Владлен Ялевский: «Невоможное – возможно!»
29 мая Владлену Ялевскому исполнилось бы 90 лет
С именем Героя Социалистического Труда Владлена Ялевского связана целая эпоха трудовых побед в истории Распадской угольной компании. 29 мая ему бы исполнилось 90 лет
Не наговориться, а решить!
Генеральным директором «Южкузбассугля» Ялевский работал с 1978 по 1985 годы. В тот период на шахтах южного Кузбасса развилось и окрепло движение бригад-миллионеров: на всю область, а потом и на всю страну заявили о себе знаменитые бригады Геннадия Смирнова на шахте «Юбилейная», первого миллионера страны, работающего в этом режиме 7 лет подряд, Егора Дроздецкого на «Нагорной», Владимира Бардышева на «Новокузнецкой», Бориса Старунова на «Капитальной» и других. Всем этим бригадирам присвоены звания Героев Социалистического Труда.
На предприятиях «Южкузбассугля» стабильно устанавливались всесоюзные, всекузбасские рекорды. Доброй традицией стало досрочное выполнение годовых и пятилетних планов как коллективами бригад и участков, так и предприятиями.
Осваивались новые технологии угледобычи, в частности — развороты механизированных комплексов на 180 градусов. Впервые этот эксперимент был проведен на шахте «Новокузнецкая» — бригада Героя Социалистического Труда Владимира Бардышева успешно развернула комплекс КМ-81. Новая технология отработки выемочных полей обеспечила возможность работы бригады без разрыва очистного фронта, позволив выполнить социалистические обязательства по добыче 1 миллиона тонн угля в год.
И это далеко не полный перечень трудовых побед горняков «Южкузбассугля» в эпоху, которой в компании уже давно присвоено имя «Эпохи Ялевского».
Не зря Владлена Даниловича считают своим учителем многие из нынешних руководителей угольных предприятий.
В годы руководства институтом «Кузбассконверсуголь», занимаясь вопросами технического перевооружения современного угольного производства, Владлен Ялевский дал интервью, в котором рассказал о своей работе в «Южкузбассугле»:
— Наша угольная компания всегда была ведущей в Кузбассе с точки зрения технических, организационных и иных новшеств. Ее всегда отличала целеустремленность. Я бы сказал, что это самая интеллектуальная компания в Кузбассе, которая использовала все последние достижения науки. Наш лозунг был — не наговориться, а решить! Это характеризовало весь аппарат компании. Эта традиция, особенность культуры управления сохраняется и развивается и сейчас.
Благодаря Ялевскому на шахтах «Южкузбассугля» внедрялась и успешно работала самая современная техника. Владлен Данилович умел до тонкостей разбираться в любом вопросе и находить верные решения. Все это в сочетании с грамотной кадровой политикой, умелым руководством давало высокие производственные показатели.
Своя школа
Работе с кадрами в «Южкузбассугле» всегда уделяли большое внимание. Вот как рассказывал об этом Владлен Ялевский:
— Если видели, что на шахте кто-то проявляет активность (в первую очередь это, конечно, касалось молодежи), того немедленно брали на учет, отрывали от работы и направляли на стажировку на крупные предприятия, где можно было получить полезные сведения и опыт. Затем в «Южкузбассугле» возникла постоянно действующая школа, где и готовились кадры. Проводились научно-технические конференции молодых специалистов, совершенствовалась деятельность спецаппарата объединения — все это способствовало повышению уровня знаний инженерно-технических и руководящих кадров.
«Южкузбассуголь» стал настоящей кузницей кадров для Кузбасса, других регионов России, Москвы. Его сотрудники возглавили угольные объединения в Кузбассе, других регионах, работали в Росугле, во властных структурах области.
Дальновидный командир
До 1978 года в течение 15 лет Ялевский возглавлял коллектив шахты «Зыряновская», который в 1971 году за большие трудовые заслуги по итогам VIII пятилетки был награжден орденом Ленина, а Владлену Даниловичу присвоили звание Героя Социалистического Труда.
— На «Зыряновской» Владлен был поистине легендарной личностью, — вспоминает брат Валентин Ялевский, ветеран труда «Южкузбассугля». — Плановики и нормировщики удивлялись: «Директор в уме считает быстрее, чем мы на калькуляторе». Помню такой случай. Был я как-то ответственным дежурным по шахте, а в лаве заклинило цепь на лавном конвейере. Пошел разбираться. Народ на нижнем сопряжении раскачивает привод. Результат нулевой. Пригорюнился, а тут еще один из молодых работников говорит мне: «Эх, Владлена бы Даниловича сюда... Была у нас однажды такая же ситуация. Пришел твой брат. Прошелся по лаве, потом остановился, топнул ногой и сказал: «Здесь!». Мы не поверили, но вкладные рештаки в этом месте сняли. И точно — здесь, в этом месте цепь порвалась и зацепилась…» Вздохнул я и говорю: «Что делать, мужики: я, конечно, Ялевский, но не Владлен Данилович. Придется нам, видимо, с лавным повозиться…».
