Обзор СМИ


Создавая машиностроение будущего
26.09.2016


Авант-Партнер - В условиях сегодняшних экономических реалий Ассоциация машиностроителей Кузбасса (АМК) вынуждена реагировать на все вызовы времени, стараться помочь предприятиям сориентироваться, изучить рынки, решить вопросы с источниками финансирования своих проектов и многое другое. При этом акцент делается на новые технологии, способные развить машиностроение будущего. О задачах, которые приходится решать региональному объединению машиностроителей рассказывает директор НО АМК Сергей Никитенко.

– Сергей Михайлович, какие направления в работе Ассоциации машиностроителей Кузбасса оказались наиболее актуальными за последний год? Итоги этой деятельности?

 – Ассоциация машиностроителей Кузбасса – это живой организм. Как и любой другой живой организм, он меняется в зависимости от внешних условий. Например, ввели санкции против России, и на рынке появляются пустоты. Для компаний, которые хотят развиваться, это позитивный момент, и его необходимо использовать. На этом фоне можно выделить следующие основные направления.

 Во-первых, это работа Технического комитета (ТК) 269 «Горное дело». Напомню, что полтора года назад, по инициативе Министерства энергетики РФ, ТК 269 из Москвы был перенесен в Кемеровскую область с организацией секретариата комитета на базе НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса». Акцент был поставлен на то, чтобы привлечь в состав комитета, в первую очередь, добывающие компании. Это важно, так как угольные предприятия – основные заказчики машиностроения, и именно они формируют требования к новым видам оборудования, в том числе к импортозамещающим моделям. У нас это получилось. Заключили договоры, и теперь угольщики совместно с машиностроителями формируют технические стандарты для новых видов оборудования, которое готовятся выпускать наши заводы.

 Второе направление, развитие инжиниринговых услуг. Ассоциация совместно с Институтом угля ФИЦ УУХ СО РАН и ООО «Кузбасский центр сварки и контроля» учредило специальное предприятие ООО «Инновационные Технологии и Промышленный Инжиниринг» («ИнТехПромИнжиниринг»), которое разрабатывает высокотехнологичную продукцию и услуги. Сложилась реальная практика по оказанию инжиниринговых услуг шахтам по посадке кровли. Институт угля ФИЦ УУХ СО РАН разработал технологию направленного гидроразрыва для обрушения кровли. Неконтролируемые обрушения кровли в шахтах в последние годы становятся причиной многих аварий, в том числе и в Кузбассе. Новая разработка позволяет взять этот процесс под контроль и вести его в безопасном режиме. Институт угля оказывает эту услугу совместно с ООО «ИнтехПромИнжиниринг», которое изготавливает необходимое для реализации этого способа оборудование и оснастку, а также обеспечивает технологическую часть операции. По сути, шахты отдают на аутсорсинг один из этапов технологического процесса в руки специалистов инжиниринговой компании и ученых. При этом машиностроительная составляющая – комплекс оборудования, благодаря которому можно эту услугу оказать.

 Это новый вид оборудования. Оно запатентовано. Наша разработка может реализовываться, как поставка услуги или оборудования, технологии не только на шахты Кузбасса, но и в другие регионы и страны (Индия, Грузия, Индонезия), где такие же условия залегания угольных пластов.

 Третье направление, услуги по восстановлению элементов горнодобывающего оборудования, которое раньше находилось на сервисном обслуживании у иностранных компаний. Из-за санкций и изменения курса рубля по отношению к доллару США закупать ремонтные услуги такого характера и комплектующие зарубежных марок стало очень дорого. В этих условиях иностранные производители обратили внимание на российский внутренний рынок, и теперь мы оказываем такого рода услуги, благодаря наличию у нас новых видов изделий и материалов для обработки металлов.  Согласно запросам компаний, мы разрабатываем новые технологии, связанные со сваркой, с восстановлением, обработкой, упрочнением и пр., чтобы вернуть к жизни дорогостоящие элементы оборудования и не закупать новые.

 Четвёртое направление, АМК занимается рынком машиностроительной продукции. Но, мы не пытаемся торговать уже имеющейся на рынке продукцией, а продвигаем экспериментальные образцы новых видов техники, которые могут стать серийной продукцией машзаводов и, которые можно будет продавать как в другие регионы, так и в другие страны. Например, новый вид крепи – механизированная крепь с управляемым площадным выпуском для отработки мощных пологих и наклонных угольных пластов («шагающая крепь»). В разработке участвуют сразу несколько крупных компаний, в том числе зарубежных. Предварительно мы изучили потенциальный рынок (Белоруссия, Грузия, Индия, Индонезия), где условия эксплуатации подобны кузбасским, и видим, что наши предложения привлекательны за рубежом. Смотрим за развитием Кузнецкого угольного бассейна и Тувы, которые пока ориентируются на импортную технику, но, в плане  импортозамещения, готовы использовать отечественные разработки. Другими словами, мы занимаемся перспективным рынком, изучая его и  делая выводы, какие новые изделия можно изготавливать на наших заводах.

 Под эту работу в АМК выделяется ещё одно направление: подготовка заявок на привлечение федеральных денежных средств для изготовления экспериментальных опытных образцов, проведения их испытания и запуска в серийное производство. Таких проектов у нас несколько. 

– Многие проекты АМК реализует совместно с Институтом угля ФИЦ УУХ СО РАН. Чем обусловлено такое сотрудничество?

