2024 Стройимпорттехника


Превратить отход в доход!

В Кузбасском филиале Сибирской генерирующей компании прошло расширенное совещание на тему крупнотоннажного использования золошлаков тепловых электростанций


Инициатором встречи стала администрация Кемеровской области. Напомним, что, начиная с 2011 года, в регионе прошло несколько совещаний и научно-практических конференций, посвященных данной проблеме. Ее решение, как считается, значительно бы повысило доходность угольной энергетики, получающей возможность продажи дополнительного продукта. Но пока использование золошлаковых отходов широкого распространения в регионе не получило.

Ответ на вопрос «почему?» попытались получить на сей раз вместе с энергетиками Кузбасского филиала СГК специалисты областных департаментов угольной промышленности и энергетики, природных ресурсов и экологии, территориального управления Росприроднадзора, руководители угольных и смежных энергетических компаний региона.

Главный вопрос совещания — дальнейшее крупнотоннажное использование золошлаковых отходов, образующихся при сжигании каменного угля в процессе производства тепло- и электроэнергии на электростанциях региона. Так, в 2014 году объем золошлаков, произведенный суммарно шестью теплоэлектростанциями Кузбасского филиала СГК, составил 1 421 тысячу тонн. Всего же накопленный за годы работы запас отходов такого рода превышает 88,8 миллиона тонн.

То, что проблема эта крайне злободневна для энергетиков, подтвердила информация директора Кузнецкой ТЭЦ (Новокузнецк) Юрия Ильина. На этом предприятии суммарный выход золошлаковых отходов доходит почти до 98 000 тонн в год. По словам директора, объема золоотвала станции, если оставить ситуацию как есть, хватит еще максимум на полтора года. Дальше неизбежно встанет вопрос о дополнительных площадях. Руководство ТЭЦ, понимая серьезность ситуации, попыталось заранее найти понимание в администрации южной столицы Кузбасса. И в земельном комитете энергетикам предложили на выбор два участка под отходы — один в 12 километрах от предприятия, другой — в 16-ти. При этом рассматривалась возможность использования золошлаков в качестве техногенного грунта для рекультивации горных выработок. Был даже проведен конкурс на разработку проекта такого объекта. Однако возникла новая проблема — чтобы пройти экологическую экспертизу проекта, необходимо сначала перевести золошлаковые отходы в золошлаковые материалы. Но подобного опыта в Кузбассе до сих пор не было, и удастся ли реализовать проект (а он, очевидно, будет в таких условиях пилотным для региона) пока остается неясным.

Тем временем и объемы золоотвалов других тепловых электростанций Кузбасского филиала СГК близятся к проектному завершению…

Угольные же предприятия региона на предложения энергетиков использовать золошлаки в качестве техногенного грунта при рекультивации нарушенных в результате хозяйственной деятельности земель реагируют без особого энтузиазма. И тому есть несколько причин. Прежде всего, экономическая — в пору кризиса приходится особо считать затраты, а тогда зачем брать (то бишь покупать) какие-то отходы у других, когда для той же рекультивации можно использовать собственные вскрышные породы? Беспокойство по поводу возможного использования золошлаковых отходов высказывают и экологи — так, отмечает начальник департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Сергей Высоцкий, после выемки отходов не исключена вероятность затопления выработанного пространства грунтовыми водами, и нужен будет длительный мониторинг, не менее чем в год, чтобы понять, не изменится ли качественный состав этих вод, и как это может повлиять на окружающую природную среду?

Не добавляют оптимизма и пробелы в федеральном законодательстве, равно и несовершенство нормативно-правовых актов, регламентирующих применение золошлаков в хозяйственной деятельности, что никак не мотивирует предприятия использовать золошлаковые отходы, даже если при этом производство материалов выходит дешевле. Например, в Китае был введен прямой запрет использования природного минерального сырья в автодорожном строительстве при наличии строительных материалов техногенного происхождения. Статья 18 Федерального закона РФ «О недрах» дает такое же право нашим региональным властям, но носит скорее рекомендательный характер.

В 2011 году специалистами Кузбасского филиала СГК были разработаны технические условия на золошлаковые материалы, получаемые из осушенных естественным образом ЗШО. Главной «фишкой» кузбасских энергетиков в этом направлении стало производство (на предприятии при Беловской ГРЭС) уникальной алюмосиликатной микросферы, которая не только меняет свойства известных материалов, но и сама становится основой для производства новых. Микросфера нашла применение во многих отраслях промышленности, в том числе космическом комплексе. Но для ее создания используется только один вид золошлаков — легкая фракция золы уноса, которая составляет всего несколько процентов от общего объема складированных отходов.

По итогам 2014 года компанией было реализовано более 120 тысяч тонн материалов, полученных с использованием золошлаков.

Хотя, как считают в СГК, их использование вполне может и в Кузбассе иметь более широкий спектр. Например, по оценке Кузбасского центра дорожных исследований, при строительстве 1 километра автодороги может быть использовано до 20 000 тонн золошлаковых материалов. При этом цена золошлаковой смеси (с учетом доставки до потребителя) за 1 кубический метр дешевле песка в 2,5 раза.

Ссылаются в СГК и на положительный зарубежный опыт. Где использование в строительстве и других областях промышленности золошлаковых отходов и материалов носит массовый и обязательный характер. В том же Китае, например, все угольные станции окружены заводами по производству кирпича и блоков из золошлаковых отходов.

Некоторый бальзам на душу приверженцев использования золошлаков пролил на совещании гость из Москвы — заместитель исполнительного директора Национальной ассоциации производителей и потребителей золошлаковых отходов Андрей Николаев. Он сообщил, что его организация готова содействовать созданию нормативно-правовой базы по переводу золошлаковых отходов в материалы, а также подготовила поправки в федеральный закон «О недрах», позволяющие использовать при рекультивации отходы от сжигания угля.

По итогам совещания было решено определить пилотные проекты засыпки золошлаковых материалов в выработанное пространство карьеров и разрезов, провести работу по оценке территорий, подлежащих рекультивации. В администрации Кемерова планируется провести совещание по использованию золошлаков Ново-Кемеровской ТЭЦ (энергетики предлагают их задействовать при строительстве так называемого «Северного обхода» города Кемерово — федеральной трассы М-53 «Байкал»; по предварительным оценкам, это позволит сэкономить бюджету до 120 миллионов рублей, а энергетикам — на 800 тысяч тонн сократить общее накопление золошлаков в Кемерове; дорожники думают).

Александр Пономарёв