Патриотизм + прагматизм + расчет
Межрегиональный кластер
Сергей Вильевич Магазов,
генеральный директор Сибирского научно-производственного объединения
В прошлом номере журнала мы рассказывали о большом интересе, который вызвал у специалистов-участников «Недели горняка-2016» рассказ о межрегиональном кластере, реально способном планомерно связать воедино экономику, производство, науку и образование. Причем объединить эти элементы не в отдельно взятом районе, а в масштабах страны. При этом — обеспечив скачкообразное развитие российской экономики и технологий.
Сегодня подробнее о возможностях предложенной модели рассказывает один из ее идеологов и создателей — Сергей Магазов, генеральный директор Сибирского научно-производственного объединения.
Об экономике
— В Кузбасс, окончив «Бауманку» (МВТУ им. Баумана — прим. Редакции), я вернулся в середине девяностых. В то время страну наводнили западные «консультанты», которые без лишней аргументации объясняли: все, что было сделано в стране за последние десятилетия, было ошибкой, которую надо немедленно исправлять.
По странному стечению обстоятельств, самой «большой ошибкой» оказалась отечественная промышленность. Наверное, поэтому быстро поднялись и закрепились люди, которые лучше всего умели… сдавать металлолом. Вот так, в утиль были отправлены уникальные станки и целые заводы. Нам говорили: «Сейчас главное — выжить», при этом по недальновидности или из корысти уничтожали то, за что страну ценили и уважали во всем мире: технику, технологии, целые отрасли, к примеру, — образование, прикладную науку, машиностроение.
Закрывая предприятия, сворачивая разработки, никто не думал о том, чем занять высвобождающихся квалифицированных специалистов, чтобы избежать деградации людей и экономики.
Нам говорили: «Рынок все расставит по своим местам», при этом не объясняя, откуда конкретно должны взяться «на расчищенном месте» новые предприятия и технологии. Вернее, откуда возьмутся сотни миллионов купюр в мировых валютах, чтобы построить даже самое необходимое и востребованное — к примеру, для Кузбасса — машиностроительные заводы, без которых самостоятельно развивать добычу того же угля весьма проблематично.
Многие советовали «не изобретать велосипед», а покупать готовые технологии и оборудование за рубежом.
Как оказалось, это возможно, но: такие поставки ставят предприятия (и страну!) в полную зависимость от поставщика (цены, качество, наличие). Введение санкций показало, насколько хрупким является такое «благополучие» для России. Кроме того, западные страны могут в любой момент ограничить или полностью запретить поставку в Россию любых критически важных машиностроительных компонентов. После введения санкций уже ощущается дефицит многих образцов продукции, которую сами производить мы, увы, перестали.
Это минусы. Попробуем найти плюсы.
В период мировой глобализации существенные капитальные вложения осуществлялись в виде финансирования сделок по слияниям и поглощениям. Соответственно, большие средства тратились ведущими мировыми игроками на приобретение конкурентов и уменьшение конкуренции в своих отраслях. Модернизировать, тем более перевести полностью на новые технологии такие крупные компании очень проблематично — здесь эффект масштаба играет отрицательную роль. У России в такой ситуации появляется уникальный шанс: так как нам все равно приходится создавать многое практически заново, то мы можем сразу это сделать на базовых технологиях, опережающих зарубежные.
В России накоплен существенный инновационный технический потенциал, который не задействован в полной мере из-за отсутствия необходимой и современной производственной базы для его реализации.
В последние годы много внимания уделяется переходу на инновационный путь развития страны: проходят форумы и совещания, разрабатываются регламентирующие документы, создается инфраструктура… Я считаю, что самая лучшая инновационная инфраструктура — работающие промышленные предприятия.
Да, на первом этапе нам придется закупать импортные средства производства — чтобы начать производить свои. А дальше…
О комплектующих
Понятно, что невозможно объять необъятное, надо выстроить приоритетную последовательность.
Давайте разберемся: что лежит в основе всего? С детства нас стимулировали к развитию творческих способностей сборкой конструкторов (набор стандартных деталей): увлекательное занятие для «юных творцов»: полезен и процесс и конечный продукт.
Во «взрослой жизни» у промышленности тоже есть стандартные детали, наличие и качество которых определяют уровень практически любого машиностроительного изделия.
Даже не говоря пока о запуске космических ракет и перевооружении армии, возьмем наши кузбасские разрезы и шахты. Чтобы они бесперебойно обеспечивали местами людей, приносили прибыль, нужны машины, техника, конвейеры. При всем разнообразии в ее основе лежат ключевые комплектующие: качественные металлы и сплавы, редукторы, двигатели, подшипники. Чтобы создать, например, такую деталь, как подшипник (и заставить работать коробки передач, трансмиссии, двигатели, ролики на конвейере и многое другое), нужны специальные металлы и сплавы, технологии и кадры, научные исследования.
Недаром «компонентные» заводы стояли первыми в списке на уничтожение: без хорошего подшипника и ракета в цель не полетит, и машина долго не прослужит, и конвейеры будут простаивать.
Появятся такие современные заводы — понадобится решить множество больших и мелких технических задач, вот они — конкретные запросы ученым. Появятся производственные базы — восстановится среднетехническое образование, снова начнет цениться высшее инженерное.
О главном
Что предлагает Сибирское НПО?
Формирование нового сквозного технологического уклада на базе самых современных разработок: нужно создавать технологические цепочки путем строительства промышленных предприятий, работающих в единой технологической связке, начиная от металлургии и заканчивая выпуском сложной машиностроительной продукции (подшипники, редукторы, двигатели и прочее).