  – Ассоциация объединяет не только машиностроительные предприятия. В неё входят также научные и образовательные организации, которые ориентируются на рынок машиностроения. Институт угля является одним из таких членов АМК. Совместно с ним мы реализуем крупные проекты регионального масштаба, касающиеся смены технологий, добычи, транспортировки и переработки угля. Эти технологии могут быть выведены на рынок в качестве новых видов оборудования. Вместе со специалистами Института угля мы посещаем шахты и разрезы, решаем задачи по технологиям добычи. Институт имеет лабораторию машиноведения, которая разрабатывает конструкцию новых механизмов для добычи из крутых и пологих пластов. Изготавливаются опытные образцы, затем они проходят испытания. Пока появится первый опытный образец, пройдет полтора – три года, но это заведомо востребованные разработки, потому что спрос на них предварительно изучен на рынке, а значит, у машиностроительных предприятий не будет больших рисков, связанных с отсутствием спроса на новую продукцию. Лучшим индикатором нашей работы является то, что главные инженеры и технологи шахт приезжают в Институт угля, рассказывают о своих проблемах, задают вопросы, получают ответы. 

– Какую роль  Ассоциация играет в развитии государственно-частного партнерства (ГЧП) в машиностроительной отрасли Кузбасса?

 – Мы «приводим» сюда федеральные деньги, которые даются в регионы частному бизнесу. В условиях многих конкурсов на государственное субсидирование оговаривается, что одним из документов должно быть официальное письмо поддержки от местных органов власти, которые смотрят, интересен ли проект региону. Второе письмо требуется от профильного министерства. В нашем случае это Минэнерго и Минпромторг. Данные структуры ведут политику импортозамещения. Если новая разработка машиностроителей направлена на импортозамещение, дают письмо, подтверждающее их поддержку. Предприятия получают дополнительное финансирование своих проектов из федерального бюджета. Таким образом, работает один из принципов ГЧП, когда складываются государственные и частные деньги.

 В своё время руководители предприятий, входящих в ассоциацию, выступили с инициативой формирования  Территориального сводного заказа, задача которого сконцентрировать внимание местных органов власти на том, чтобы горнодобывающие компании, работающие в Кузбассе, приоритетно размещали заказы на горнодобывающее оборудование на наших машиностроительных заводах.  Ведь государственный вклад может быть не только финансовый и административный. У нас в регионе есть хорошая практика заключения Соглашений о социальном партнерстве, это и есть один из принципов государственно-частного партнерства. Мы предлагаем сюда добавлять научную составляющую: новые технологии, новые рынки, новое оборудование. Цель этого направления в нашей работе – стабилизация экономики машиностроительных заводов, увеличение объёмов производства. 

– В начале этого года при поддержке АМК и администрации Кемеровской области кузбасские специалисты побывали на международном семинаре в Индии, удалось наладить контакты. Как сейчас продвигается диалог с индийскими партнерами? В каких еще направлениях, кроме Индии, работаете и каковы перспективы для экспорта нашей машиностроительной продукции сегодня?

 – Мы создаем новые виды техники, которые могут применяться не только на региональном, но и на международном рынке. Это очень серьёзная и важная задача. Нам, действительно удалось наладить контакты с индийской компанией CoalIndiaLimited (CIL). Весной следующего года запланирован приезд в Кемеровскую область индийской делегации. Специалисты  CIL хотят посмотреть наши технологии. Готовится подписание меморандума – обязательного процедурного документа в международной практике. При этом речь идет не только о поставке продукции. Визиты в Индию, Индонезию и Грузию показали, что в этих странах есть запрос на наших специалистов и подготовку их специалистов здесь. Есть заинтересованность в наших услугах, касающихся добычи, переработки и транспортировки угля, то есть это будет экспорт не только оборудования, но и услуг. Как только подпишем контракты, к процессу смогут подключиться сами предприятия. Если АМК не будет заниматься этими вопросами, мы вряд ли увидим продукцию кузбасских машиностроителей на международном рынке.

– Кстати о будущем. Каковы планы Ассоциации на ближайший год?

 – Никаких резких движений влево или вправо не предвидится. АМК создавалась для решения определённых задач. Они обозначены. Одно из главных направлений, в котором мы продолжим работать – это защита внутреннего рынка и его расширение для местных производителей. Будем продолжать общаться с Российским Союзом промышленников и предпринимателей, будем «прощупывать» рынки зарубежных стран. Каждому заводу по отдельности сложно выйти на международный рынок. И дело не в том, что завод не способен, захочет – выйдет. Но возьмём такой пример. Приезжают на зарубежную шахту 8 наших производителей и начинают конкурировать друг с другом на торгах. При этом один производит буровой станок, другой – инструмент, третий – редукторы и так далее, а шахта должна работать в комплексе. Поэтому заводы должны объединиться и поставлять комплексные технические решения, которые способна дать только наука. Без новых решений таких, какие дает, например, Институт угля, без кооперации заводов по комплексной поставке оборудования под одним флагом, решение этого вопроса не возможно. 

– Вывод: нужно объединять усилия.  Сейчас приближается очередной профессиональный праздник – День машиностроителя, который, как раз, объединяет людей этой профессии. Что Вы хотели бы пожелать машиностроителям?

 – Каждая профессия делает свой вклад в общее развитие региона, и машиностроительная отрасль здесь не исключение. Сейчас сложная ситуация в мире вообще, и хочется пожелать стабильного рынка, стабильных заказов. Сегодня требуется терпение, чтобы пережить все невзгоды и освоить новые виды продукции. Желаю творческого подхода в этом направлении, хорошей прибыли и достойной зарплаты всем!

http://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=21962


2024-МАЙНИНГ