Копаем вглубь
Статистика бесстрастно констатирует: с каждым годом горняки Кузбасса наращивают добычу
Начиная с 2013-го, ежегодно перешагивают 200-миллионный рубеж добычи. В 2015 году добыли на-гора 215 миллионов тонн угля. В 2016 году ожидается рост добычи угля на уровне 219–222 миллионов тонн. В дальнейших планах — увеличить добычу до 270-300 миллионов.
При таком подходе разведанные запасы черного золота истощатся через несколько десятилетий, а это значит — нужны глобальные, финансируемые государством геологоразведочные работы. Есть ли, что искать? Безусловно: запасы каменного угля в регионе оцениваются в 760 миллиардов тонн, из которых 248 миллиардов тонн приходится на особо ценные коксующиеся марки. К сожалению, большинство залежей находится на глубине порядка 1800 метров, поэтому добывать его сложно и дорого.
В соответствии с законодательством, заниматься геологоразведкой должен недропользователь: самостоятельно собрать и оформить документы, принять участие в аукционе, получить лицензию на месторождение.
Но получение лицензии на освоение недр — лишь первый шаг на пути к «черному золоту». Государство, например, может выделить участки для добычи полезных ископаемых, но при этом земельный отвод не дает. То есть недропользователь может извлекать все, что находится под землей, не имея при этом права распоряжаться тем, что находится на поверхности. А ведь земля над участком недр может являться охраняемой природной территорией, находиться в аренде или быть частной собственностью. Вот потому-то, прежде чем начинать разработку и строительство необходимых для добычи объектов инфраструктуры, недропользователь должен самостоятельно решить вопрос оформления земельного участка.
Эта процедура значительно усложняется, если вблизи месторождений находятся населенные пункты. Учитывая, что Беловский, Прокопьевский и Киселевский районы, на территории которых находятся значительные запасы угля, довольно густо заселены, забот собственникам еще прибавляется. Приходится, как минимум, переселить людей за границы горных работ (что предусматривает предоставление жилья). Чтобы сэкономить, собственники решают проблему формальным сведением к минимуму величины санитарно-защитной зоны. Понятно, что это не есть хорошо для «соседей».
Чтобы избежать «сюрпризов», многие недропользователи создают собственные геологоразведочные подразделения и выражают готовность проводить разведочные и проектные работы на распределенных участках даже с опережением сроков, указанных в лицензиях.
По данным Управления по недропользованию по Кемеровской области, в минувшем году в регионе состоялось 22 аукциона, в том числе 13 — по участкам каменного угля.
В этом году, на момент написания статьи, одни торги считаются состоявшимися, одни отменены, два аукциона — на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи каменного угля — в Ленинском и Макарьевском Северном каменноугольных месторождениях — объявлены.
По итогам торгов, проведенных в Кузбассе в 2015 году, в федеральный бюджет перечислено порядка 1,6 миллиарда рублей, что примерно соответствует и уровню 2014 года. Можно констатировать: интерес к приобретению новых участков стабилен.
За два года Кузбасснедра распределили шесть участков, «довеском» к которым стали старые шахты. Участки в этом случае шли в качестве «компенсации» затрат приобретателя на ликвидационные работы. Такие предприятия расположены в основном на территории Прокопьевска и Киселевска: это, к примеру, участок «Восточный-1» Нарыкского месторождения (с шахтой «Зиминка»); участок «Перспективный» Соколовского и Евтинского месторождения (с шахтой «Красногорская»); участок «Чернокалтанский» («Коксовая-2»), участки с прокопьевскими шахтами «Зенковская», «Ворошилова», «Киселевская», шахта им. Дзержинского с участком «Кушеяковский Новый», на очереди — шахтоуправление «Анжерское».
При распределении таких участков в случае отступления от программы поэтапной ликвидации убыточных шахт лицензия может быть отозвана контролирующими органами, к слову, как и у тех собственников, кто нарушает условия пользования недрами.
Кроме того, в процесс принятия решения о выделении земель под угольные предприятия все чаще вмешиваются общественное мнение и здравый смысл.
Так случилось, например, в случае с аукционом по угольному участку Таргайский, по которому Сибнедра подготовили аукцион, но общественность (людей поддержал и губернатор) высказалась резко против, поскольку «разработка месторождения приведет к непоправимому экологическому ущербу и негативно повлияет на качество жизни кузбассовцев»: участок расположен вблизи населенных пунктов и массовых мест отдыха жителей Новокузнецка (недалеко расположен дом отдыха «Таргайский», рассчитанный почти на тысячу отдыхающих, садовые общества и участок федеральной трассы Новокузнецк — Кузедеево — Бийск, которая является основной транзитной дорогой для туристов курорта «Шерегеш»).
Нина Вашлаева, в недавнем прошлом вице-губернатор Кемеровской области по природным ресурсам и экологии, в интервью «Интерфаксу» пояснила, что противоречий между требованиями ограничивать добычу и вводить новые мощности нет:
— Часть мощностей будет выбывать, часть — строиться.
Таким образом, можно будет регулировать добычу с учетом спроса.
Светлана Сергеева