Имея современные качественные комплектующие, собрать из них то, что необходимо, не так сложно.
Предлагаемый подход позволит создать универсальные предприятия по разработке и выпуску ширококомпонентой номенклатуры, реально конкурирующей с ведущими мировыми структурами, а государство получит право в приоритетном порядке регулировать распространение технологий: оборона — гражданская продукция — народное хозяйство — продажа другим странам.
Что нужно сделать на первом этапе? Создать по такому принципу первые предприятия, обкатать производственные технологии и передать их тем, кто захочет присоединиться: рынок настолько емок, что места в нем хватит всем.
О моменте
«Идея хороша, — можете сказать мне вы, — но ведь это всего лишь идея?»
Идея просчитана и одобрена учеными и производственниками, идет выпуск продукции на собственной базе и у компаний — заказчиков технологий.
Например, в декабре подписано соглашение на разработку нашими специалистами главной гипоидной передачи автомобилей премиум класса BMW.
Машиностроительный инжиниринговый блок находится в Томске, здесь мы уже сейчас выпускаем некоторые современные комплектующие. Например, специалистами участника нашего объединения ЗАО «Технология маркет» под руководством уникального человека Виктора Владимировича Становского разработан новый вид эксцентриково-циклоидного зацепления зубчатых колес, передаваемый момент которого почти в 2 раза превосходит эвольвентные передачи, не уступая им по КПД. На базе ЭЦ-зацепления возможно изготовление практически любого редуктора (соосного, с параллельными, пересекающимися и перекрещивающимися валами, реечных передач для механизмов линейного перемещения).
При производстве сложных изделий от автомобилей до вертолетов используются наши разработки. Среди зарубежных заказчиков — к примеру, компании «BMW» и «БелАЗ», NASA, производители редукторов (SEW-Evrodrive), железнодорожные предприятия; в России — предприятия нефтегазовой и атомной промышленности (АО «Тяжмаш»), тяжелой промышленности (ИЗ-КАРТЭКС), авиационные предприятия (ООО «ХелиВэйл», ООО «Авиарешения»).
Главные передачи для «БелАЗа» прошли стендовые испытания с рекомендацией к применению, сейчас испытываются в реальных условиях на кузбасских угольных предприятиях.
Кстати, с Виктором Становским мы познакомились и начали внедрять первые идеи на действующем предприятии в 2005 году, когда «реанимировали» Томский подшипниковый завод: первоначально нашу идеологию модернизации машиностроительной отрасли мы планировали базировать на существующих мощностях.
Как уже говорилось выше, на действующем предприятии довольно быстро удается воплотить любую идею в опытный образец и оценить перспективу его перевода в серийную продукцию.
Небольшое отступление: людям с «металлоломным мышлением» постоянно нужна «свежая кровь» — столкнувшись с откровенным рейдерством, мы потеряли производственные активы (но это тема отдельного разговора).
В настоящее время в собственность приобретен земельный участок за чертой города Томск, где планируется размещение технопарка по машиностроительной тематике объединения. Так что подшипниковый проект будем теперь реанимировать «в чистом поле».
В рамках данного проекта планируются к выпуску шариковые радиальные и радиально упорные подшипники 5-го и 6-го классов точности и с уровнем шума и вибраций Ш2-Ш3 для всех отраслей машиностроительного комплекса: автомобилестроение, станкостроение, электротехническая, сельхозмашиностроение и другие. В настоящее время подшипники аналогичного уровня качества серийно в данной номенклатуре на территории России не производятся.
Разработан проект металлургического производства по принципиально новой безотходной технологии, позволяющей без сушки и обогащения перерабатывать «бедные» руды, промышленные и твердобытовые отходы. Аналогов в мире технология не имеет, защищена несколькими десятками российских и международных патентов. Основой являются агрегаты, позволяющие за один технологический цикл одновременно получать пять видов продукции (чугун, ферромарганец, оксиды РЗЭ, силикаты и электроэнергию). Данные агрегаты по производительности в 5-7 раз превосходят лучшие зарубежные аналоги и позволяют получать продукцию с низкой себестоимостью, например, чугун в 2,5 раза дешевле по сравнению с применяемыми сейчас технологиями.
Реализация данного проекта позволит решить не только экономические, но и экологические проблемы многих промышленных регионов и выводит металлургию России на 6-й уровень промышленных технологий. В настоящее время не более 40 процентов промышленных предприятий страны работают только на 4-м промышленном уровне.
Применительно к «сквозной компонентной модели» — первое подобное металлургическое предприятие будет ориентировано на получение стали для подшипникового и редукторного заводов: такая «индивидуализация» металлургического производства в интересах потребителя позволит эффективно управлять затратами всей технологической цепочки и, соответственно, улучшить экономику всех участников и партнеров объединения.
СПРАВКА:
Мировой рынок редукторостроения и двигателестроения — около триллиона долларов, металла — порядка 2 триллионов долларов США (52% из которых приходится на рынок стали). Рынок подшипниковой отрасли имеет емкость порядка 95 миллиардов долларов в год и по результатам исследования, проведенного Reportlinker.com, мировой спрос на подшипники будет расти примерно на 8% ежегодно. Пока этот «пирог» делится без нас. Но мы можем изменить ситуацию и существенно перестроить структуру поступлений от экспорта, добавив к доходам от продажи углеводородов выручку от реализации высокотехнологичной продукции.
Светлана Сергеева