслимо без строительства новых путей, расширения железнодорожной инфраструктуры и оптимизации перевозок.
Кузбасские угольщики готовы вкладывать финансовые средства в развитие своих месторождений. Некоторые из них уже строят железнодорожные пути от мест добычи угля до магистральных ходов (БАМ, Транссиб). Хорошо известен проект ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ» по созданию собственного железнодорожного пути по вывозу угля от своего разреза до остановочной платформы Улус. Собственная ветка протяженностью 32,6 км позволит увеличить эффективность освоения Караканского угольного месторождения.
В ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» программа развития железнодорожной инфраструктуры реализуется с 2011 года. В ее рамках компания нарастила собственный парк полувагонов, выполняет работы по путевому развитию станций (в частности, станции Черный Калтан — проект, связанный с пуском ОФ «Калтанская-Энергетическая»).
Активно ведется расширение водного угольного пути, еще одной составляющей затрат на экспорт «черного золота». Собственный балкерный терминал в Хабаровском крае в порту Ванино построило ОАО «СУЭК». Модернизирует портовую инфраструктуру ОАО «Мечел», строительством углепогрузочных комплексов в портах занимается ОАО «Кузбассразрезуголь»…
…Место пусто не бывает
Выполняя поставленные задачи, горняки Кузбасса одновременно помогают решению российской программы по импортозамещению
Печальная справка от центра стратегических разработок «Северо-запад» (ЦСИСЗ) так охарактеризовала ситуацию на весну 2015 года:
«Согласно концепции развития очистного, проходческого, конвейерного и бурового оборудования на период до 2020 года, основная направленность его совершенствования и создания будет соответствовать традиционным технологиям добычи угля.
На этом направлении зарубежные фирмы (закупив у СССР лицензии на выпуск горно-шахтного оборудования и постоянно его модернизируя) достигли таких результатов, что, несмотря на все усилия кузбасских машиностроителей, угледобывающие предприятия в основном предпочитают использовать технику, ввозимую из-за рубежа».
Точнее скажет только статистика. По данным департамента угольной промышленности и энергетики администрации Кемеровской области, доля отечественного горно-шахтного оборудования на шахтах и разрезах Кузбасса на начало года была невысока. Проходческих комбайнов — 58%; очистных — 13%; дизелевозов — 0%; технологических экскаваторов — 46%; технологических бульдозеров — 22% и прочее. Из 42 действующих комплексно-механизированных забоев только 20 оборудованы механизированной крепью российского производителя (Юргинский машиностроительный завод).
Но даже импортное оборудование имеет тенденцию изнашиваться, а запасные части — с учетом скачков курса доллара — предлагаются в дилерских центрах совсем за другую цену.
— Уже в ближайшее время может возникнуть необходимость переходить на технику отечественного производства, что потребует поддержки и развития крупных российских заводов, — предсказывал Сергей Беликов, директор по ремонту ОАО «ХК «Якутуголь» в конце прошлого года.
Что, собственно, и сбылось. Местные производители не без удовольствия рассказывают об успехах последнего времени.
Виктор Ившин, заместитель генерального директора ОАО «Анжерский машиностроительный завод» не так давно заявил о том, что в первом полугодии 2015 года в два раза увеличено производство горно-шахтного оборудования (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Всплеск произошел, в основном, за счет резкого троекратного роста выпуска ленточных конвейеров по контрактам, заключенным в конце 2014 — начале 2015 годов.
ОАО «Кемеровский экспериментальный завод средств безопасности», по словам Сергея Ширяева, его коммерческого директора, работая на безопасность горняков, также существенно увеличил объемы производства в текущим году:
— По отдельным видам продукции рост составил до 30 процентов.
Более того, специалисты КБ завода разработали и предложили потребителям новые изделия, рассчитывая на потребности рынка угледобычи.
