Обзор СМИ


На защите чёрного золота
24.11.2016


За последние годы в Кемеровской области наработан опыт борьбы с так называемыми «чёрными копателями», организующими незаконную добычу угля на нелегальных разрезах. О том, как строится работа органов внутренних дел региона по декриминализации угольной отрасли, мы поговорили с начальником ГУ МВД России по Кемеровской области генерал-лейтенантом полиции Юрием ЛАРИОНОВЫМ.

Юрий Николаевич, топливно-энергетический комплекс - это база экономики Кемеровской области, поэтому логично предположить, что для правоохранительных органов Кузбасса защита и декриминализация ТЭК являются одними из главных задач?

- Основа топливно-энергетического комплекса региона - угольная промышленность, электроэнергетика, а с появлением первого нефтеперерабатывающего завода - ещё и нефтепереработка. В этом году сотрудники полиции выявили 41 преступление в сфере ТЭК. Только по расследованным уголовным делам установленный ущерб составил более 134 миллионов рублей, из них благодаря вмешательству органов внутренних дел 116 миллионов были возмещены.

Например, Главное следственное управление ГУ МВД России по Кемеровской области расследует уголовное дело, возбуждённое по факту злоупотребления полномочиями руководителем ООО «Центральная ТЭЦ», которое в период с января 2013-го по июль 2014 года не рассчиталось за поставленный природный газ, причинив поставщику ресурса ущерб на сумму более 1,6 миллиарда рублей.

Но, конечно, в Кузбассе основная часть преступлений совершается в угольной отрасли. В Кемеровской области добывается около 60 процентов всего российского угля. Сегодня угольный дивизион региона - это 41 шахта, 48 разрезов, 43 обогатительные фабрики и 9 установок обогащения угля. До конца 2016 года планируется запустить в эксплуатацию ещё 3 предприятия угледобычи, ввод которых создаст около 2 тысяч рабочих мест. В угольную промышленность в 2016 году планируется инвестировать 45 миллиардов рублей. Каждое угольное предприятие - это отчисления в бюджет, это рабочие места.

Нелегальная добыча угля - прежде всего, ущерб государству, которое несёт как прямые убытки, так и в виде упущенной выгоды. Недропользование - это лицензионный процесс. Незаконные добытчики угля вне этого процесса. Значит, государство не получает не только платы за лицензию, но и налогов. Кроме того, «чёрные копатели» при ведении горных работ разрушают или загрязняют дорожные коммуникации, подкапывают опоры линий электропередачи, наносят урон жилым домам, земельным участкам, дачным постройкам, лесным насаждениям и водоёмам. Они зачастую пренебрегают правилами ведения горных работ и техникой безопасности, что ставит под угрозу жизнь самих нелегальных горняков.

«Чёрные копатели» причиняют не только большой экономический, но и имиджевый ущерб региону, так как незаконно добытый уголь низкого качества поставляется в другие регионы страны, и плохое качество топлива в итоге сказывается на репутации Кемеровской области как региона - поставщика угольной продукции.

Вот почему в работе по декриминализации угольной отрасли участвуют практически все региональные органы. Всестороннюю поддержку правоохранительным структурам постоянно оказывает губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В данном направлении деятельности органы внутренних дел сотрудничают с УФСБ России по Кемеровской области, Кемеровской таможней, Сибирским управлением Ростехнадзора, Управлением Росприроднадзора, Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли и другими.

Как давно правоохранительные органы Кузбасса столкнулись с таким явлением, как нелегальные угольные разрезы?

- Первые нелегальные угольные разработки в регионе появились ещё в середине 90-х годов. Если ранее информация о неглубоких маломощных угольных залежах была засекречена, безопасность её гарантировалась государством, то с переходом многих предприятий в частную собственность, с их перепродажей происходила утечка информации. Тогда же появились люди, готовые вложить немалые деньги в незаконную добычу угля, владеющие маркшейдерскими картами, горнодобывающей техникой, каналами сбыта. В регионе появились «старатели», ущерб от деятельности которых оценивался в миллиарды рублей.

Кузбасские органы внутренних дел начали борьбу со стихийным и незаконным освоением угольных участков «с нуля». Тогда в стране отсутствовала практика возбуждения уголовных дел по фактам хищения угля, да ещё и в крупных масштабах.

К какой ответственности полиция привлекает организаторов незаконных разработок угольных залежей? И возникают ли какие-либо законодательные проблемы в связи с этим?

- Долгое время по фактам обнаружения нелегальных разрезов правоохранительные органы возбуждали уголовные дела по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». Однако для доказательной базы по данной квалификации необходимо наличие факта причинения ущерба или извлечения дохода на сумму не менее чем в 1,5 миллиона рублей. «Чёрные копатели» пользовались этим и, как правило, не превышали данный порог. В таком случае мы могли привлечь их только к административной ответственности. А это, в свою очередь, развязывало руки угольным преступникам, и они вновь брались за старое, штрафы их не пугали, ведь от продажи угля они могли заработать в разы больше.