Владлен Ялевский глубоко понимал процессы производства и экономики, и это делало его дальновидным командиром производственного объединения «Южкузбассуголь». Вот что пишет бывший начальник отдела руководящих кадров объединения Валентина Каледина: «Он отличался способностью искренне воодушевлять подчиненных ему людей на своевременное и эффективное решение задач по внедрению и использованию рациональной техники и технологии во всех звеньях технологического процесса. Уделял серьезное внимание созданию безопасных и комфортных условий труда, совершенствованию организации высокопроизводительной работы, постоянному повышению уровня заработной платы и жилищных условий трудящихся. Под его руководством продолжилась работа по техническому перевооружению шахт, совершенствованию технологии и организации угольного производства».
Можешь сделать что-то доброе — делай
Каким был Владлен Ялевский помимо работы?
Будучи смышленым ребенком, он сразу пошел во второй класс школы. А учась в девятом, сдал экзамены за десятый класс и в 1941 году получил аттестат об окончании школы №1 города Осинники. В Томский политехнический институт поступил в 15 лет, но учиться долго не пришлось. Началась война, отца призвали в армию, и Владлену пришлось думать о том, как прокормить огромную семью: пятерых своих и шестерых эвакуированных родственников. Мать стала продавать вещи, Владлен начал работать на вокзале носильщиком, грузчиком, разнорабочим. И только когда по указанию наркома Вахрушева в 1943 году отец был отозван из армии и направлен на работу в Тулу, Владлен смог продолжить учебу, но уже на первом курсе Московского горного института.
— Женился брат рано, в 18 лет, по любви с первого взгляда. Он всю жизнь любил одну женщину — свою жену Галину, — рассказывает Валентин Ялевский. — После того как ее не стало, на прикроватной тумбочке у Владлена появилась фотография: молодая, красивая, большеглазая девушка чему-то улыбается на фоне цветущего яблоневого сада. Мне кажется, что поэт, написавший: «Есть такая любовь, та, что жизни длинней», написал это о Владлене и Галине.
Владлен любил музыку, имел хороший слух. Любил петь и обладал хорошим голосом.
— Мой брат всегда придерживался правила: можешь сделать что-то доброе — делай, — рассказывает Валентин Ялевский. — Одна женщина, живущая в Абашеве, рассказывала мне, как на протяжении многих лет Владлен Данилович поддерживал ее семью с мужем-инвалидом первой группы. Шахта «Зыряновская» дала им квартиру. Оказалось, что на коляске в ванную комнату невозможно въехать. Женщина сказала об этом Ялевскому. На другой день пришли рабочие стройгруппы и расширили дверной проем. Эту подробность вряд ли помнил Владлен. Но та женщина до сих пор помнит о внимании и чуткости к ее семье.
— Он был хорошим сыном, хорошим братом и просто хорошим человеком, очень волевым и целеустремленным, — говорит Валентин Данилович. — У него был свой взгляд на многие вещи. Например, он верил, что многие тяжелые болезни можно вылечить, имея силу воли, что человек при желании может изменить привычную для себя жизнь. Одним из его излюбленных афоризмов был такой: «Невозможное — возможно!». Этими словами он руководствовался в жизни и очень хотел, чтобы ими руководствовались другие.
До самых последних своих дней Владлен Данилович интересовался работой «Южкузбассугля», радовался его успехам. «Я убежден, что компания по-прежнему будет лучшей в Кузбассе, в ней будут в первую очередь реализованы все новации, новые формы производственных отношений», — говорил он.
— Я часто думаю, как работал бы Владлен Данилович сегодня, и прихожу к мысли: а ничего бы в стиле его работы не изменилось, — уверен Валентин Ялевский. — Как и раньше, он стремился бы привить людям чувство гордости за свое предприятие, чувство хозяина.
В одном из своих интервью Владлен Данилович вспоминал: «Иногда видел, как наши рабочие водят по АБК своих знакомых, с гордостью что-то показывают им, рассказывают о шахте. В таких случаях, проходя мимо, я особенно приветливо здороваюсь с ними и чувствую глубокое удовлетворение».
По материалам газеты «Горняцкая солидарность»