Концерн «Русэлпром» (ООО «Русэлпром-Кузбасс») в кратчайшие сроки освоил серийное производство взрывозащищенных электродвигателей для угольной отрасли. Спрос на эти машины сейчас возрос в связи с вынужденным уходом с рынка производителей Украины и Приднестровья, ликвидацией российских заводов «социалистического типа».
Радуются интересу к «российскому производителю» промышленники других регионов. Еще в 2012 году на Уральском заводе конвейерных лент была введена в эксплуатацию новая каландровая линия по изготовлению конвейерных лент, не имеющая аналогов в странах СНГ и Европы.
— Опыт и география поставок позволяет говорить о нашей надежности, — уверен директор УЗЛК, не скрывающий намерений зайти со своей продукцией на кузбасский рынок, — технические характеристики продукции не уступают аналогичным показателям мировых производителей.
Артемовский машиностроительный завод «Вентпром» (Свердловская область) представил новый вентилятор с «поворотными на ходу лопатками», что повышает уровень его КПД; группа компаний «Лига спецодежды» (Москва) рекламирует новую линейку газоанализаторов как заменитель дорогостоящих импортных приборов… — Все для шахтеров Кемеровской области!
А нужно ли местное?
Перечень нетрудно продолжить, но — действительно ли горняки Кузбасса способны «переварить» предложения? На эту тему они высказываются осторожно. «Оборудование современных шахт рассчитано на долгие годы, речь сейчас идет, скорее, о его ремонте».
— Самостоятельность — это позиция «Южного Кузбасса». Одно из важных направлений деятельности сегодня — налаживание работы по проведению ремонтов оборудования Cummins и Caterpillar своими силами, — отмечает в частности Сергей Боковиков, директор по ремонтам ОАО «Южный Кузбасс» . — Перемотку электродвигателей или сварочные работы по ремонту металлоконструкций импортной техники осуществляют наши люди. Винтовая анкерная крепь для крепления горных выработок шахт производится в ремонтно-механическом цехе ЦОФ «Сибирь» и цехе легких металлических конструкций управления по монтажу горношахтного оборудования. Планируем наладить самостоятельное изготовление арочной крепи.
Такие вот симбиозы: импортной техники с российскими комплектующими; зарубежных технологий с российскими умельцами. Не все западные фирмы, правда, позволяют творить подобное. Компании Joy Global, Liebherr, к примеру, предпочитают присутствие собственной сервисной базы на земле Кузбасской. Условия западного обслуживания вряд ли позволяют конкурировать с ними российским производителям.
Но точно имеется ниша, где присутствие российских производителей однозначно поощряется и наращивается. (Так и хочется причислить самосвалы «БелАЗ» к «русской» технике, особенно после того как производства карьерных автосамосвалов началось в Прокопьевске). Российский экскаватор ОАО «Уралмашзавод» монтируется на разрезе того же «Южного Кузбасса». На Краснобродском (УК «Кузбассразрезуголь») сдан в промышленную эксплуатацию ЭКГ-32Р №2 производства ООО «ИЗ-КАРТЭКС» им. П.Г. Коробкова (Санкт-Петербург).
— Продукция отечественного машиностроения востребована при открытых горных работах, — в один голос говорят специалисты угледобывающей отрасли и приводят многочисленные примеры вытеснения западной техники российскими аналогами. — Менеджмент российских предприятий должен направлять все усилия на то, чтобы укрепить здесь свои позиции…
Опять-таки имеется много «но». Примем во внимание лишь одно, имеющее непосредственное отношение к заданной теме. При сборке отечественных машин и механизмов до сих пор требуется целый ряд импортных деталей (веществ, приборов, аппаратов), не имеющих аналогов на российском рынке. Есть чем заняться в будущем?
О главном
А главное, это, разумеется, люди. Кузбассовцы.
Влияние угля Кузбасса на социальную жизнь региона трудно переоценить. Вакансии на угледобывающих и сопутствующих им предприятиях существенно превышают число желающих там трудиться. И — что бы ни говорилось и думалось — а это отличная страховка от безработицы и социальной беспомощности.
