Новости


УГОЛЬ ДЛЯ МИНИСТРА
30.09.2016


В I полугодии 2016 года добыча угля в странах Евразийского банка развития (5 стран Евразийского экономического союза плюс Таджикистан) достигла максимума за аналогичный период 20-ти лет - 232 млн тонн. Данный результат был достигнут несмотря на неравномерный рост добычи угля в странах ЕАБР. Об этом говорится в обзоре "Угольная промышленность в странах ЕАБР", который подготовило Управление стратегического и отраслевого анализа ЕАБР.

В ДАННОМ ОБЗОРЕ ПРИСУТСТВУЮТ НЕ ТОЛЬКО ТАКИЕ СТРАНЫ С РАЗВИТОЙ угольной промышленностью, как Россия и Казахстан (первая обладает 18% разведанных мировых запасов угля, а Казахстан занимает 8-е место в мире по объему доказанных запасов угля и 10-е - по объему производства), но и Армения с Беларусью, в которых указанной отрасли нет вовсе. Пока нет…

Относительно Армении в обзоре, распространенном сегодня пресс-службой ЕАБР сказано следующее: "В Армении геологические исследования подтверждают наличие запасов угля, в том числе относительно высокого качества. Их объем оценивается на уроне 200-250 млн тонн. Добыча этого сырья в стране не ведется".

Примерно в том же положении и Беларусь: "В Беларуси имеются запасы бурого угля, объем которых оценивается на уровне 100-150 млн тонн. В настоящий момент их разработка не ведется". Однако, что касается Беларуси, то там в некоторых программных документах правительства страны хотя бы предусмотрены некоторые шаги в интересах развития угольной отрасли. В Армении в сторону угля по-прежнему смотрят, скажем так, несколько брезгливо.

Да, "на протяжении периода с 2011 по 2015-й гг. цены на уголь во все мире испытали падение, вызванное ростом предложения этого топлива, а также растущей конкуренцией со стороны более привлекательных с экономической и экологической точки зрения видов энергоносителей". Однако, как сказано в отраслевом обзоре ЕАБР, "в текущем году баланс спроса и предложения на рынке изменился благоприятным для производителей угля образом, и цены на него восстановились по сравнению с минимумами конца 2015-начала 2016 гг. Тем не менее, большинство прогнозов предполагает слабый или отсутствующий рост цен на уголь до конца текущего десятилетия. Прогнозы носят более благоприятный характер в отношении коксующегося угля, чем угля, предназначенного для использования в энергетике".

ВСЕ ЭТО ТАК. ОДНАКО НЕОБХОДИМОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ АРМЯНСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛОМ и энергетики, в частности, побуждают обратить более заинтересованное внимание на угольные ресурсы страны. В конце концов это единственный более или менее значимый собственный энергоноситель Армении. В отличие от тех же России и Казахстана, где имеются крупные запасы и нефти, и газа, но и уголь вниманием не обойден.

Не так давно по этому поводу и в нашей стране начались какие-то "шевеления" - в частности, в актуальной повестке государства оказался вопрос разработки карабахского угля (Магавузское месторождение), который предполагалось использовать в качестве сырья для генерации электроэнергии на Ванадзорской и Ереванской теплоэлектростанциях. Потом, как это у нас часто и бывает, все разговоры об этом почему-то заглохли. Между тем, снижение зависимости от внешних поставок энергоносителей, того же газа, на котором работают наши ТЭЦы, вроде бы вполне рациональное целеполагание, ведущее, в частности, к увеличению доли дешевой генерации в стране и соответственно сдерживанию тарифов на ту же электроэнергию.

Предлагаем эту повестку в портфель нового министра энергетики и природных ресурсов Армении Ашота Манукяна, который уже провозгласил насторожившую некоторых стратегическую инициативу по "комплексному исследованию сырья". Да, новый министр, будучи доктором экономических наук, защищался по далекой от энергетики и природных ресурсов теме банковского надзора (2001 и 2008 гг.), однако ума и прагматичности ему не занимать.

Есть, правда, одно "но". Как и нового премьера Карена Карапетяна, Ашота Манукяна также, по всей видимости, можно считать креатурой "Газпрома", так что обоим придется еще доказать, насколько они на своих высоких постах будут руководствоваться общегосударственными, а не сугубо "газовыми" интересами, ведь тот же уголь способен, пусть и ненамного, но "подвинуть" голубое топливо как сырье для генерации электроэнергии. И это явно не понравится "Газпрому".

Между тем государственные интересы требуют неотложного нахождения новых точек роста, в том числе и создания в стране высокотехнологичного угольного бизнеса. Тем более, что, как уже было сказано в самом начале, в Армении имеются запасы угля "относительно высокого качества". Однако сразу заметим, что внедрение отсталых технологий добычи угля ни к чему хорошему не приведут, в том числе и для экологии.

ВЗЯТЬ, К ПРИМЕРУ, КЫРГЫЗСТАН, ГДЕ РАЗВЕДАННЫЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ запасы угля оцениваются в 2,3 млрд тонн. Угольная промышленность имеет стратегическое значение для экономики страны, будучи источником сырья для производства энергии, дефицит которой испытывает эта республика. В 1990-е был зафиксирован масштабный спад добычи угля в стране, за которым последовала длительная стагнация угольной отрасли. Однако, начиная с 2007 года, правительство Кыргызстана стало предпринимать активные меры по восстановлению отрасли в рамках политики импортозамещения и обеспечения энергетической безопасности. В результате за последние 10 лет добыча угля возросла в 5 раз и составила 1,9 млн тонн (однако этот показатель вдвое меньше, чем в 1990 году). Потребность в импортном угле стала снижаться. В стратегии развития ТЭК Кыргызстана до 2025 года предполагается сохранение приоритета диверсификации источников энергии с замещением импортного угля.

Очень показателен для нас и пример Таджикистана, который буквально спасли угольные разработки, когда с 2012 года начали сворачиваться поставки природного газа из Узбекистана. Для этой страны, как и для нас, уголь является единственным, помимо импортных, источником энергии для страны, предложение которого может быть увеличено быстро и с умеренными затратами.

"Угледобыча представляет интерес для банка в виду наличия в ней инвестиционных возможностей, а также привязки к металлургии и энергетике, которые входят в число стратегических приоритетов ЕАБР, - комментирует начальник Управления стратегического и отраслевого анализа ЕАБР Екатерина Дмитриева. - При этом основным фокусом банка являются проекты, направленные на углубление экономической интеграции между странами-участницами банка, имеющие модернизационный эффект и повышающие стабильность экономик стран-участниц. ЕАБР придерживается строгих стандартов, оценивая рассматриваемые проекты с точки зрения их экологических последствий".

Вот видите, банк развития интересуется…

http://novostink.ru/armenia/175380-ugol-dlya-ministra.html


2024-МАЙНИНГ