
Новый карьерный самосвал Shantui TEH160
прошел успешные испытания в Китае
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Власти готовят рецепт спасения углепрома
17.04.2025
В ближайшие месяцы Минэнерго представит Правительству РФ программу спасения углепрома, оказавшегося в сложной ситуации. Статистические данные по итогам работы угольщиков в прошлом году и неутешительные прогнозы аналитиков рынка говорят о том, что без государственной поддержки отрасль ждут негативные последствия.
От проекта — к мерам
Федеральные власти оказывают активную поддержку угольной отрасли с конца 2024 года — мониторится финансово-экономическое состояние компаний, контролируется ситуация на приостановивших работу предприятиях. Минэнерго занимается разработкой мер поддержки угольщиков.
«Мы объединили всех владельцев полувагонов, РЖД, Минтранс, владельцев портов и начали вместе разрабатывать меры, которые позволили бы уменьшить расходы на логистику, — рассказал представителям СМИ министр энергетики РФ Сергей ЦИВИЛЕВ в кулуарах форума «Энергопром». — И наша совместная работа уже принесла свои плоды».
К примеру, РЖД выразили готовность нарастить объемы перевозки угля, сосредоточив внимание на восточном направлении.
Также следует установить мораторий на повышение тарифов РЖД до конца года, монополия должна отменить 10% индексацию тарифа за порожний пробег и вернуть скидку 12,8% при перевозках на Запад.
Проект антикризисной программы угольной отрасли РФ Минэнерго представило властям еще в середине марта текущего года. Предлагаемый рецепт спасения следующий: введение мер по совершенствованию логистических процессов, развитие международного сотрудничества, поддержка угледобывающих регионов и моногородов, финансовая и налоговая поддержка предприятий отрасли. Угольные компании получат финансовую помощь через льготные кредиты, отсрочки по налогам и взносам, а также компенсацию процентов по инвесткредитам.
При этом одной из главных задач программы является сохранение объемов экспорта угольной продукции и привлечение в отрасль инвестиции, необходимые для обеспечения добычи угля, сообщило Минэнерго.
По предварительной оценке российского энергетического ведомства, общий объем бюджетных и внебюджетных вливаний в отрасль в 2025 году составит 178 млрд руб. Без этого экспорт может снизиться до 166,5 млн тонн против 223 млн тонн в 2021 году.
Тревожная статистика
Показатели, фиксируемые в отрасли в последнее время, вызывают серьезную тревогу. Так, в настоящее время в предбанкротном состоянии находится почти три десятка угольных компаний России. Их общий объем добычи оценивается в 40 млн тонн в год. Примерно у 60 компаний убыток находится в диапазоне «выше среднеотраслевого», а это еще 126 млн тонн. Таким образом, больше трети российской угледобычи под угрозой кризиса.
По итогам 2024 года объем добычи угля в России составил 438,6 млн тонн, что на 0,2% меньше результатов 2023 года. Около 9% от общего объема производства — доля угольных предприятий, находящихся на грани банкротства.
С 2022 года, по данным Минэнерго, российская угольная отрасль понесла финансовые потери, оцениваемые в 2,1 трлн рублей.
На снижение доходов повлияли санкционные ограничения, рост тарифов инфраструктурных монополий и усиление налогового давления.
Примерно 50% угольных предприятий России в прошлом году стали убыточными. Доходы отрасли сократились на 19%, составив 1,8 трлн рублей, а суммарные убытки до налогообложения достигли 129 млрд рублей.
Согласно сообщениям, появившимся в части СМИ со ссылкой на Минэнерго, причина основной части убытков — в размере 1,2 трлн рублей — международные санкции и внешние вызовы. Около 820 млрд рублей было утрачено из-за увеличения тарифной нагрузки и налоговых изъятий внутри страны.
Экспортные ограничения обернулись потерей более 500 млрд рублей, так как поставки угля в страны с высокой маржинальностью были остановлены или снижены. Речь идет про Европу, Японию, Южную Корею и Тайвань. Если в 2021 году доля этих направлений в общем экспорте составляла 53%, то по итогам 2024 года на них пришлось лишь 14% экспорта.
Из суммы санкционных потерь 390 млрд рублей угольные компании не смогли получить из-за вынужденного снижения экспортных цен и сложностей с расчетами.