Однако, как любое другое производство, которое предоставляет рабочие места, шахты и разрезы имеют оборотную сторону. Негативное влияние на экологию, шумовой эффект от сопутствующих работ, вмешательство в природный ландшафт… Стремление найти баланс между физической деятельностью человека и его социальным благополучием приводит разные страны мира к разным решениям. В нашем регионе, в целях гармоничного его развития, принято смирять интересы жителей Кузбасса и собственников промышленных холдингов путем «соглашения».
В области давно стало традицией заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией области и финансово-промышленными группами, организации которых работают в регионе. В документах официально фиксируются их обязательства перед работниками (по сохранению и созданию рабочих мест, заработной плате, социальным гарантиям и прочее), перед местным сообществом (по финансированию ЖКХ, социальных объектов), перед властью (инвестиционные программы). Эта практика давно зарекомендовала себя как образец успешно работающей системы частно-государственного партнерства.
Конкретно
Однако даже тот, кто хорошо знаком с цифрами и планами социальных соглашений, всегда интересуется конкретными делами: что именно тот или иной холдинг дает территории его влияния? Поэтому сегодня, не озадачиваясь глобализмом, просто перечислим ряд фактических мероприятий последних лет, выполненных в рамках названного документа.
— В стотысячном шахтерском городе, — заметил мне как-то руководитель одного угольного предприятия, — проживают семьи наших специалистов. Горняцкие традиции глубоки в их крови, но отсутствие подобающего уровня цивилизации может заставить молодежь покинуть родину. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы жизнь в родном крае была полнее и интереснее.
Исходя из такого мышления, в Киселевске, к примеру, для облагораживания городской территории промышленники в 2014 году выделили почти 30 миллионов рублей. Городской администрацией и предприятиями было заключено 43 соглашения о сотрудничестве. На эти деньги в поселке Ускат был создан монумент общественного деятеля Киселевска и Кузбасса Александра Федоровича Еремина, более 37 лет возглавлявшего завод «Знамя». Модернизировали сквер, построили объездную дорогу с трассы. В текущем году планируется продолжение благоустройства: асфальтирование дворовых площадок, установка регулируемого переезда, возведение Сквера молодоженов при въезде в город.
Ленинск-Кузнецкий. К 70-летию Победы в городе появилось сразу три памятных места в рамках совместного проекта городских властей и компании СУЭК-Кузбасс по благоустройству района шахты им. 7 Ноября. Первый памятник участникам войны и труженикам тыла шахты — в районе ДК Ленина. Аллея героев открылась в сквере им. Ломоносова. Третьим стал мемориальный комплекс «70 лет Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов».
Новокузнецк. По договоренности между главой региона и генеральным директором ООО «УГМК-Холдинг» (ОАО «УК «Кузбассразрезуголь») угольщики предоставили экспонаты времени Великой Отечественной войны для первого в Кемеровской области музея военной техники под открытым небом. Специалисты привезли военные раритеты в Новокузнецк из Верхней Пышмы.
А в июле текущего года «УК «Кузбассразрезуголь» передала в дар Кемеровскому областному краеведческому музею уникальную коллекцию доисторических окаменелых деревьев, возраст которых специалисты оценивают в 360-248 миллионов лет. Экспонаты представляют собой значительную ценность, такой подарок дорого стоит!
…В заключение хочется привести слова Сергея Степанова, генерального директора Распадской угольной компании:
— Мне довелось работать в разных регионах страны, поэтому на личном опыте сделал следующий вывод: там, где отсутствует баланс между интересами предприятия и интересами жителей территории, успешная деятельность носит лишь краткосрочный характер. Перспектива неблагоприятна: территория ослабевает, люди покидают регион, город и соответственно предприятия. Поэтому, несмотря на желание экономить средства в тяжелые для отрасли времена, мы думаем о будущем и готовы активно сотрудничать с администрациями на пользу делу и территории.
Точнее не скажешь.
Леонид Алексеев