Обзор СМИ


Не дать стране угля
14.09.2016


КП - Далеко от Сибири до Парижа. До Нью-Йорка и Вашингтона - еще дальше. Трудно докричаться, нелегко услышать. Особенно сильно это чувствуется, когда к нашим суровым условиям приходится приспосабливать решения высоких международных форумов, расположенных за океаном или в благополучной Европе. Сплошь и рядом они вроде бы демонстрируют «прекрасные порывы», а до нас долетает в итоге короткое и отчетливое: «Души!»

 Так, скорее всего, получится и с недавно принятым Парижским климатическим соглашением, которое призвано бороться с глобальными изменениями климата на планете. Оно вступит в силу, если до 17 апреля 2017 г. его ратифицируют не менее 55% стран, на которые приходится 55% выбросов парниковых газов. Россия к соглашению уже присоединилась, несмотря на многочисленные возражения ученых, экономистов и общественности. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев задолго до ратификации этого документа выступал с аргументированной критикой его положений во властных структурах и отраслевых сообществах, с трибун международных форумов.

 - Главный наш аргумент против - то, что Парижское соглашение дает возможность ввести так называемый углеродный сбор для стран - экспортеров нефти, газа и угля в размере 15 долларов за тонну парниковых газов в пересчете на СО2, - поясняет позицию правительства Кузбасса заместитель губернатора Дмитрий Исламов. - Деньги планируется через специальный Зеленый фонд направлять на нужды слаборазвитых стран, страдающих от изменений климата. Однако «почему-то» никто не задумался, что при этом на уровень какого-нибудь нищего африканского государства будут отброшены крупнейшие промышленные регионы России - и угледобывающий Кузбасс в первую очередь. Многие наши предприятия не выдержат финансового бремени и просто разорятся. Что дальше - представить несложно: рост безработицы, безвыходная ситуация в моногородах, социальная напряженность... В общем, Великая Депрессия в самых стратегически важных точках страны вместо роста и развития.

 

 Дмитрий Исламов приводит цифры: только на шахтах Кузбасса занято 88 тысяч человек, с учетом вспомогательного персонала на поверхности - более 110 тысяч. Еще около полумиллиона плюс члены их семей так или иначе связаны с угольной отраслью, поскольку работают в сфере энергетики, строительства, горного машиностроения и т. д. В Кемеровской области 18 «угольных» моногородов - это более 1,5 млн. человек, или 60% жителей региона.

 Уголь - главное «топливо» в кузбасском бюджете. Теперь это станет наказуемо. Предприятиям отрасли придется отдать немалую дань за свои 85 - 88 млн. тонн парниковых газов (платит тот, кто производит топливо, а не конечный потребитель, в Париже и Нью-Йорке «справедливость» понимают так). Сумма отчислений в Зеленый фонд (на пока не слишком-то понятные цели) составит в год около 1,32 млрд. долларов. Для Кузбасса это станет настоящей катастрофой. Из-за падения цен на мировом рынке угля его предприятия и так едва сводят концы с концами. Сейчас придется экономить на всем, прежде всего на социалке, поддержке ветеранов, детей, инвалидов и малоимущих. Одновременно, предсказывают эксперты, неизбежен рост тарифов на электроэнергию примерно в 2,5 - 3 раза, поскольку энергетика Кузбасса работает все на том же угле. Значит, резко вырастут цены практически на все товары и услуги.

 - Когда людей загоняют в угол, их реакцию представить несложно, - говорит г-н Исламов. - В тяжелейшие для всех 90-е годы ценой огромных усилий нам удалось не допустить социального взрыва. Но сейчас такая опасность возвращается. Игнорировать ее нельзя

 За рубежом возражения российской стороны демонстративно «не слышат» (несчастьям сильного конкурента на рынке не сочувствуют никогда). Однако правительство РФ, как стало известно на днях, все-таки отказалось от проекта «безуглеродной» Сибири. Но радоваться пока рано: это лишь полумера на фоне прочего негатива.

 - Австралия в 2012 г. ввела углеродный сбор, а в 2014-м отменила, - поясняет Дмитрий Исламов. - Даже для столь богатой страны, одного из крупнейших экспортеров угля, социальная нагрузка оказалась непомерной. Экологии при этом помочь так и не удалось, примеры Австралии и США доказывают, что «безуглеродная» стратегия неэффективна. Да и сам тезис о «глобальном потеплении» из-за промышленных выбросов многие ученые считают откровенным пиаром. Массу вопросов вызывает система подсчета суммы сборов (сибирская тундра и болота согласно этой системе вообще не поглощают СО2). Зато в логику антироссийских санкций новые поборы вписываются прекрасно. В наших ли интересах следовать ей - другой вопрос. И ответ на него очевиден.

http://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=21635

Росинформуголь.

 


2024-МАЙНИНГ