Поскольку отдельной статьи за незаконную добычу угля в Уголовном кодексе Российской Федерации нет, Главное следственное управление ГУ МВД России по Кемеровской области начало наработку принципиально новой правоприменительной практики. В 2013 году в Кемеровской области было возбуждено первое уголовное дело по факту тайного хищения угля из недр, совершённого в особо крупном размере. Представителем потерпевшего по данному делу выступал Росприроднадзор Кемеровской области. Следователи совместно с маркшейдерами осмотрели территорию нелегального разреза в Киселёвске и установили, что там было незаконно добыто более 44 тысяч тонн угля. На чёрном рынке топливо сбывалось по 1120 рублей за тонну. Таким образом, ущерб государству от деятельности криминальных углекопов составил свыше 49 миллионов рублей.

В настоящее время эта статья активно используется в Кузбассе для привлечения «чёрных копателей» к уголовной ответственности. Но проблемы у следствия всё же существуют. Так, например, до сих пор отсутствуют законодательно установленные методики исчисления ущерба, как при хищении угля, так и при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности.

Какие ноу-хау применяет кемеровская полиция для обнаружения разработок нелегальных угледобытчиков?

- Почти все очаги нелегальной угледобычи выявляются на юге региона - в Новокузнецком, Прокопьевском, Беловском районах, городах Киселёвске, Осинниках и других. Это территории, где угольные пласты расположены близко к поверхности земли, а поэтому их разработка не требует дополнительных инженерных решений. Также в этой местности находится большое количество заброшенных территорий закрытых угледобывающих предприятий. Оперативники прочёсывают неблагополучные районы, используя как наземные, так и воздушные виды спецтранспорта. Как показывает практика, авиарейды - один из самых действенных способов борьбы с «чёрными копателями». Сейчас полиция активно применяет беспилотники. Это помогает сотрудникам подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в изучении схемы работы подозреваемых, в том числе в установлении пунктов отгрузки похищенного угля.

Поступательная работа кузбасской полиции привела к тому, что в последнее время тактика «чёрных копателей» приняла характер краткосрочных «набегов», когда уголь добывается преимущественно в ночное время в течение 2-3 дней, после чего злоумышленники меняют место добычи.

Например, в начале сентября 2016 года полицейские пресекли деятельность двух групп, осуществлявших незаконные вскрышные (связанные со снятием верхних горных пород) работы в районах угольных предприятий города Киселёвска. Места нелегальной угледобычи были установлены с использованием беспилотных летательных аппаратов. На одном из участков пятеро злоумышленников при помощи экскаватора, погрузчика и самосвала зачищали от грунта угольный пласт, чтобы наладить добычу топлива. Однако сыщики обнаружили место вскрышных работ и задержали «чёрных копателей», которыми оказались местные жители.

Юрий Николаевич, каковы результаты работы полиции Кузбасса по декриминализации угольной отрасли в этом году?

- В этом году сотрудники органов внутренних дел Кемеровской области пресекли более 20 фактов незаконной добычи угля. В отношении организаторов следственными органами были возбуждены 6 уголовных дел: пять - по признакам преступления, предусмотренного ст. 158 УК Российской Федерации «Кража», и одно - по факту незаконного предпринимательства.

Одно из самых крупных задержаний было проведено в Киселёвске. Там оперуполномоченные Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области пресекли деятельность организованной группы лиц, незаконно добывавших уголь. По предварительным оценкам, в результате преступных действий объём каменного угля, извлечённого из недр нераспределённого фонда Российской Федерации, составил 4 752 тонны на сумму более 8 миллионов рублей. Организаторы будут привлечены к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.

Конечно, нелегальная добыча - это далеко не единственный вид преступлений в угольной отрасли, с которыми борется кузбасская полиция. Преступления совершаются и на легальных предприятиях, при этом в них чаще всего замешаны сами работники.

В этом году по различным составам было возбуждено 30 уголовных дел по преступлениям в угольной отрасли, 25 из них - по преступлениям экономической направленности. Например, 11 уголовных дел возбуждены по фактам коррупционных преступлений. Сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области задокументировали 6 фактов дачи взяток инспектору Ростехнадзора руководителями угольных предприятий. За то, чтобы инспектор «закрыл глаза» на имеющиеся нарушения, одно из предприятий доставило на дачу инспектору несколько грузовиков гравия, а другое - 4 тонны металлоконструкций. Чиновник, осуждённый по ст. 290 УК РФ «Получение взятки», обязан выплатить 800 тысяч рублей штрафа. Руководители шахт также стали фигурантами уголовных дел о даче взяток…

http://www.ormvd.ru/pubs/100/on-the-protection-of-the-black-gold-/


2024-МАЙНИНГ