Несколько крупных предприятий, таких как «СДС-Уголь» (разрезы «Первомайский» и «Первомайский-3»), ПАО «Южный Кузбасс» (шахта «Ольжерасская-Новая»), АО «УК «Северный Кузбасс», ООО «УК «Анжерская-Южная», временно приостановили работу в связи с убытками и сокращением объемов сбыта. А ООО «Шахта «Инская» проходит процедуру банкротства.
Повод для оптимизма
Между тем, потребление угля в мире за последнюю четверть века увеличилось на 80%. При этом запасы собственных ресурсов у других стран, включая те, что находятся в Юго-Восточной Азии, не столь велики. Подобная ситуация открывает перспективы для увеличения объемов поставок российского угля на ключевые внешние рынки.
Рассматривая возможности развития угольной промышленности, власти РФ признают, что для этого необходимо найти варианты решения ряда трудных задач в сфере логистики и снижения затрат компаний на транспортировку энергоресурса.
Росстат: за 2024 год сальдированный убыток всех угольных компаний России достиг 112,6 млрд руб., хотя еще годом ранее фиксировалась прибыль в 374,7 млрд руб.
В приоритете — повышение пропускной способности Восточного полигона железных дорог и объема перевозок по нему, строительство новой инфраструктуры, наращивание производства достаточного количества мощных локомотивов и инновационных, более грузоподъемных вагонов.
«Надо детально рассмотреть и дополнительные механизмы, которые позволят обеспечить уверенное развитие Кузбасса и других наших угледобывающих районов», — отметил глава Правительства РФ Михаил МИШУСТИН.
Положительные примеры
Хотя многие предприятия закончили 2024 год с убытками, в отрасли около 46% компаний оказались устойчивы к резкому спаду спроса. К ним относятся крупные игроки: СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Эльга», «Восточная горнорудная компания» и другие. Добиться таких результатов позволяет целый комплекс факторов, главные из которых — вертикальная интеграция производств, близость к рынкам Азии, финансовые вливания в модернизацию производства, логистика, а также отсутствие долговой нагрузки.
К примеру, «Эльга», ведущая разработку одноименного угольного месторождения, инвестирует в транспортную инфраструктуру. Компания построила собственную Тихоокеанскую железную дорогу, которая берет свое начало на месторождении и проходит до морского терминала в Охотском море. Также у компании имеется железнодорожная ветка Эльга — Улак, связывающая Эльгинское месторождение с БАМом. Благодаря «Эльге» Якутия нарастила объемы добычи угля на 28%, доведя этот показатель в прошлом году до 49,4 млн тонн, тогда как предприятия Кузбасса снижали показатели.
Другие угольщики рассчитывают на Восточный полигон, но для увеличения экспорта в страны Азии он пока не может обеспечить достаточную пропускную способность.
Новые возможности для поставок угля на внешние рынки открывает запуск комплекса перегрузки угля «Лавна» на западном берегу Кольского залива. Комплекс является составной частью проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». В рамках проекта ведется строительство угольного перегрузочного комплекса мощностью перевалки 18 млн тонн в год, специальной железнодорожной линии, обустройство акватории порта.
Первая партия угля была отгружена в конце марта 2025 года. Президент России Владимир ПУТИН, принявший участие в церемонии в режиме видеоконференции, выразил уверенность, что открытие терминала станет хорошим вкладом в увеличение пропускной способности арктических портов, в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности.
«Отмечу, кстати, что уголь, который сейчас будет отгружаться, из Кузбасса. Новые мощности позволят диверсифицировать логистику поставок кузбасского угля на внешние рынки», — подчеркнул глава государства.
Затянуть пояса
Но несмотря на предлагаемые меры, которые, вне всякого сомнения, будут приняты и начнут реализовываться, улучшение ситуации на угольном рынке в ближайшее время маловероятно. Фьючерсные цены на австралийский уголь, который является эталоном для азиатского рынка, в марте снизились до минимальных значений за последние четыре года. Без поддержки со стороны государства прогнозируемое уменьшение объемов добычи угля в 2025 году — 4–6,5%, а по другим оценкам — на 2%. Последний сценарий возможен при положительных тенденциях в отрасли — росте добычи на отдельных месторождениях и вводе в эксплуатацию новой железнодорожной линии.
https://www.eprussia.ru/epr/508/4864289.htm?ysclid=m9l5j22c5z338472670