Обзор СМИ


Безугольная Сибирь: последствия «безуглеродных» реформ для Кузбасса непредсказуемы
23.03.2016


Новости Кемерово - Угольная энергогенерация в Сибири обеспечивает надежное снабжение жителей огромного региона россии электричеством и теплом. Однако недавно были озвучены предложения, которые могут подорвать эту ситуацию.

Как уже отмечали в нашей предыдущей публикации по данной теме, российский промышленник Олег Дерипаска озвучил предложение о создании в Восточной Сибири так называемой "безуглеродной зоны", предусматривающей переход на возобновляющие источники энергии и введение (для тепловой генерации) глобального "углеродного" налога размере $15 за тонну выбросов СО2 с перспективой повышения ставки.

Развитие внутреннего рынка?

Что же может случиться, если эта инициатива будет подержана властью? Лично для Дерипаски едва ли что-то изменится. В его распоряжении есть крупная гидрогенерация, которая досталась в наследство еще от Советского Союза. Но вот что станет с жителями всей Сибири, где, как известно, угольная генерации исторически является основой энергобезопасности?

Заявление о ведении дополнительного налога вызвало бурную реакцию в профессиональном сообществе, поскольку именно специалисты энергорынка понимают, к каким плачевным последствиям могут привести такие предложения.

В прессе уже выступил заместитель генерального директора московского Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. В интервью "Российской газете" известный московский специалист рассказал, что в настоящее время уголь переживает не лучшие времена. Отчасти это связано с падением цен на газ, и как следствие ростом его привлекательности для потенциальных потребителей. Часть электростанций в той же Европе отказываются от угля и переходят на газ. Но то Европа, где и морозов сибирских никогда не бывает, да и зима длится не 8-9 месяцев в году.

Поэтому, как считает Александр Григорьев, необходимо активнее работать с потребителями внутри самой России.

"Одним словом, спасение угольной промышленности только в развитии внутреннего рынка угля", – заявил изданию представитель руководства Института проблем естественных монополий.

Основа энергобезопасности страны

В свою очередь, одним из крупнейших потребителей угля на внутреннем рынке страны является угольная генерация. Поэтому энергетики разделяют озабоченность возможными изменениями в законодательстве, которые могут привести к необоснованному росту цен на уголь для тепловых электростанций. А это, как следствие, приведет к увеличению себестоимости производства электроэнергии и тепла, в том числе для населения сибирских регионов.

Для того, чтобы услышать профессиональное мнение по поводу предлагаемых изменений, редакция "МК в Кузбассе" обратилась за комментарием к директору Кузбасского филиала Сибирской генерирующей компании Юрию Шейбаку.

По словам топ-менеджера энергохолдинга, теплоэлектростанции которого работают в том числе и на территории Кемеровской области, отказ от угольной генерации может привести к непредсказуемым последствиям.

"Идея отказа от угольной генерации в пользу перехода на другие источники энергии непредсказуема по последствиям для жителей целых регионов и всего угольно-энергетического комплекса. В трудно прогнозируемых природных условиях Сибири и Дальнего Востока ориентация только на гидрогенерацию или возобновляемые источники электроэнергии ошибочна. В частности, начиная с конца 2014 года, весь 2015 год и начало текущего года в Сибири наблюдается маловодность, что привело к естественному сокращению возможности гидрогенерации и ее доли в балансе выработки и потребления электроэнергии. И именно угольные электростанции взяли на себя системную нагрузку, именно тепловые угольные электростанции, расположенные вблизи угольных месторождений, оказались востребованными и конкурентоспособными с газовой генерацией на рынке электроэнергии, а потому работали и продолжают работать на пределе мощности, и топливная составляющая здесь играет решающую роль", – сказал Юрий Шейбак.

Кроме того, по мнению руководителя СГК, "тепловая угольная генерация была и остается основным надежным источником не только электрической, но тепловой энергии, а также мощным инфраструктурным комплексом для угольных регионов, обеспечивающим функционирование и развитие ведущих отраслей промышленности.

С региональными энергетиками солидарны и в Минэнерго РФ. По мнению первого заместителя министра энергетики РФ Алексея Текслера, которое было озвучено журналистам портала newslab.ru, "предлагаемые меры по стимулированию перехода экономики региона в безуглеродную зону не являются оптимальным способом решения проблемы сокращения выброса парниковых газов и могут привести к неоправданному росту административной и финансовой нагрузки на региональный бизнес, росту социальной напряжённости".

Председатель Росуглепрофа Иван Мохначук в разговоре с журналистами был еще более категоричен, заявив, что остановка существующих добывающих предприятий и тепловых электростанций ради создания безуглеродной зоны повлечёт за собой кризис также в смежных отраслях. "Мы добываем уголь в 18 субъектах Российской Федерации, работаем в 26 субъектах, – пояснил он. – 26% всего грузооборота составляет уголь, на востоке страны – 60%. Что будет делать железная дорога со своей инфраструктурой и всем остальным?".

Как видно, если новые "реформаторские" идеи будут воплощены в жизнь, пострадают многие отрасли Сибири и Дальнего Востока. Да что отрасли, мы с вами… 

http://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=20786

Росинформуголь.

 


2024-МАЙНИНГ